09.04.25

Герои в куклах

Главный режиссёр Новосибирского театра кукол Ольга ГУЩИНА — о судьбе Покрышкина, профессии кукольника и надежде для детей

С куклами из спектакля «Кошкин дом».

ДОСЬЕ
Ольга ГУЩИНА
Родилась в Новосибирске. Окончила Новосибирское театральное училище по специальности «артист театра кукол» (1976) и ЛГИТМиК (1988). В театр кукол пришла в 1976 году артистом-кукловодом. В 1990-х прошла режиссёрскую стажировку в ГАЦТК имени С. В. Образцова. С 1999 года главный режиссёр Новосибирского областного театра кукол. 15 лет преподавала в Новосибирском театральном училище. Заслуженная артистка России, заслуженный работник культуры и искусства НСО.

Неутомимый труженик и неугомонный фантазёр, внимательный педагог и требовательный режиссёр. Ольга Владимировна Гущина всё делает с полной самоотдачей, заражая окружающих магией театра кукол. Сыграно более 50 ролей, поставлено более 60 спектаклей в театре кукол и драматических театрах других городов — Москве, Красноярске, Барнауле и других. Как режиссёр работала с театром «Русская песня» Надежды Бабкиной и другими коллективами. Четверть века является главным режиссёром Новосибирского областного театра кукол, выезжала с коллективом во Францию, США, Таиланд, Японию. Большой сказочный репертуар в афише театра — её заслуга.

Средствами театра кукол Ольга Владимировна рассказывает об истории Новосибирска и знаменитых земляках: «Удивительный полёт к звёздам» о космонавте Анне Кикиной, «Как Петрушка врагов побеждал» о военном Новосибирске и фронтовых кукольных бригадах. Сейчас готовит постановку об Александре Покрышкине. 

Режиссёр Ольга Гущина и художник Александра Павлова (в центре) с артистами спектакля «Ханума».

— Ольга Владимировна, идёт работа над спектаклем о легендарном лётчике Александре Покрышкине. Что вас особенно потрясло в его жизни?

— Александр Покрышкин — настоящий богатырь, Илья Муромец ХХ века. Его отличали феноменальные упорство и стремление к достижению своей цели — летать. Препятствия, которые ставила перед ним жизнь, только помогали ему идти вперёд. Но это по-настоящему терновый венец. Его стремление в небо и вся боевая биография — это подвиг. Он стал первым в стране трижды Героем Советского Союза во время Великой Отечественной войны! За свою жизнь воспитал 30 Героев Советского Союза. Хочется, чтобы нынешние ребята знали — есть такой герой у нашего города, о котором знает вся Россия.

— Вы написали пьесу к спектаклю. Какой момент биографии героя лёг в её основу?

— Я ничего не придумывала, всё взято из книг самого Александра Покрышкина, в частности, «Небо войны». Из его воспоминаний о детстве, начиная с момента, когда он прикоснулся к крылу самолёта, совершавшего агитационные полёты по Сибири. Отец его был кровельщиком и сына прочил в бухгалтеры. Но Александр Иванович настоял на своём и, закончив фабрично-заводское училище, потому что для лётного училища надо было иметь техническую специальность, он по комсомольской путёвке отправился поступать в Пермскую авиашколу. В спектакле мы рассказываем, как это было, только какие-то этапные моменты делаем в куклах. Например, в госпитале, где Покрышкин начал вести тетрадь с расчётами по тактике воздушного боя; сцена обучения лётчиков, он ведь после каждого вылета анализировал, что не так; встреча с медсестрой Марией, которая станет его женой. Тут можно сделать отдельный спектакль — о том, как они встретились и как эту большую любовь, зародившуюся в грозное время, пронесли через всю жизнь.

Ольга Гущина и Юрий Кондратьев на гастролях в Японии.

— Судя по тому, что вы росли в Дзержинском районе Новосибирска, детство прошло под грохот самолётов?

— Да, мы жили рядом с авиазаводом имени Чкалова, мой отец пришёл работать на завод 16-летним подростком в июле 1941 года, его взяли учеником на ФЗО. Потом, работая, закончил вечернюю школу и авиационный техникум. 56 лет он отдал заводу, был мастером и начальником участка, членом Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР). Придумывая усовершенствования, он сначала вырезал детали из картошки, потом всё соединял, выверял — я это наблюдала на кухне.

