09.10.23

Самокаты: запретить нельзя оставить

Количество электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности на улицах городов будет только расти, нравится это кому-то или нет

Развитие средств индивидуальной мобильности (СИМ) — общемировой тренд, который в той или иной степени затронул все страны, в том числе Россию. Вектор развития городов направлен в сторону популяризации личного велотранспорта и других транспортных средств (электросамокат, моноколесо, гироскутер), которые всё больше теснят привычный автомобильный транспорт. Понятно, что пока и на Западе личные автомобили распространены довольно широко, а самокаты далеко не у всех пользуются одобрением: так, в Париже с 1 сентября вступил в силу запрет на использование арендных самокатов на улицах города. Тем не менее тенденция прослеживается довольно чётко, и в обозримом будущем, судя по всему, ожидать её смены не приходится. Понятно, почему многие делают выбор в пользу личного вело- и электротранспорта. Это его экологичность, более низкие издержки в обслуживании, быстрота и удобство передвижения с учётом пробок и прочих факторов.

В России резкий рост рынка кикшеринга произошёл в 2021 году, чуть позже, чем в Европе и США, и сейчас он растёт примерно на 60% в год — быстрее, чем на Западе. По оценкам компаний, работающих в этой сфере, к 2026 году в России будет совершаться порядка 540 млн поездок в год. Бурный рост рынка аренды электросамокатов обусловлен несколькими факторами, прежде всего значительным числом городов-миллионников с большой долей молодого, активного населения, а также тем, что у нас разрешено передвигаться на самокатах по тротуарам, что запрещено в большинстве европейских и американских городов. Логично, что с ростом распространённости электросамокатов стали обостряться дискуссии о том, как регулировать их передвижение по городу и как определять их правовой статус. Долгое время СИМ у нас находились вне рамок правового поля, пока 1 марта 2023 года не была принята новая редакция «Правил дорожного движения», где прописано, что под этим термином понимается транспортное средство, имеющее одно или несколько колёс (роликов) и предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя. Там же прописаны правила эксплуатации электросамокатов и определена максимальная скорость движения на различных участках.

Конечно, на том же Западе не все являются адептами СИМ, там тоже хватает тех, кто от них не в восторге. Но глобально, на уровне общества, там достигнут консенсус о том, что будущее — именно за велосипедами, скутерами, самокатами и подобными видами личного транспорта. У нас с этим сложнее. На словах вроде бы мы тоже за развитие СИМ и вроде бы что-то делаем в этом направлении, но вот того самого общественного консенсуса у нас всё-таки нет. Зато у нас хватает тех, кто призывает идти по самому простому, запретительному, пути. В качестве аргумента чаще всего они приводят вопрос безопасности. Вопрос этот действительно непростой. Даже если не углубляться в статистику, а просто отслеживать ленты новостей, то нетрудно заметить, что разнообразных происшествий с участием электросамокатов происходит не так уж мало, и они действительно представляют угрозу для пешеходов. В то же время у нас довольно велико число тех, кто видит в электросамокатах и СИМ хорошую альтернативу автомобилям с точки зрения экологии и разгрузки улиц, а вопросы безопасности, по их мнению, можно решать административно-регуляторными мерами. В общем, слухи о возможном запрете кикшеринга в России периодически появляются, но, скорее всего, решение этого вопроса будет отдано на откуп местным властям, которые в массе своей не склонны идти на крайние меры, предлагая регламентировать деятельность кикшеринговых компаний — в основном в плане ограничения скорости.

В Новосибирске арендные электросамокаты стали появляться летом 2020 года, и они пользуются определённым спросом у горожан. Сейчас на улицах города можно встретить лишь жёлтые самокаты от фирмы Woosh, и за 2022 год, по имеющимся данным, ими воспользовалось 180 тысяч человек. Новосибирский кикшеринг сталкивается с теми же проблемами, что и в других городах, и связаны они с отсутствием инфраструктуры для эксплуатации самокатов, с тем, что многие не соблюдают правила их использования (нарушая скоростной режим, бросая в неположенных местах — на газонах, тротуарах), и с безопасностью самокатов для пешеходов. В Новосибирской области за первые четыре месяца этого года было зафиксировано три ДТП с участием электросамокатов, что немного, но в идеале подобных случаев не должно быть вообще. А ведь бывает, что потерпевшими оказываются сами пользователи самокатов, когда они, например, попадают под колёса автомобилей. Так что здесь системная, комплексная проблема — как развести потоки пешеходов, самокатов и автомобилей, и чтобы всем было хорошо. Задача не из лёгких.

