03.03.22

Усилительная пятёрка

Пять из десяти усилителей мощности для Сибирского кольцевого источника фотонов переданы изготовителем Институту катализа СО РАН

На этой производственной площадке в Первомайском районе «Триада-ТВ» работает семь лет.

Сибирский кольцевой источник фотонов создаётся не только на строительной площадке на окраине Кольцово. Работа идёт и в цехах предприятий, где шаг за шагом рождается оборудование, во многих отношениях не имеющее аналогов в мире, — а с учётом того, что сам СКИФ станет первым синхротроном поколения 4+, другим оно и быть не может. Минувшим летом на экспериментальном производстве Института ядерной физики СО РАН продемонстрировали первые детали источника — магнитные элементы для инжекционного комплекса. Полгода спустя заказчик проекта СКИФ (Институт катализа СО РАН) получил ещё один важный компонент синхротрона — усилители мощности для линейного ускорителя и кольцевых ускорителей, произведённые на ООО «НПП Триада-ТВ» по заказу Института ядерной физики СО РАН. Это источники питания для резонаторов, которые обеспечат поддержание внутри ускорителя необходимой энергии.

— Мы завершаем создание первой части усилительной системы для бустера линейного ускорителя, в котором станут формироваться пучки фотонов для движения по основному кольцу СКИФа. Усилители, которые сделаны на «Триаде-ТВ», позволят нашим пучкам не только ускоряться и летать по нужным траекториям, но и сформировать нужное для них высокое качество, чтобы получить рекордное рентгеновское излучение в основном накопителе, — рассказывает директор Института ядерной физики СО РАН академик РАН Павел Логачёв.

Производство таких важных компонентов было доверено «Триаде-ТВ» не случайно. Больше всего эту новосибирскую компанию, существующую на протяжении 30 лет, знают как одного из главных производителей цифровых приставок к телевизорам, спрос на которые особенно вырос при переходе от аналогового телевещания к цифровому. Однако технологии, разработанные на «Триаде», позволяют ей выполнять и крупные заказы для фундаментальной науки. Что она успешно и делает, готовя усилители не только для коллайдеров ВЭПП-2000 и ВЭПП-4, работающих в ИЯФ, но и для Объединённого института ядерных исследований в Дубне, и для Большого адронного коллайдера в ЦЕРН (Швейцария).

В создании составных частей СКИФа важны максимальная точность и высочайшее качество.

Сейчас выполнены два импульсивных усилителя мощности для линейного ускорителя и три усилителя непрерывной мощности для бустерного синхротрона, а всего до конца 2024 года на предприятии должны сделать 10 усилителей мощности для СКИФа.

— Усилители участвуют и в фокусировании пучка фотонов, и в его ускорении. Разработка такой техники стала возможной благодаря появлению новых транзисторов с достаточным запасом устойчивости и крепости. Для таких больших проектов, как СКИФ, требуются высокая надёжность, высокий КПД, большой срок службы. В отличие от радио- и ТВ-вещания, где можно оставаться в эфире с помощью дополнительных модулей, если что-то даёт сбой, для ускорительной техники высокая стабильность сигнала в течение всего цикла ускорения пучка особенно необходима. Потому что если с ускорением что-то пойдёт не так, то это чревато последствиями в виде срыва пучка или нехорошего влияния на весь ускорительный комплекс. И при этом надо учесть, что установки строятся не на год-два, а на десятилетия работы, — говорит заместитель генерального директора «Триада-ТВ» Алексей Зенкевич.

Так в собранном виде выглядит усилитель мощности для СКИФа.

Вслед за тем, как будут собраны первая часть линейного ускорителя и элементы бустерного синхротрона, начнётся работа по написанию программного обеспечения по управлению всем ускорительным комплексом. Учёные подчёркивают: это очень трудоёмкая работа, которую быстро завершить не удастся — как из-за небольшого числа подходящих специалистов, так и из-за огромного объёма. Именно поэтому вначале в производство уходят блоки, которые необходимы для начала разработки ПО — их будут собирать и запускать на специальных стендах в ИЯФ. Именно там и получат первый электронный пучок СКИФа сравнительно небольшой мощности в 20 МэВ. Энергия построенного синхротрона должна будет достигнуть 3 ГэВ.

