Куда самокатимся?
Как самокаты захватили наш город и почему общественники хотят сузить автодороги, а пешеходы объявили войну «людям на колёсах»?
Один из проблемных вопросов — это хаотичная парковка электросамокатов по всему Новосибирску.
Если в прошлом году конфликты между «людьми на колёсах» и пешеходами имели локальный характер, то нынешняя весна привела к нам сразу двух операторов проката средств индивидуальной мобильности (СИМ) — сетевиков Whoosh и Urent. Прокатчики оперативно «окучили» всю страну и засеяли улицы российских городов стихийными стоянками самокатов. Новосибирск исключением не стал, и теперь из пункта А в пункт Б можно проехать с ветерком на «бешеной табуретке», вгрызаясь в пешеходный поток с максимальной скоростью 40 км/час. Табуны «электротабуреток» на пешеходных тротуарах были встречены горожанами, мягко говоря, не ласково.
Кикшеринг — это массовый прокат электросамокатов, разбросанных по городским районам через каждые 100 метров. Теперь, чтобы погонять на «электротабуретке», совсем не обязательно искать прокат: скачиваешь нужное приложение на смартфон, находишь «табун», активируешь, давишь на газ и летишь пущенной стрелой. Удобно? Очень! Прогрессивно? Вполне! Безопасно? С точки зрения распространения коронавирусной инфекции — без сомнения. А вот если посмотреть на кикшеринг через жизнесберегающую оптику, то получается совсем другая картина.
В Москве 31-летний танцор Мариинского театра Давид Залеев ехал на электросамокате на большой скорости, снёс пешехода, упал на тротуар, получил травму головы, впал в кому. В Санкт-Петербурге встреча врача и писателя Валерия Айрапетяна с группой молодых людей на электросамокатах вылилась в драку и уголовное дело — доктор сделал им замечание и получил по лицу. В Новосибирской области пассажирский автобус, следовавший по маршруту Речной вокзал — п. Кольцово, съехал в кювет вместе с пассажирами в салоне. «Инцидент произошёл по причине выезда двух подростков на самокатах на полосу, предназначенную для встречного движения. Водитель автобуса во избежание наезда изменил траекторию движения, что привело к опрокидыванию транспортного средства», — прокомментировали случившееся в министерстве транспорта региона. После ДТП в травмпункты обратились три человека с ушибами, двое из них госпитализированы: мальчик десяти лет находится в больнице с ушибом колена, женщина — с травмой головы.
В Новосибирске тоже не спокойно: со слов директор МАУ «Городские парки» Евгении Вторушиной, горожане в парках и скверах входят в клинч с самокатерами и травмируются. К примеру, недавно был ранен острой подножкой электросамоката мужчина на Михайловской набережной, от столкновения пострадали несколько посетителей в саду Кирова. Есть просто инциденты, которые не фиксируются никем и ничем — только народной молвой. Сбили с ног, упал, встал, помахал кулаком вслед, пошёл дальше, написал в соцсетях. А ещё на Михайловской набережной электросамокат наехал на яблоню «Рудольф» и сломал её. Горожане помнят, как озеленители над ними два года колдовали.
Правовой статус мобильного электротранспорта на федеральном уровне ещё не закреплён: ГИБДД считает его пешеходом со всеми вытекающими. Вернее — выезжающими. Вот что говорится в официальном документе: «В текущей редакции ПДД пользователи индивидуальных колёсных средств передвижения на электротяге (сигвеи, электросамокаты, гироскутеры и моноколеса) в отдельную категорию участников дорожного движения не выделены, поэтому де-юре пользователи приравниваются к пешеходам. Соответственно, требования к ним предъявляются исключительно как к пешеходам». «Но фактически, взяв самокат напрокат, многие люди чувствуют себя полноценными водителями транспортного средства и разгоняются на проезжей части. Так что жалобы в итоге поступают и от пешеходов, которым не нравится такое соседство, и от водителей», — комментирует ситуацию старший инспектор ГИБДД Новосибирска Анна Варновская.