Для Новосибирска всё это важно ещё и потому, что он занимает одно из первых мест в стране по уровню автомобилизации и входит в топ рейтинга городов мира с самым загруженным трафиком. Что в рабочие дни, что в выходные центральные и периферийные городские магистрали стабильно перегружены. Понятно, что на это влияет в том числе активное жилищное строительство, появление новых жилых микрорайонов. Это тоже большая проблема, как и неразвитость наземного и подземного транспорта. В результате у многих людей просто нет альтернативы покупке автомобиля. Многие и вовсе убеждены, что велосипедного и самокатного будущего у нас нет, что оно нам и не нужно, у нас полгода зима и так далее. Опыт Скандинавских стран или Канады со схожим климатом их не убеждает. Такой позиции придерживаются заядлые автомобилисты, которым постоянно мешают пешеходы и велосипедисты, которых желательно вообще убрать куда-нибудь подальше. Хотя по идее должно быть наоборот, и потесниться надо бы как раз автомобилистам. Иначе весь город рискует превратиться в одну гигантскую пробку.

Вообще, здесь, конечно, масса факторов и нюансов. Очевидно, что у нас, в отличие от Запада, автомобиль — это не просто средство передвижения, но и маркер социального статуса. Ещё бытует представление, что если у тебя нет машины, то ты человек второго сорта, с которым можно не считаться и которого можно ущемлять. Что у нас и происходит.

Да, в последнее время велосипедистов на улицах мало, но говорить, как некоторые, что «идея велосипедизации всея Новосибирской области с треском провалилась», как по мне, странно. Никто и не выдвигал такую идею и тем более ничего особо не сделал для её претворения в жизнь. Для того чтобы у нас были велосипедисты и самокатчики в массовом количестве, им для начала нужно обеспечить соответствующие условия. А их нет. Так, в городе есть какое-то подобие велодорожек, например, на улице Владимирской, но это именно подобие. Плюс низкокачественный и малокомфортный общественный транспорт, который не способствует тому, чтобы люди отказывались ради него от личных машин. В итоге мы получаем пробки, загазованность, заставленные машинами дворы и тротуары. И массу автомобилистов, которые считают себя вправе ездить как хотят и парковаться где хотят. Зато они стройными рядами выступают против того, чтобы «откусывать проезжую часть».

СИМ — прекрасная альтернатива автомобилям, но, к сожалению, для их развития и популяризации у нас делается очень мало. Горожане почему-то жалуются на мешающие им самокаты, зато на машины жалоб особо не слышно, хотя от них проблем и дискомфорта гораздо больше. Всё прогрессивное человечество сегодня делает выбор в пользу микромобильности, которая позволяет передвигаться на короткие и средние расстояния на компактных транспортных средствах. Это удобнее, быстрее, дешевле и экологичнее. Как ни крути, а будущее за ними. Да, можно зарываться в норку и делать вид, что нас это не касается, но ни к чему хорошему подобная политика не приведёт. И чем раньше мы это осознаем, тем лучше.

Дмитрий ОВЧИННИКОВ | Фото Валерия ПАНОВА
back

Материалы по теме:

20.09.24 Проблема вернулась

В Новосибирске и области в разы выросло число дорожно-транспортных происшествий с самокатчиками

28.09.23 Навести порядок на улицах

Депутат заксобрания НСО Елена ТЫРИНА приняла участие в рейде по мониторингу соблюдения ПДД велосипедистами и водителями самокатов

17.07.23 Само не укатится

Как сделать так, чтобы электросамокаты перестали раздражать горожан, разбиралась специальная рабочая группа Законодательного собрания

01.06.23 Куда ты катишься?

Когда будет достигнуто взаимопонимание между городскими властями и кикшеринговыми компаниями? Разбирается рабочая группа заксобрания

14.07.22 Из точки А в точку Б

За решение одной из самых резонансных городских проблем последних лет взялось Законодательное собрание региона

05.07.22 Сбросить скорость

Как найти мирное решение проблемы электросамокатов?

30.05.22 Надо узаконить

Спикер заксобрания НСО Андрей ШИМКИВ выразил консолидированную позицию регионального парламента по поводу использования в городе электросамокатов

13.05.22 Самокатам здесь не место?

Как упорядочить движение электросамокатов в Новосибирске и почему они до сих пор не признаны транспортным средством?

19.05.21 Куда самокатимся?

Как самокаты захватили наш город и почему общественники хотят сузить автодороги, а пешеходы объявили войну «людям на колёсах»?

up