В «НПП Триада-ТВ» сейчас работают около 150 сотрудников.

По словам директора Института катализа СО РАН академика РАН Валерия Бухтиярова, по оборудованию для СКИФа с ИЯФ было заключено два контракта: в 2020 году — по разработке инжекционного комплекса и в 2021 году — по производству ускорителя. Основная часть этого оборудования производится в Новосибирской области: кроме экспериментального производства ИЯФ и «Триады-ТВ», ещё одной площадкой для этого выступает Бердский электромеханический завод. Всего же в России будет производиться 90% оборудования для СКИФа. Именно это условие и стало одним из плюсов, который склонил чашу весов в пользу выбора к реализации этого проекта советом по синхротронным исследованиям.

Однако перед теми, кто занимается научными разработками, как и любой другой сферой нашей жизни, сейчас стоит вопрос — как жить в условиях экстремальных санкций. Здесь создатели СКИФа пока проявляют осторожный оптимизм. «Мы делаем не просто какую-то серийную вещь, а то, чего в мире раньше не было, осваивая при этом новые технологии. В этом и состоит смысл нашего участия в международных проектах Китая, Японии, Европы. Каждый выполненный контракт для наших коллег — возможность подняться на новый технологический уровень. А это — главная наша сила и польза для страны, особенно в таких серьёзных условиях, как сегодня», — говорит директор ИЯФ.

КОММЕНТАРИЙ
Павел ЛОГАЧЁВ, директор Института ядерной физики СО РАН, академик РАН:
«Наша работа с “Триадой-ТВ” — замечательный пример совместного сотрудничества: она слышит наши вопросы, подстраивает свои системы под особые условия. В итоге получается замечательный пример возвращения страны к нормальной, глубокой и широкой технологической цепочке, её полному переводу на отечественные рельсы, что в сегодняшних условиях особенно актуально».
Виталий СОЛОВОВ | Фото Александра ГРИБАКИНА

 

 

back

Материалы по теме:

26.08.22 Шесть плюс два

Два года остаётся до начала работы первых исследовательских станций СКИФа: чем там займутся учёные?

18.05.22 Летят электроны

Оборудование для СКИФа строится: чем новосибирским ядерщикам помогают специалисты из Удмуртии и как учёные преодолевают западное эмбарго на поставку техники?

01.03.22 СКИФская триада

Первая партия технологического оборудования СКИФа передана Институтом ядерной физики Институту катализа СО РАН

28.02.22 Всё пучком

В 2021 году НГТУ сформировал энергетический консорциум и начал участвовать в проектировании СКИФа

24.02.22 Дорога к СКИФу

Первый крупный объект дорожного строительства проекта «Академгородок 2.0» завершат в 2023 году

11.01.22 Пионы в моменте

Ловушки для плазмы, борьба с раком и тайны движения мельчайших частиц: что ещё разрабатывают сегодня в ИЯФ?

26.08.21 На пределе яркости

Стела в виде фотона с капсулой времени стала первым готовым объектом на территории «СКИФа»

25.08.21 СКИФская эпоха: начало

«Технопром-2021» начался с официального старта строительства Сибирского кольцевого источника фотонов

28.06.21 Вначале был магнит

Институт ядерной физики СО РАН представил первые магниты, которые будут работать на Сибирском кольцевом источнике фотонов

07.06.21 Мегаконтракт для науки

Уникальное оборудование для СКИФ спроектируют только учёные Института ядерной физики СО РАН

29.01.21 Катализатор прогресса

Молодёжные лаборатории, сверхмощные микроскопы, подготовка к строительству «СКИФ»: почему к деятельности Института катализа СО РАН приковано особенное внимание?

11.01.21 Индекс Гирша

Пересмотр Стандартной модели, лечение рака и установка для СКИФ: Институт ядерной физики СО РАН подвёл итоги работы в 2020 году

Новости  [Архив новостей]

x

Сообщите вашу новость:


up
Яндекс.Метрика