19.05.21

Куда самокатимся?

Как самокаты захватили наш город и почему общественники хотят сузить автодороги, а пешеходы объявили войну «людям на колёсах»?

Один из проблемных вопросов — это хаотичная парковка электросамокатов по всему Новосибирску.

Если в прошлом году конфликты между «людьми на колёсах» и пешеходами имели локальный характер, то нынешняя весна привела к нам сразу двух операторов проката средств индивидуальной мобильности (СИМ) — сетевиков Whoosh и Urent. Прокатчики оперативно «окучили» всю страну и засеяли улицы российских городов стихийными стоянками самокатов. Новосибирск исключением не стал, и теперь из пункта А в пункт Б можно проехать с ветерком на «бешеной табуретке», вгрызаясь в пешеходный поток с максимальной скоростью 40 км/час. Табуны «электротабуреток» на пешеходных тротуарах были встречены горожанами, мягко говоря, не ласково.

Есть пострадавшие
Ива Аврорина, социальная сеть «Фейсбук»: «Два года назад мальчишка на самокате на Морском проспекте сбил мою маму. Последствия не можем вылечить до сих пор. К самокатчикам есть ярость и бессилие. Ну и да — мне надоело уворачиваться от весёлых ребят, мчащихся посередь тротуара с изрядной скоростью. Не всегда трезвых. Очень часто — плюющих на безопасность окружающих. И да, я за то, чтобы это было регламентировано. Потому что сейчас — это обезьяна с гранатой».

Кикшеринг — это массовый прокат электросамокатов, разбросанных по городским районам через каждые 100 метров. Теперь, чтобы погонять на «электротабуретке», совсем не обязательно искать прокат: скачиваешь нужное приложение на смартфон, находишь «табун», активируешь, давишь на газ и летишь пущенной стрелой. Удобно? Очень! Прогрессивно? Вполне! Безопасно? С точки зрения распространения коронавирусной инфекции — без сомнения. А вот если посмотреть на кикшеринг через жизнесберегающую оптику, то получается совсем другая картина.

По данным российского Центра организации дорожного движения, число аварий с электросамокатами в 2021 году выросло на 66%.

В Москве 31-летний танцор Мариинского театра Давид Залеев ехал на электросамокате на большой скорости, снёс пешехода, упал на тротуар, получил травму головы, впал в кому. В Санкт-Петербурге встреча врача и писателя Валерия Айрапетяна с группой молодых людей на электросамокатах вылилась в драку и уголовное дело — доктор сделал им замечание и получил по лицу. В Новосибирской области пассажирский автобус, следовавший по маршруту Речной вокзал — п. Кольцово, съехал в кювет вместе с пассажирами в салоне. «Инцидент произошёл по причине выезда двух подростков на самокатах на полосу, предназначенную для встречного движения. Водитель автобуса во избежание наезда изменил траекторию движения, что привело к опрокидыванию транспортного средства», — прокомментировали случившееся в министерстве транспорта региона. После ДТП в травмпункты обратились три человека с ушибами, двое из них госпитализированы: мальчик десяти лет находится в больнице с ушибом колена, женщина — с травмой головы.

В Новосибирске тоже не спокойно: со слов директор МАУ «Городские парки» Евгении Вторушиной, горожане в парках и скверах входят в клинч с самокатерами и травмируются. К примеру, недавно был ранен острой подножкой электросамоката мужчина на Михайловской набережной, от столкновения пострадали несколько посетителей в саду Кирова. Есть просто инциденты, которые не фиксируются никем и ничем — только народной молвой. Сбили с ног, упал, встал, помахал кулаком вслед, пошёл дальше, написал в соцсетях. А ещё на Михайловской набережной электросамокат наехал на яблоню «Рудольф» и сломал её. Горожане помнят, как озеленители над ними два года колдовали.