Но это всё — теория. На практике эти постановления вряд ли усмирят пыл самокатеров — программные средства ограничения скорости, по словам представителей кикшеринговых компаний, пока существуют лишь в тестовом режиме. Ну и контролировать скорость «бешеных табуреток» никто не будет — разве что новое подразделение в полиции под этот запрос создавать. Кстати, в Казани на днях произошёл скандал между местным ГИБДД и оператором Whoosh, который в документе указал, что арендатор вправе двигаться на самокате по велосипедной дорожке или полосе для велосипедистов, а при их отсутствии — по правому краю проезжей части или по обочине. Полицейские резонно спросили: а по какому праву, позвольте? Эти правила установлены для велосипедистов, а не для пешеходов, которыми юридически считаются водители самокатов. Зачем вы самокатчиков на нарушение ПДД толкаете?
— Вся эта неразбериха будет продолжаться до той поры, пока на законодательном уровне не будет утверждён статус электросамокатов, — считает исполняющий обязанности начальника Управления ГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области Михаил Фёдоров. — Пока электросамокат считается «пешеходом», мы будем иметь то, что имеем. Я слышал, что идёт разговор о том, чтобы приравнять электросамокат к транспортному средству категории «М».
Дети на электросамокатах не устраивают всех российских гибэдэдэшников, — это опасно прежде всего для самих детей, которые ездят без защиты. Хотя в условиях использования сервисы пишут чёрным по белому: устройствами могут пользоваться только совершеннолетние. Ага, кто-то соблюдает эти правила, как же! Часто по городским улицам катаются целыми семьями: папа — мама — я — прогрессивная семья. И вообще, сейчас сервис позволяет одному человеку взять сразу три самоката.
Один из проблемных вопросов — это хаотичная парковка электросамокатов по всему городу. Как говорится, где заряд закончился — там и прилёг. Начальник департамента инвестиций, потребительского рынка, инноваций и предпринимательства мэрии Новосибирска Виталий Витухин на радио «Городская волна» рассказал о предложении мэрии к прокатчикам, от которого они, как мы понимаем, не смогут отказаться. Во-первых, тротуары — только для пешеходов, никаких парковок. Во-вторых, запретить «привал» электросамокатов возле остановок общественного транспорта. И в-третьих, все парковки на муниципальной земле — за плату. Кроме того, мэрия запустила на своём сайте опрос населения на тему «электросамокатов в большом городе».
Андрей ЛЕВАЧЁВ, основатель проекта «Абсолют прокат»:
— В нашем городе довольно остро стоит проблема с велоинфраструктурой. И это, конечно, создаёт большие неудобства для пешеходов, которые вынуждены делить пространство с самокатерами. Да, в качестве городского мобильного средства перемещения самокат идеален. Но, разумеется, его нужно включать в развитие городской инфраструктуры, чтобы никто никому не мешал. А то получается, что, с одной стороны, самокатчиков выживают с полосы автомобилисты, а с другой — пешеходы. Зачем запрещать транспорт будущего и сопротивляться прогрессу, когда можно закрепить на законодательном уровне все права и обязанности?
Жители социальных сетей, как всегда, разделились на «коалиции»: одни говорят о том, что электросамокаты — это прогресс, который нас настиг; другие аргументировано выступают за регламент и ограничения, мол, пешеходы не должны ходить и бояться. Интересное предложение внёс председатель Межрегионального общественного движения за права пешеходов «Союз пешеходов» Владимир Соколов, который считает, что идеальное место для самокатеров — это проезжая часть. В России каждая полоса — 3,2 метра. А в Европе — по 2,5 метра. Сужаем полосу, запускаем на «откушенную выделенку» электросамокаты, ограничиваем скорость автомобилей — и все довольны! И все довольны?
В общем, пока идут прения — берегите себя на дорогах. Все. И пешеходы, и «люди на колёсах».
Материалы по теме:

За решение одной из самых резонансных городских проблем последних лет взялось Законодательное собрание региона

Спикер заксобрания НСО Андрей ШИМКИВ выразил консолидированную позицию регионального парламента по поводу использования в городе электросамокатов

Как упорядочить движение электросамокатов в Новосибирске и почему они до сих пор не признаны транспортным средством?