Вопреки стереотипам
Учёный Александр БАННОВ — о том, за счёт чего развивается сибирская наука, как государство оказывает поддержку исследователям и кто может добиться успеха в этой сфере
АЛЕКСАНДР БАННОВ
Профессор кафедры химии и химических технологий НГТУ-НЭТИ, доктор химических наук, кандидат технических наук. Занялся наукой в 2007 году, когда поступил в аспирантуру к профессору Геннадию Кувшинову, одному из крупных специалистов в области синтеза углеродных наноматериалов. В 2012 году защитил кандидатскую диссертацию. В 2023 году получил премию правительства Новосибирской области за выдающиеся научные достижения.
Молодой учёный из Новосибирска Александр Баннов никогда не следовал трендам и моде. В то время как большинство его сверстников поступали на модные тогда профессии экономистов и юристов, он выбрал не самую популярную химию. И, уже став достаточно известным учёным, продолжает на личном примере доказывать, что занятия наукой —дело для людей успешных, способное принести общественное признание и широкую известность. Его фотография размещена на одном из рекламных баннеров в Новосибирске в рамках акции регионального правительства «Наука рядом», популяризирующей молодых учёных и их разработки.
— Как получилось, что вы выбрали техническую специальность, связанную с химией? Ведь даже сегодня такой выбор отнюдь не очевиден для молодого человека.
— Я учился в одной из крутейших школ в Улан-Удэ, которая была номер один практически на всех олимпиадах. И хотя расположена она в спальном районе, учителя были очень хорошие. Даже сегодня я иногда с удивлением спрашиваю у студентов: вас что, этому в школе не учили? Я многое из того, что они не знают, изучил ещё в школе. А ещё у меня мама 40 лет в лаборатории химиком отработала. Потому заинтересовался этой наукой, и дальше уже как-то само пошло.
— В дальнейшем вы также сделали, скажем так, не самый очевидный выбор. В то время как востребованность технических специалистов на производстве росла с каждым годом, как и их зарплаты, вы остались в родном университете.
— Да, было непросто в каких-то моментах. Но после университета я уже лаборантом год в университете работал и решил, что было бы интересно в аспирантуру поступить. Нашёл хорошую лабораторию. Профессор Геннадий Георгиевич Кувшинов у нас был, который углеродными материалами занимался. И в этой лаборатории я до сих пор работаю. Было тяжеловато, но всё зависит от руководителя. У нас постоянно были какие-то проекты, нам доплачивали, я занимался преподаванием, исследованиями. Существует стереотип, что наука — занятие неприбыльное, но я бы так не сказал. Безусловно, есть сферы деятельности, где можно заработать больше, но активный, занимающийся научно-исследовательскими проектами человек будет иметь нормальный доход.
— Сегодня университет сам финансирует научные исследования?
— Университет — это, прежде всего, образовательное учреждение. Но для меня в идеале 25 процентов времени преподавать, 75 процентов — заниматься исследованиями. И для этого есть различные гранты, поэтому возможностей много. Последние 15 лет мы постоянно каждый год на различные проекты заявки подаём. У самого университета таких средств — больших, серьёзных — конечно, нет.
— Не было желания уйти из НГТУ в какую-то другую лабораторию или организацию?
— Здесь я занимаюсь интересными вещами. Мне нравится самому выбирать направление для исследований. Самому вовлекать людей. У меня нет начальника сверху, который говорит «ты сегодня этим занимаешься, завтра — вот этим». Я сам выбираю те направления, которые мне интересны. И пока это вполне успешно происходит.
— В исследованиях в рамках импортозамещения как мы выглядим, какие позиции занимают наши учёные со своими разработками?
— Если говорить про мировой уровень, то, конечно же, хотелось бы желать большего. Я сам работал за границей полтора года и могу сказать, что там финансирование кратно выше. Мы пока во многих областях пытаемся догнать западных коллег. К сожалению, пока мы не номер один.
Но надежда всё же есть, что всё изменится. Ведь это процесс системный. И этими проблемами надо было ещё 10–20 лет назад заниматься. Талантливые люди ушли. Нужно новых обучить. Похоже, менеджеры в Москве, управленцы в министерствах ещё не до конца поняли это. Но всё движется в правильном направлении, поэтому со временем будет лучше.