Приравнять к категории «М»
Рус Там, социальная сеть «Фейсбук»: «Электросамокат — очень опасное средство передвижения, и в первую очередь для его водителя. Бордюры, ямы, с которыми велосипед справится элементарно, для э/самоката — верное падение и травмы. Ограничения нужны обязательно — и по мощности, и по экипировке, и по контролю трезвости. Аренда э/самокатов без учёта вышеперечисленного — весьма рискованный бизнес. Ибо арендаторы зачастую встают на девайс впервые и вообще плохо понимают, что происходит, и не ведают, что творят».

Правовой статус мобильного электротранспорта на федеральном уровне ещё не закреплён: ГИБДД считает его пешеходом со всеми вытекающими. Вернее — выезжающими. Вот что говорится в официальном документе: «В текущей редакции ПДД пользователи индивидуальных колёсных средств передвижения на электротяге (сигвеи, электросамокаты, гироскутеры и моноколеса) в отдельную категорию участников дорожного движения не выделены, поэтому де-юре пользователи приравниваются к пешеходам. Соответственно, требования к ним предъявляются исключительно как к пешеходам». «Но фактически, взяв самокат напрокат, многие люди чувствуют себя полноценными водителями транспортного средства и разгоняются на проезжей части. Так что жалобы в итоге поступают и от пешеходов, которым не нравится такое соседство, и от водителей», — комментирует ситуацию старший инспектор ГИБДД Новосибирска Анна Варновская.

В настоящее время Минтранс РФ предлагает законодательно ограничить скорость движения электросамокатов до 25 км/час. Однако власти Санкт-Петербурга пошли дальше и уже выпустили постановление, которое ограничивает скорость движения самокатов до 15 км/час.

Но это всё — теория. На практике эти постановления вряд ли усмирят пыл самокатеров — программные средства ограничения скорости, по словам представителей кикшеринговых компаний, пока существуют лишь в тестовом режиме. Ну и контролировать скорость «бешеных табуреток» никто не будет — разве что новое подразделение в полиции под этот запрос создавать. Кстати, в Казани на днях произошёл скандал между местным ГИБДД и оператором Whoosh, который в документе указал, что арендатор вправе двигаться на самокате по велосипедной дорожке или полосе для велосипедистов, а при их отсутствии — по правому краю проезжей части или по обочине. Полицейские резонно спросили: а по какому праву, позвольте? Эти правила установлены для велосипедистов, а не для пешеходов, которыми юридически считаются водители самокатов. Зачем вы самокатчиков на нарушение ПДД толкаете?

— Вся эта неразбериха будет продолжаться до той поры, пока на законодательном уровне не будет утверждён статус электросамокатов, — считает исполняющий обязанности начальника Управления ГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области Михаил Фёдоров. Пока электросамокат считается «пешеходом», мы будем иметь то, что имеем. Я слышал, что идёт разговор о том, чтобы приравнять электросамокат к транспортному средству категории «М».

ДЛЯ СПРАВКИ: категория «М» даёт право на управление лёгкими мотоциклами, скутерами и мопедами, чей объём двигателя не превышает 50 куб. см. Водительское удостоверение выдаётся после прохождения обучения в автошколе, сдачи квалификационного экзамена в Госавтоинспекции. Обучение юноши и девушки могут начинать в 14-15 лет, получить права можно по достижении 16 лет.

Дети на электросамокатах не устраивают всех российских гибэдэдэшников, — это опасно прежде всего для самих детей, которые ездят без защиты. Хотя в условиях использования сервисы пишут чёрным по белому: устройствами могут пользоваться только совершеннолетние. Ага, кто-то соблюдает эти правила, как же! Часто по городским улицам катаются целыми семьями: папа — мама — я — прогрессивная семья. И вообще, сейчас сервис позволяет одному человеку взять сразу три самоката.

