Шесть плюс два
Два года остаётся до начала работы первых исследовательских станций СКИФа: чем там займутся учёные?
Сам конференц-зал, в котором шла речь о «Скифе», своей формой напоминал будущий источник фотонов.
Первое, что видел каждый, входя в выставочный павильон «Экспоцентра» во время проведения «Технопрома-2022», — огромную букву «гамма» и элементы будущего ускорительного комплекса Сибирского кольцевого источника фотонов. СКИФ сейчас — главная научная стройка Новосибирской области, старт которой, кстати, был дан ровно год назад, во время предыдущего «Технопрома». Сейчас на стройплощадке в Кольцово полным ходом идёт заливка мощного многометрового фундамента, а на форуме прошла презентация исследовательских станций первой очереди СКИФа.
Напомним: изначально первая очередь включала в себя шесть станций из 30, и запустить их планируется в декабре 2024 года. Как рассказал старший научный сотрудник ЦКП «Сибирский кольцевой источник фотонов» Андрей Сараев, специализация первых станций подбиралась так, чтобы с их помощью можно было решать как можно большое научных и производственных задач. Станция «Микрофокус» предназначается для исследования микрообъектов размерами в десятки нанометров, в том числе под воздействием высоких давлений и температур. «Структурная диагностика» позволит методами рентгеновской дифракции реконструировать с максимальной точностью расположение атомов в кристаллах. «Быстропротекающие процессы» предназначены для исследований того, как ведёт себя вещество под воздействием ударной волны, плазмы и потока высокоэнергетических частиц. «XAFS-спектроскопия и магнитный дихроизм» поможет изучать структуру материалов, растворов и расплавов. Получать высококонтрастные изображения объектов поможет «Диагностика в высокоэнергетическом рентгеновском диапазоне», а подробно изучить структуру материалов — «Электронная структура». Недавно было решено пополнить первую очередь ещё двумя станциями — для диагностики катализаторов и проведения измерений в мягком рентгеновском диапазоне.
Трудно назвать отрасль промышленности, которая не получит свой профит от работы с этими станциями. На «Технопроме» были перечислены только некоторые задачи, решаемые с помощью СКИФа, которые могут заинтересовать бизнес. Актуальная проблема «зелёной энергетики» может стать решаемее после изучения механизма зарядки литий-серных батарей и производства метанола из биомассы — возможности для этого предоставит СКИФ. Повышение урожайности на полях требует поиска новых удобрений, а необходимость рекультивации бывших сельхозземель — избавления от выросших на них свалок новыми методами. Искать эти новшества тоже поможет бегающий на космических скоростях по ускорителю пучок электронов, заодно он даст возможность разобраться и в такой, казалось бы, мелочи, как механизм появления на плитке шоколада белого налёта. Конечно, одними из главных заказчиков исследований в ЦКП станут оборонно-промышленный комплекс, нефтехимия, нуждающаяся в новых катализаторах, микро- и наноэлектроника, биофармацевтика, которой оснащение СКИФа поможет ускорить вывод на рынок новых лекарств.
Буквально за неделю до начала «Технопрома» Институт катализа имени Г.К. Борескова и Институт гидродинамики имени М.А. Лаврентьева СО РАН заключили два контракта на строительство и наладку оборудования первой из этих станций — «Быстропротекающие процессы». По словам заместителя директора по научной работе ЦКП «СКИФ» Яна Зубавичуса, у Института гидродинамики есть большой опыт использования источников синхротронного излучения для изучения взрывов, распространения волн горения и других подобных процессов. И этот опыт пригодится для решения таких задач, как повышение прочности металлоконструкций. Часть оборудования будет установлена в здании самого накопителя, часть — в отдельном здании. Вторая группа контрактов касается станции «Диагностика в высокоэнергетическом рентгеновском диапазоне», больше ориентированной на биомедицинские задачи, здесь победителем стал Конструкторско-технический институт научного приборостроения. На очереди — «Микрофокус» и «Структурная диагностика», в работе над этими станциями ЦКП «СКИФ» рассчитывает на участие консорциума томичей — Томского политехнического университета, Института сильноточной электроники СО РАН и привлечённых ими около 15 организаций на каждую станцию. Сейчас идёт стадия уточнения техзадания, и в первых числах сентября ЦКП «СКИФ» планирует разместить конкурсную документацию.
— При заключении контрактов мы находимся в жёстком поле федерального законодательства, в этом году введены дополнительные требования к организациям, заключающим контракты на бюджетные деньги. У организации должен быть существенный опыт такой деятельности. Требуется и определённая лицензия для создания оборудования для синхротронных источников, — говорит Ян Зубавичус.
Каждый контракт делится на два этапа выполнения. Эскизное проектирование, на которое отводится максимум три месяца, — это своего рода «входной контроль» для исполнителя на профессионализм перед изготовлением оборудования, его монтажом и пусконаладкой. Контракты на первые станции СКИФа заключаются из того расчёта, что к августу 2024 года оборудование должно быть готово, а в декабре того же года — заработать.
Материалы по теме:
Изготовление нового оборудования для СКИФа послужило стимулом к модернизации производства в Конструкторско-технологическом институте Академгородка
Удержать плазму и проникнуть в недра нейтрона: чем занимались учёные в Институте ядерной физики СО РАН в 2023 году?
В фундамент одного из главных зданий Сибирского кольцевого источника фотонов начали заливать бетон
Зачем магниты для СКИФа охлаждать до температуры, близкой к абсолютному нулю? Специалисты ИЯФ СО РАН раскрывают тайны
В регионе начали выпускать высокоточные детали для создания установки класса «мегасайенс»
В новосибирском Институте ядерной физики впервые в мире смогли измерить структуру нейтрона и антинейтрона на самом пороге рождения этой необычной пары микрочастиц
В Институте ядерной физики СО РАН получили первый пучок электронов, аналогичный тому, который будет действовать в ЦКП «СКИФ»
Оборудование для СКИФа строится: чем новосибирским ядерщикам помогают специалисты из Удмуртии и как учёные преодолевают западное эмбарго на поставку техники?
Пять из десяти усилителей мощности для Сибирского кольцевого источника фотонов переданы изготовителем Институту катализа СО РАН
Первая партия технологического оборудования СКИФа передана Институтом ядерной физики Институту катализа СО РАН
В 2021 году НГТУ сформировал энергетический консорциум и начал участвовать в проектировании СКИФа
Первый крупный объект дорожного строительства проекта «Академгородок 2.0» завершат в 2023 году
Ловушки для плазмы, борьба с раком и тайны движения мельчайших частиц: что ещё разрабатывают сегодня в ИЯФ?
Стела в виде фотона с капсулой времени стала первым готовым объектом на территории «СКИФа»
«Технопром-2021» начался с официального старта строительства Сибирского кольцевого источника фотонов
Институт ядерной физики СО РАН представил первые магниты, которые будут работать на Сибирском кольцевом источнике фотонов
Уникальное оборудование для СКИФ спроектируют только учёные Института ядерной физики СО РАН
Молодёжные лаборатории, сверхмощные микроскопы, подготовка к строительству «СКИФ»: почему к деятельности Института катализа СО РАН приковано особенное внимание?
Пересмотр Стандартной модели, лечение рака и установка для СКИФ: Институт ядерной физики СО РАН подвёл итоги работы в 2020 году