Рассрочка в магазине: плюсы и минусы
Доверять ли кредитным специалистам в магазинах? Почему рассрочка — это кредит? Какие проблемы могут возникнуть? История покупателя
Приятно начать новый год с покупки, особенно если долго её планировал. Алёна давно мечтала о хорошем ноутбуке, но всей суммы на его покупку не было. И тогда она вспомнила о рассрочке — якобы удобном инструменте, как уверяют магазины. Всё оказалось сложнее, и сумма рассрочки неожиданно увеличилась. Итог: нет ноутбука, договор по кредиту аннулирован. К счастью, долга нет, но неприятный осадок остался, как и подпорченная кредитная история.
В январе 2025 года Алёна решила приобрести ноутбук. Подходящий вариант был в одном из федеральных магазинов цифровой и бытовой техники. Полной суммы у неё не было, поэтому она решила воспользоваться рассрочкой и обратилась за консультацией к кредитному специалисту в магазине. На ценнике были стоимость ноутбука (113 999 руб.) и условия рассрочки: «0–0–12», где нули — первый взнос и проценты, а 12 — срок в месяцах. Как объяснил специалист, 113 999 разбиваются на 12 месяцев, итого ежемесячный платёж составит 9 499, 91 руб. Дополнительно можно оплатить установку необходимых программ, тогда стоимость этих услуг добавится к сумме рассрочки.
Так как рассрочку выдаёт не магазин, а банк, нужно получить его одобрение. Для этого заявку на рассрочку отправляют сразу в несколько банков. Практика распространённая.
При направлении заявки кредитный специалист пояснил, что на данную модель распространяется скидка. С её учётом стоимость составит 102 340, 48 руб. Тем временем пришло одобрение от двух банков. Изучив условия, Алёна выбрала один из них и приготовилась оформлять покупку. И тут началось самое интересное.
Все документы покупатель получает уже в личном кабинете банка после регистрации. Зайдя в него, она увидела, что рассрочка 102 340, 48 руб. превратились в чуть более чем 110 000 руб.
Немного теории. В договоре с банком при оформлении рассрочки вы не увидите термина «рассрочка» — везде написано «кредит», и будет указан процент. Не стоит пугаться: банк действительно может выдавать только кредит, и рассрочка — это форма кредита. В чём же выгода для покупателя? Дело в том, что проценты по такому кредиту частично или полностью компенсирует продавец. Покупатель оформляет рассрочку, при этом магазин даёт скидку на товар, которая равна процентам по кредиту или немного меньше. Таким образом, покупатель возвращает банку сумму, которая и была указана на ценнике — как и обещал продавец, без переплат.
Однако по бумагам, которые изначально подписала Алёна, общая сумма обещанной ей рассрочки со скидками выходила 102 340 руб. Тогда откуда в личном кабинете банка появилась сумма на 8000 больше? Да и на ценнике именно такое число не фигурировало.
Кредитный специалист ответить не смог. Также он не смог объяснить, добавляли ли Алёне к рассрочке какие-нибудь услуги. Например, некоторые банки сразу оформляют страховку, и о дополнительных тратах покупатели узнают уже после.
Изучая график платежей, Алёна увидела, что ежемесячно в течение года ей придётся платить по 9 879 руб., что в итоге выльется в 118 547,60 руб. Однако на главном экране личного кабинета отображалась сумма долга чуть более чем 110 000 руб. При этом в договоре с банком в том же личном кабинете были указаны 118 547,60 руб. Всё это время кредитный специалист испуганно смотрел на Алёну и звонил коллеге, пытаясь разобраться в ситуации. К сожалению, ответы на свои вопросы Алёна так и не получила.
Итак, за время оформления покупки она столкнулась с четырьмя разными суммами:
- 113 999 руб. на ценнике;
- 102 340 руб. назвали при оформлении рассрочки;
- чуть выше 110 000 руб. — размер долга в личном кабинете банка;
- 118 547,60 руб. — общая сумма платежа по кредиту в договоре с банком.
Простой покупатель пришёл за экспертным мнением к кредитному специалисту и согласился на одни условия рассрочки, а после оформления увидел, что складывается иная картина. И это Алёна ещё стала проверять все данные на месте, а могла поверить кредитному специалисту и уже позже увидеть совершенно другую сумму долга.
На её вопросы, откуда взялись такие цифры, кредитный специалист так и не ответил. В результате она попросила отозвать заявку на кредит. Заявка сразу аннулировалась, в личном кабинете девушка получила справку об отсутствии задолженности, чтобы в дальнейшем избежать проблем. На следующий день она связалась с банком для выяснения обстоятельств. Однако всю ответственность банк перенёс на магазин — разбирайтесь с ним.
1. Важно перепроверять всё на месте
Нужно внимательно изучить все детали кредитного договора, точно знать график и размер платежей, общую сумму кредита, проценты, условия. При любых сомнениях лучше отказаться или отозвать заявление, чем в дальнейшем неприятно удивиться величине ежемесячного платежа, итоговой сумме и влезть в дополнительные долги.
