13.05.22

Самокатам здесь не место?

Как упорядочить движение электросамокатов в Новосибирске и почему они до сих пор не признаны транспортным средством?

Элетросамокаты на стоянке

В конце апреля одна из кикшеринговых компаний официально оформила 28 парковочных площадок для самокатов — все в Октябрьском районе. Хотя по городу их гораздо больше.

Российские СМИ в конце марта 2022 года сообщили, что Верховный суд РФ приравнял электросамокаты к транспортным средствам. После этого сразу появились сообщения, что теперь самокатчиков могут привлекать и штрафовать по всей строгости ПДД — за езду в неположенном месте, превышение разрешённой скорости и неправильную парковку.

Однако журналисты либо не вникли в решение суда, либо просто сделали кликбейтные заголовки, расходящиеся с реальным содержанием. Речь шла о конкретном прецеденте в Подмосковье — ДТП, закончившимся гибелью самокатчика: водитель автомобиля, с которым он столкнулся, настаивал, что в конкретной ситуации электросамокат являлся транспортным средством. Но так как право в России не прецедентно, в ПДД электросамокаты так и остались СИМами (средствами индивидуальной мобильности), а в отдельных местах и вовсе приравнены к пешеходам. По крайней мере, модели самокатов обеих кикшеринговых (прокатных) компаний, работающих второй год в Новосибирске, по своим техническим характеристикам (мощность двигателя не более 250 Вт) даже с натяжкой не могут быть приравнены к мопедам, на которые уже нужно водительское удостоверение и распространяются ПДД.

Согласно этим правилам, в жилой зоне (имеются в виду дворы многоквартирных домов) электросамокатчики приравниваются к пешеходам: имеют право ездить везде, а водители машин обязаны уступать им дорогу.

С весны и по осень 2021 года именно самокаты и всё, что с ними связано, были одной из самых «горячих» тем в Новосибирске. Возмущались пешеходы, вынужденные уклоняться от «пролетающих» мимо самокатов. Недовольны были и в мэрии Новосибирска, говоря, что стоянки самокатов, зачастую самовольные, мешали автомобилям и уборочной городской технике. Вице-мэр Новосибирска Олег Клемешов говорил, что обе прокатные компании, работавшие в Новосибирске в прошлом году, не выполняли ряд пунктов соглашения с муниципалитетом, в частности, по местам размещения самокатов. Но раз это не транспортное средство, то и эвакуировать его нельзя — получается замкнутый круг.

Элетросамокаты на стоянке

ЦИФРА

 15 

ДТП с участием самокатов произошло в 2021 году в Новосибирске. В них погиб один человек, девять были травмированы.

К весне 2022 года мэрия была настроена решительно. По крайней мере, в плане сбора платы за аренду мест парковки самокатов. Во второй половине апреля только одна из компаний официально оформила 28 площадок — все в Октябрьском районе. Хотя очевидно — их гораздо больше по всему городу, и сами предприниматели говорят, что именно власти затягивают оформление документов. Но 22 апреля начальник департамента инвестиций, потребительского рынка, инноваций и предпринимательства мэрии Виталий Витухин сообщил, что мэрия выносит «последнее китайское предупреждение». Анонсировалось, что с 4 мая самокаты могут начать отправлять на штрафстоянки, после соответствующего разрешения прокуратуры, но пока до этого дело не дошло. Да и как это оформить юридически законно — вопрос, ведь ПДД (документ федерального уровня) говорит однозначно: если вы управляете электросамокатом с мощностью мотора не более 250 Вт, то вы приравниваетесь к пешеходу. И вы — пешеход/электросамокат — должны двигаться по тротуарам, пешеходным или велопешеходным дорожкам. Если их нет — то по обочине или по краю проезжей части навстречу потоку автомобилей.

Первый вице-спикер заксобрания НСО Андрей Панфёров через соцсети призывал мэра Новосибирска вообще закрыть прокат электросамокатов в городе, чтобы не множить проблемы.

— К сожалению, попытки Минтранса и ГИБДД урегулировать движение СИМов до сих пор ни к чему не привели. Результаты мэрии Новосибирска ещё скромнее. Там ограничились только оформлением парковочных площадок под самокаты, да и в этом не преуспели, — сказал он. — Снова тепло, и снова возмутительная вакханалия! На любой центральной улице пешеходы вынуждены лавировать по тротуарам, чтобы не попасть под колёса оголтело несущихся самокатчиков. Денег от парковок самокатов всё равно минимум, так почему не проявить принципиальность и не обезопасить наших граждан?

Жизнь показывает, что большинство людей — и пешеходов, и автомобилистов — самокатам явно не рады. Но многие нюансы законодательства и отсутствие решительности отдельных чиновников только сильно запутывают этот клубок проблем. Очень не хочется, чтобы действовать заставили чрезвычайные происшествия.

КОММЕНТАРИЙ

Михаил МЕЗЕНЦЕВ, эксперт «Дорожной инспекции ОНФ», секретарь Общественного совета при минтрансе НСО:
— Как водитель с появлением самокатов я стал ещё более осторожен на дороге. Эти, с позволения сказать, «участники движения» ведут себя очень фривольно, резко появляются, совершают рискованные манёвры. Я уже не говорю про пешеходов, которым бесшумные самокаты угрожают ещё сильнее.
Виталий ЗЛОДЕЕВ | Фото Александра ГРИБАКИНА и Елены КВАСНИКОВОЙ
back

Материалы по теме:

14.07.22 Из точки А в точку Б

За решение одной из самых резонансных городских проблем последних лет взялось Законодательное собрание региона

05.07.22 Сбросить скорость

Как найти мирное решение проблемы электросамокатов?

30.05.22 Надо узаконить

Спикер заксобрания НСО Андрей ШИМКИВ выразил консолидированную позицию регионального парламента по поводу использования в городе электросамокатов

19.05.21 Куда самокатимся?

Как самокаты захватили наш город и почему общественники хотят сузить автодороги, а пешеходы объявили войну «людям на колёсах»?

Новости  [Архив новостей]

x

Сообщите вашу новость:


up
Яндекс.Метрика