От конца к началу
В наукограде Кольцово начался монтаж линейного ускорителя центра «СКИФ»
Установка оборудования линейного ускорителя — сложный процесс, требующий высокой точности.
В готовых помещениях инжектора Центра коллективного пользования «Сибирский кольцевой источник фотонов» специалисты Института ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН начали монтаж оборудования линейного ускорителя — стартовой ступени ускорительного комплекса. Сборка магнито-вакуумной системы канала транспортировки электронов, где частицы получат ускорение, позволит приблизить начало работ с электронным пучком.
Министр науки и инновационной политики Новосибирской области Вадим Васильев напомнил об основных целях создания СКИФа, возводимого в рамках нацпроекта «Наука и университеты» и Десятилетия науки и технологий в РФ. Это выполнение научных исследований мирового уровня на пучках синхротронного излучения и способность сконцентрировать и развить региональные интеллектуальные и инфраструктурные ресурсы для выхода российских научных, образовательных организаций и производственных компаний на глобальные рынки. На форуме «Технопром» эксперты обсудят разработку дорожной карты межвузовского консорциума по взаимодействию с ЦКП «СКИФ» и его возможности для предприятий России и стран-партнёров.
Министр Вадим Васильев вместе с журналистами посетил помещения, где ведутся работы по монтажу.
— Проект способен обеспечить практически весь спектр экспериментов с синхротронным излучением, которые ранее проводились российскими учёными на зарубежных источниках синхротронного излучения, — рассказал министр. — Несмотря на вызовы, с которыми сталкиваются строители и учёные, строительство ведётся согласно указу президента России при активном содействии правительства и губернатора Новосибирской области. Оборудование, которое мы сегодня увидели, полностью отечественное. Исследователи, мобилизовав все ресурсы, имеющиеся в регионе, смогли импортозаместить недостающие элементы. Например, высокочастотные генераторы-клистроны и высоковольтные импульсные модуляторы, необходимые для обеспечения работы линейного ускорителя, исследователи не смогли заказать за рубежом, и оборудование было в срочном порядке разработано в Новосибирске. За разработку клистрона научный коллектив ИЯФ СО РАН награждён Государственной премией Новосибирской области 2024 года. Нам дорог каждый день, поэтому строительство и монтаж оборудования идут параллельно. Что важно, системы линейного ускорителя и бустерный синхротрон размещаются в отдельном здании, что позволяет проводить пусконаладочные работы с пучком электронов без остановки строительства других объектов.
Системы линейного ускорителя электронов, которые собирают учёные, призваны произвести пучок и ускорить его до энергии 200 мегаэлектронвольт. Чтобы придать такую энергию, нужно иметь напряжение в миллион раз больше, чем в обычной электрической розетке. Затем пучок транспортируется в бустерный синхротрон, где происходит его дальнейшее ускорение до 3000 мегаэлектронвольт.
Помощник директора ИЯФ СО РАН по реализации проекта ЦКП «СКИФ» Сергей Гуров рассказал об основных принципах работы системы.
47,3
млрд рублей составляет стоимость строительства Центра коллективного пользования «Сибирский кольцевой источник фотонов».
— Поскольку перед нами стоит задача запустить инжекционный комплекс в 2024 году, мы начали его сборку, не дожидаясь окончательной готовности здания инжектора СКИФа. Оборудование линейного ускорителя — это самая сложная часть комплекса. Сложнее, возможно, только некоторое оборудование станций, где будут использованы суперпрецизионные и тонкие приборы. Тренировка ускоряющих структур, предварительная подача в них номинальной мощности, получение первых пучков электронов — эта работа была проделана в прошлом и текущем годах, и это позволит быстрее запустить линейный ускоритель. Поставка и монтаж оборудования для ускорительного комплекса СКИФа ведутся не последовательно, а параллельно, — прокомментировал директор ИЯФ СО РАН, академик РАН Павел Логачёв.
В помещении инжектора началась сборка магнито-вакуумной системы канала транспортировки пучка из ускорителя в бустерный синхротрон. При этом сборка идёт по принципу «от конца к началу», так как начальная часть линейного ускорителя будет перевезена из ИЯФ СО РАН последней. В этом же помещении одновременно идёт установка опор под другое оборудование линейного ускорителя.
— Как и все системы ЦКП «СКИФ», оборудование линейного ускорителя должно быть установлено в проектное положение с высочайшей точностью. Поэтому предварительно специалисты создали опорную прецизионную геодезическую сеть, которая на финальном этапе покроет все помещения ЦКП и позволит собрать все элементы комплекса, разбросанные на сотни метров, с требуемыми допусками, — рассказал директор ЦКП «СКИФ», заместитель директора ИЯФ СО РАН по научной работе, член-корреспондент РАН Евгений Левичев.
Работы на строительной площадке ведутся круглосуточно. Следующий важный этап — сборка основного кольца.
Материалы по теме:
Изготовление нового оборудования для СКИФа послужило стимулом к модернизации производства в Конструкторско-технологическом институте Академгородка
Удержать плазму и проникнуть в недра нейтрона: чем занимались учёные в Институте ядерной физики СО РАН в 2023 году?
В фундамент одного из главных зданий Сибирского кольцевого источника фотонов начали заливать бетон
Зачем магниты для СКИФа охлаждать до температуры, близкой к абсолютному нулю? Специалисты ИЯФ СО РАН раскрывают тайны
В регионе начали выпускать высокоточные детали для создания установки класса «мегасайенс»
В новосибирском Институте ядерной физики впервые в мире смогли измерить структуру нейтрона и антинейтрона на самом пороге рождения этой необычной пары микрочастиц
В Институте ядерной физики СО РАН получили первый пучок электронов, аналогичный тому, который будет действовать в ЦКП «СКИФ»
Два года остаётся до начала работы первых исследовательских станций СКИФа: чем там займутся учёные?
Оборудование для СКИФа строится: чем новосибирским ядерщикам помогают специалисты из Удмуртии и как учёные преодолевают западное эмбарго на поставку техники?
Пять из десяти усилителей мощности для Сибирского кольцевого источника фотонов переданы изготовителем Институту катализа СО РАН
Первая партия технологического оборудования СКИФа передана Институтом ядерной физики Институту катализа СО РАН
В 2021 году НГТУ сформировал энергетический консорциум и начал участвовать в проектировании СКИФа
Первый крупный объект дорожного строительства проекта «Академгородок 2.0» завершат в 2023 году
Ловушки для плазмы, борьба с раком и тайны движения мельчайших частиц: что ещё разрабатывают сегодня в ИЯФ?
Стела в виде фотона с капсулой времени стала первым готовым объектом на территории «СКИФа»
«Технопром-2021» начался с официального старта строительства Сибирского кольцевого источника фотонов
Институт ядерной физики СО РАН представил первые магниты, которые будут работать на Сибирском кольцевом источнике фотонов
Уникальное оборудование для СКИФ спроектируют только учёные Института ядерной физики СО РАН
Молодёжные лаборатории, сверхмощные микроскопы, подготовка к строительству «СКИФ»: почему к деятельности Института катализа СО РАН приковано особенное внимание?
Пересмотр Стандартной модели, лечение рака и установка для СКИФ: Институт ядерной физики СО РАН подвёл итоги работы в 2020 году