— По вашим наблюдениям, кто чаще добивается успехов — молодые гении или тот, кто много работает?
— Моё мнение, что достигают успеха именно трудяги. И для меня лично такие люди ценнее. Он как бы споткнулся, упал, у него возникла какая-то проблема, но он взял паузу, подумал и в итоге решил её. Поэтому учу студентов, что у всех бывают трудности, но ничего страшного в этом нет: начинайте заново, пытайтесь, и у вас всё получится.
— Сложно ли руководить научным коллективом?
— Не скажу, что для меня это представляет сложность. По крайней мере, у нас работают люди ответственные, даже в чём-то педантичные. Ведь с человеком сложно работать, когда он непунктуален, если у него нет структуры деятельности. Всё-таки должна быть систематика. Я, например, знаю, что буду делать, на пару лет вперёд. Знаю, какие у нас будут проекты.
— Какие цели перед собой ставите? Ректором случайно не хотите стать?
— Какие-то очень большие менеджерские или управленческие цели перед собой не ставлю. Мне интересно именно управление научными коллективами, это я люблю.
— Когда ваша фотография появилась на баннерах в городе, приятно было? Сами видели своё изображение? Какие эмоции вызвала эта акция, инициатором которой стали региональные власти?
— Сам я ещё не был на Мочищенском шоссе, где находится баннер с моим изображением. Это, безусловно, приятно. Хотя не думаю, что это подчёркивает какие-то мои заслуги. Но это говорит о том, что людям интересно то, чем мы занимаемся. Это повышает престиж коллектива, университета. Здорово, что такие вещи происходят.
Газовый прорыв
Учёные из НГТУ-НЭТИ разработали установку, которая сможет определять заболевания по составу выдыхаемого человеком или животным воздуха.
Это сделает работу на промышленных предприятиях более безопасной.
—У нас есть газовый сенсор, который позволяет определять газы, такие как аммиак, диоксид азота, углеводороды, и может быть использован в задачах промышленной безопасности на предприятиях и в биомедицинских приложениях для определения ранних стадий заболеваний по составу выдыхаемого воздуха. Сейчас мы работаем с разными углеродными материалами, — рассказал профессор кафедры химии и химических технологий Александр Баннов.
В промышленной отрасли (угольной и химической) сейчас есть большая проблема с определением вредных газов, выделяющихся в процессе производства. Это может привести к авариям, а также повлиять на здоровье людей. По словам Александра Баннова, в настоящее время в мире ведутся похожие разработки, но готовых устройств пока больше ни у кого нет.
Ожидается, что в течение года новый прибор будет представлен потенциальным заказчикам, после чего его будут дорабатывать исходя из поставленных задач.
Материалы по теме:
Инновационные лекарственные препараты вскоре появятся в России благодаря разработкам молодёжной научной лаборатории из Новосибирска
Уникальное биоудобрение и портативный газоанализатор для оценки воздействия на почву создали молодые учёные из Новосибирска благодаря гранту регионального правительства
Представляем ещё восьмерых героев науки — билборды с их фотографиями и открытиями можно увидеть на улицах Новосибирска
Новая разработка сибирских учёных поможет найти людей там, где не работает спутниковая навигация
Фотографии 15 молодых исследователей с информацией о совершённых ими открытиях разместили на улицах Новосибирска
Уникальные разработки для борьбы с раком, не имеющие аналогов в мире, создают в молодёжной лаборатории, открытой при поддержке правительства Новосибирской области
Летающий автомобиль, клетки — убийцы вирусов и кристаллы — защитники от радиации: над чем сейчас работают новосибирские учёные?
Новосибирские учёные работают над тем, как придать растительной продукции свойства, которые позволят ей заменить мясо
Прототип летательного аппарата, незаменимого для эвакуации людей в случае стихийных бедствий, испытывают в Институте теплофизики СО РАН
«Обучение» клеток борьбе с опухолями и восстановление обоняния после ковида: новосибирские учёные разрабатывают новые клеточные технологии медицины
Уникальные методики анализов крови и аэрозольные антибиотики: какие разработки Института химической кинетики и горения СО РАН могут стать новым словом в медицине?