— А сами вы как выбирали профессию?

— Я занималась в разных коллективах: и в хоре пела, и танцевала, потом увлеклась театром. В нашем районе был клуб имени Калинина, первый заводской клуб на улице Театральной. Это и сейчас замечательный оазис творчества. Нашим драматическим коллективом «Чайка» руководила Клавдия Емельяновна Бесова, из плеяды артистов «Красного факела». Она, например, рассказывала, как они в войну работали с народным артистом Евгением Матвеевым. Из нашего коллектива вышло много хороших артистов и режиссёров. Заслуженный артист России Леонид Кипнис, 30 лет руководивший Новосибирским музыкальным театром. Борис Горбачевский, заслуженный деятель искусств России, главный режиссёр драмтеатра в Златоусте. Александр Варавин, заслуженный артист России, ведущий артист театра «Глобус». Борис Саламчев, заслуженный деятель искусств России, в недавнем прошлом главный режиссёр театра кукол «Арлекин» в Омске. Для нас это была первая школа Станиславского, правда жизни, нам прививали настоящую культуру.

— Вы как-то рассказывали, что, поступая в Новосибирское театральное училище на драму, не прошли по росту. Но благодаря этому связали свою судьбу с театром кукол. Не было сожаления?

— На самом деле был и другой выбор. Я могла пойти в пединститут на филфак, общаться с детьми у меня всегда получалось. Но театр перетянул. На драму набирали героинь — с определёнными внешними данными. А на специальности «артист театра кукол» в тот год впервые открыли дневное отделение, до этого было только вечернее, и мне предложили поступить. А поскольку я однолюб и, однажды выбрав дорогу, с неё не сворачиваю, то очень скоро учёба меня захватила, я полюбила театр кукол, осталась с ним на всю жизнь и никогда об этом не сожалела. Руководителем курса у нас был Геннадий Александрович Кудрявцев, в то время главный режиссёр Новосибирского театра кукол. Как-то он пришёл на занятие и скомандовал: «Взяли куклы и за ширму!». Попробовали разные этюды, пели песни и читали стихи, а потом он назвал троих: «Придёте ко мне на работу», — я оказалась в их числе. Но администрация училища была против совмещения первокурсников, мы продолжали учёбу, и что интересно, все трое, кого он выбрал тогда, состоялись в профессии.

— А когда вы поняли, что это ваше призвание?

— Сценическую речь у нас преподавала Людмила Викторовна Садилова, выпускница Нижегородского театрального училища, отделения театра кукол, а затем театроведческого в ГИТИСе. Мы много ездили по линии Всероссийского театрального общества (ВТО), как только начинались каникулы, столичные студенты разъезжались по домам, а мы приезжали, селились в их общежитии, ходили по театрам. В Ленинграде были у Михаила Михайловича Королёва, главного режиссёра Ленинградского Большого театра кукол и заведующий кафедрой театра кукол в ЛГИТМиКе. Смотрели учебные спектакли. Видели совершенно замечательный спектакль с ростовыми куклами «Голый король», который вошёл в историю отечественного театра кукол. В Москве были в Театре кукол Сергея Владимировича Образцова. Побывали в Нижнем Новгороде, Риге, Таллине, — смотрели, общались. Возвращались в Новосибирск и жили этими поездками до следующих каникул. А на втором курсе к нам преподавателем по актёрскому мастерству пришёл Станислав Артемьевич Горбушин, он же стал новым главным режиссёром Новосибирского театра кукол. И меня стали приглашать на роли в театр кукол. Здесь тогда работала художником Тамара Константиновна Юдина, представитель ленинградской школы, она ставила у нас замечательные спектакли — «Мальчиш-Кибальчиш», «Сказка о попе и работнике его Балде». А ещё очень красивый спектакль «Золушка», где я играла главную героиню. В училище она учила нас технологии изготовления кукол. Мы всё делали своими руками — от лепки головы до одежды кукол. Потом был второй набор на драму, и директор училища Любовь Борисовна Борисова предложила мне попробовать, поскольку я была крепкой студенткой. Но будучи натурой постоянной, я отказалась. Хотя некоторые уходили. И правильно, потому что своё дело нужно любить, а не сомневаться: твоё, не твоё. Как Зиновий Гердт говорил, лучше я буду стоять с рукой вверх, работая с куклой, чем с протянутой рукой…

На фоне природы в одном из японских парков.