Откусим от проезжей части?
Maya Polovinkina, социальная сеть «Фейсбук»: «Взаимоуважение на дороге — это прекрасно. Но когда мне навстречу движется велосипедист на скорости, а сзади сигналит самокатчик, я искренне сожалею, что не умею взлетать. Я не могу замереть, дав участникам время для манёвра. И более того, вот именно сейчас я, несмотря на не слишком старый возраст, не могу быстро маневрировать, потому что страдаю от последствий тяжёлой травмы позвоночника. Я хожу со скоростью пьяной улитки. С пешеходами я разойдусь, ибо наши скорости сравнимы. Велосипедисты смогут меня объехать. Самая большая опасность самокатов для меня — это высокая скорость и низкая управляемость. В отличие, кстати, от велосипедов, на которых сложно разогнаться без опыта. Они не успеют затормозить, я не успею увернуться».

Один из проблемных вопросов — это хаотичная парковка электросамокатов по всему городу. Как говорится, где заряд закончился — там и прилёг. Начальник департамента инвестиций, потребительского рынка, инноваций и предпринимательства мэрии Новосибирска Виталий Витухин на радио «Городская волна» рассказал о предложении мэрии к прокатчикам, от которого они, как мы понимаем, не смогут отказаться. Во-первых, тротуары — только для пешеходов, никаких парковок. Во-вторых, запретить «привал» электросамокатов возле остановок общественного транспорта. И в-третьих, все парковки на муниципальной земле — за плату. Кроме того, мэрия запустила на своём сайте опрос населения на тему «электросамокатов в большом городе».

КОММЕНТАРИЙ
Андрей ЛЕВАЧЁВ, основатель проекта «Абсолют прокат»:
— В нашем городе довольно остро стоит проблема с велоинфраструктурой. И это, конечно, создаёт большие неудобства для пешеходов, которые вынуждены делить пространство с самокатерами. Да, в качестве городского мобильного средства перемещения самокат идеален. Но, разумеется, его нужно включать в развитие городской инфраструктуры, чтобы никто никому не мешал. А то получается, что, с одной стороны, самокатчиков выживают с полосы автомобилисты, а с другой — пешеходы. Зачем запрещать транспорт будущего и сопротивляться прогрессу, когда можно закрепить на законодательном уровне все права и обязанности?

Жители социальных сетей, как всегда, разделились на «коалиции»: одни говорят о том, что электросамокаты — это прогресс, который нас настиг; другие аргументировано выступают за регламент и ограничения, мол, пешеходы не должны ходить и бояться. Интересное предложение внёс председатель Межрегионального общественного движения за права пешеходов «Союз пешеходов» Владимир Соколов, который считает, что идеальное место для самокатеров — это проезжая часть. В России каждая полоса — 3,2 метра. А в Европе — по 2,5 метра. Сужаем полосу, запускаем на «откушенную выделенку» электросамокаты, ограничиваем скорость автомобилей — и все довольны! И все довольны?

В общем, пока идут прения — берегите себя на дорогах. Все. И пешеходы, и «люди на колёсах».

Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Валерия ПАНОВА
back

Материалы по теме:

28.09.23 Навести порядок на улицах

Депутат заксобрания НСО Елена ТЫРИНА приняла участие в рейде по мониторингу соблюдения ПДД велосипедистами и водителями самокатов

17.07.23 Само не укатится

Как сделать так, чтобы электросамокаты перестали раздражать горожан, разбиралась специальная рабочая группа Законодательного собрания

01.06.23 Куда ты катишься?

Когда будет достигнуто взаимопонимание между городскими властями и кикшеринговыми компаниями? Разбирается рабочая группа заксобрания

14.07.22 Из точки А в точку Б

За решение одной из самых резонансных городских проблем последних лет взялось Законодательное собрание региона

05.07.22 Сбросить скорость

Как найти мирное решение проблемы электросамокатов?

30.05.22 Надо узаконить

Спикер заксобрания НСО Андрей ШИМКИВ выразил консолидированную позицию регионального парламента по поводу использования в городе электросамокатов

13.05.22 Самокатам здесь не место?

Как упорядочить движение электросамокатов в Новосибирске и почему они до сих пор не признаны транспортным средством?

Новости  [Архив новостей]

up