2. Можно надеяться только на себя и свои знания
Кредитные специалисты могут быть недостаточно компетентны, в итоге покупатель не получит ответы на вопросы и не будет уверен в том, какой именно продукт на него оформляют. Если покупатель внимателен и хотя бы немного разбирается в банковских продуктах, он заметит нестыковку.
3. Алёна больше не будет оформлять рассрочку в магазине
Её опыт взаимодействия с кредитным специалистом в магазине оказался печальным, и она не будет больше к ним обращаться. При реальной необходимости лучше оформить кредит в банке и прийти в магазин уже с деньгами на руках. В банке можно получить полноценную консультацию о продукте, что особенно важно новичкам.
Наверняка у многих людей не возникло сложностей при оформлении рассрочки, и всё проходило отлично. Однако стоит знать не только о плюсах такого инструмента, но и быть готовым к неожиданным неприятным обстоятельствам. Не стесняйтесь задавать вопросы и не бойтесь передумать, если условия при оформлении будут отличаться от тех, которые были изначально указаны.
Материалы по теме:
Как защититься от мошенничества в мире онлайн-знакомств: 8 правил безопасного поведения
Какие проблемы начнутся, если не платить банку кредит, и что с этим делать? Разбираемся со специалистами Дома финансового просвещения
С 1 марта 2025 года в России начнёт действовать закон, по которому граждане смогут устанавливать самозапрет на выдачу потребительских кредитов
Собрали семь обязательных финансовых навыков, которые должны быть у каждого к окончанию школы
Банк России приглашает новосибирских школьников и студентов колледжей на онлайн-уроки по финансовой грамотности
Невольно стать пособником мошенников, увы, так же просто, как и оказаться их жертвой. Как избежать этих неприятных ситуаций?`
Как мошенники обманывают детей в интернете и что делать, чтобы этого избежать?
Уголовное дело, тяжёлая болезнь, ошибочный перевод — собрали самые популярные уловки мошенников
25 июля вступил в силу новый закон, и теперь жители Новосибирской области могут вернуть деньги, украденные с их счетов кибермошенниками. Как именно, разбираемся с экспертом
Покупаете билеты на концерты и спектакли в интернете? Не попадитесь на удочку мошенников!
ГОД СЕМЬИ. Как обеспечить финансово-цифровую безопасность в семье: основные правила и советы экспертов
В Центре правовой помощи гражданам в цифровой среде по СФО помогают пострадавшим от мошенников гражданам восстановить права и получить компенсацию морального вреда
За 2023 год кибермошенники выманили у доверчивых жителей Новосибирской области более двух миллиардов рублей. Какие новые схемы используют преступники?
Берегите свои персональные данные, чтобы не стать жертвами финансовых мошенников
Рассказываем, как работает схема «Избавим от долгов. Навсегда. С гарантией»
Новые схемы мошенничества в соцсетях и мессенджерах: как они устроены, для чего нужны и как не стать их жертвой
Кто поможет сориентироваться в аспектах стремительного развития финансовых инструментов и противостоять растущей активности финансовых мошенников?
Лже-«Госуслуги», поддельные сайты и голосовые клоны — рассказываем о новых уловках финансовых мошенников
Осторожно! Не попадитесь на новую схему от мошенников, связанную с инвестициями
Как проверить, входил ли злоумышленник в ваш личный кабинет на портале «Госуслуги»?
В Новосибирской области в 2022 году не смогли раскрыть около 80% преступлений, совершённых с помощью информационных технологий
Какие банкноты стали чаще подделывать в Новосибирске и как не оказаться виновным в сбыте фальшивых купюр?
Осторожно! Не попадитесь на новый сценарий мошенничества с ответами на ЕГЭ
«Ведомости» собрали новые схемы финансового мошенничества — от перевода денег за рубеж до установки VPN
Только за один день в Новосибирской области было зарегистрировано 17 случаев кибермошенничества, люди лишились почти 4 млн рублей
«Безопасные» счета, «заблокированные» карты — на что идут сегодня мошенники, чтобы завладеть вашими деньгами. Пять новых схем
В Новосибирской области наблюдается лавинообразный рост киберпреступлений: как мошенникам удаётся обмануть своих жертв?
Доверчивых людей можно обокрасть, даже оказав им реальную помощь, но — за нереальные деньги: напоминаем, как защититься от мошенников
Социальные псевдовыплаты, фишинговые сети, предприимчивые спамеры — какие новые ловушки подстерегают нас в цифровую эпоху?
В Новосибирской области значительно выросло число преступлений, совершаемых мошенниками. Чаще всего они похищают деньги с банковских карт и счетов. Как обезопасить себя?
Сегодня мы всё стали чаще совершать покупки онлайн и рассчитываться в магазинах бесконтактным способом. Как при этом не попасться в сети мошенников?
От действий мошенников пострадали несколько сотен новосибирцев, заказавшие в магазине айфоны по заниженным ценам