27.05.22

В полёт, циклолёт!

Прототип летательного аппарата, незаменимого для эвакуации людей в случае стихийных бедствий, испытывают в Институте теплофизики СО РАН.

Вход в институт теплофизики СО РАН

В ИТ СО РАН уже провели лётные испытания прототипа беспилотника размерами полтора на полтора метра.

Институт теплофизики им. С. С. Кутателадзе — один из тех, с которых начиналась история СО РАН, и тоже отмечает своё 65-летие. К юбилею сотрудники ИТ СО РАН представили первые результаты работы по новому для себя направлению, которое, тем не менее, уже сейчас открывает перед ними громадные перспективы. Если, конечно, будет заинтересованность властей и, как следствие, финансирование. Речь идёт о беспилотных летательных аппаратах.

— В прошлом году мы закончили проект по созданию беспилотника на циклических движителях — барабанах, которые вращаются и создают тягу. Идея такого прибора возникла более ста лет назад, но в виде летательного аппарата не была воплощена, поскольку управлять таким прибором вручную невозможно. Мы подошли к этой задаче на новом техническом уровне. После предварительных исследований запустили проект, поддержанный российским Фондом перспективных исследований, и за два года сделали демонстратор такого аппарата, — рассказывает заместитель директора Института теплофизики СО РАН Артур Бильский.

Подобный аппарат в случае его постройки и успешного запуска должен оказаться очень манёвренным, иметь низкий уровень шума, что особенно важно в городских условиях, и сможет садиться даже на маленькие и неподготовленные площадки — даже расположенные под углом или вертикально. Для эвакуации людей в случае стихийных бедствий и пожаров — качество незаменимое. А при собственной массе более 2 тонн он сможет поднять в воздух несколько человек.

— Мы провели лётные испытания прототипа такого аппарата размерами полтора на полтора метра и сейчас планируем продвигать его в двух вариантах: как малый аппарат весом до 30 килограммов для перевозки грузов и как большой летающий автомобиль-циклокар. Изготовив большой движитель, мы испытали его в аэродинамических трубах и убедились, что, если снабдить такими движителями автомобиль, он полетит. Казалось бы, это экзотика, но в обозримой перспективе построить такой аппарат вполне возможно, — считает Артур Бильский.

По расчётам специалистов института, создать прототип большого циклолёта вполне реально за два года. Работы находятся в стадии согласования: институт является головным исполнителем, но при этом, поскольку отдельные детали машины очень сложные в исполнении, к их изготовлению привлечено большое число подрядчиков.

Одними воздушными машинами на основе необычного движителя его проектировщики ограничиваться не планируют и уже продумывают возможности создания плавающего аппарата. Наконец, циклический движитель можно «научить» работать не на генерацию тяги, а на преобразование поступающей энергии — и в этом случае он сможет работать как ветряк или бесплотинная гидроэлектростанция.

Стоит отметить, что Институт теплофизики в 2022 году весьма успешно поучаствовал в конкурсах правительства Новосибирской области на предоставление поддержки молодым учёным. По их итогам два сотрудника получили гранты на 500 тысяч рублей, один стал обладателем именной премии по областной госпрограмме «Стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности в Новосибирской области» и ещё двое по этой же программе получили именные стипендии.

Виталий СОЛОВОВ
back

Материалы по теме:

19.03.24 На клеточном уровне

Уникальные разработки для борьбы с раком, не имеющие аналогов в мире, создают в молодёжной лаборатории, открытой при поддержке правительства Новосибирской области

22.09.22 Удивительное рядом

Летающий автомобиль, клетки — убийцы вирусов и кристаллы — защитники от радиации: над чем сейчас работают новосибирские учёные?

27.06.22 Мясо на грядке

Новосибирские учёные работают над тем, как придать растительной продукции свойства, которые позволят ей заменить мясо

24.03.22 Свежая кровь

«Обучение» клеток борьбе с опухолями и восстановление обоняния после ковида: новосибирские учёные разрабатывают новые клеточные технологии медицины

17.09.21 По законам кинетики

Уникальные методики анализов крови и аэрозольные антибиотики: какие разработки Института химической кинетики и горения СО РАН могут стать новым словом в медицине?

up