— Вы пришли в театр кукол, который не имел своей постоянной площадки. Это ведь сплошная кочевая жизнь?

— Мы играли больше 900 спектаклей в сезон, из них 300 — в области. Всякое бывало в этой кочевой жизни, ездили и в самые отдалённые посёлки. В Северный район, бывало, на самолёте летали. На дорогах в распутицу, когда справа болото, слева болото, а посередине всё развезло, надевали цепи на колеса и толкали все вместе. Потому что не приехать нельзя — дети ждут. В деревнях асфальта не было, приезжаем, а ребятня бежит — резиновые сапожки, из-под курточки платьица нарядные. Спрашивают: чем помочь, что донести.

— В таких условиях и заболеть недолго...

— Я сначала плохо переносила поездки в автобусах, а потом привыкла, и всё встало на свои места. Было бы где присесть, а то и прикорнуть, одним словом, у нас была хорошая закалка. А ещё в хорошем смысле одержимость профессией, патриотизм. От простуды перцовые лейкопластыри спасали: наклеил на пятки, надел носки, сапоги, и вперёд. Люся Крупницкая, заслуженная артистка России, всегда бутылочку с заварными травами возила. А голосовые связки нужны сильные, индивидуальных микрофонов же не было, устанавливали один микрофон, и вот нужно докричаться до зрителей, залы в клубах огромные, а спектакли в основном за ширмой, она звук забирает. Вот и работаешь с голосом, чтобы на задних рядах слышно было.

— Театр кукол, как никакой другой, — коллективная работа, когда один управляет головой, другой ручками, а третий за ноги куклы отвечает. Тут нужно уметь ладить?  

— Спектакль всех объединяет. Люди могут быть в ссоре, что-то не поделили, невольно обидели, кому-то что-то показалось. Но перед спектаклем все собираются, и ты уже абсолютно обо всём забываешь, потому что работа — это тот самый энергетический шарик, который очень сближает людей. Этому чувству товарищества и выносливости, меня научила наша разъездная в жизнь.

— Тростевая кукла — одна из самых любимых и почитаемых в театре. Два часа с поднятой рукой не каждый выдержит?

— Держать, говорить за неё, действовать, танцевать, петь. Не зря артисты-кукольники получают пенсию после 25 лет работы. В этой профессии важно, владеешь ты куклой или нет. Я об этом и своим студентам в театральном училище говорила: всё нужно через себя пропускать, тогда кукла будет жить. И сама, когда пришла в театр, присматривалась к работе мастеров, и на себе замечала постоянный «бинокль», если что-то не так, советовали: посмотри из зала.

Ольга Гущина (слева) и Юрий Кондратьев со своими студентами. Новосибирское театральное училище. 1993 год.

— Высшее образование вы получали тогда ещё в Ленинграде. Что главное вынесли из того времени?

— Мне захотелось дальше учиться, и в 1987 году я поступила в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кино (ЛГИТМиК), это был набор на заочное отделение. А у меня в то время ребёнок маленький, ещё годика не исполнилось. Но я боялась, что не будет больше заочного отделения, и рискнула, мне очень помогала моя семья. Мастером курса был известный в России и мире режиссёр и педагог театра кукол Николай Петрович Наумов. Такие встречи — подарок судьбы. Очень интеллигентный, порядочный, чистейшей души человек. Он даже замечания делал так, чтобы актёр или студент, не дай Господь, не потерял веру в себя, а напротив — получил импульс к дальнейшему росту. Нас в группе было двадцать человек из восемнадцати городов Советского Союза. И это была уникальная возможность учиться у больших мастеров и обмениваться творческим опытом. Вернувшись из Ленинграда, я организовала антрепризу, мы с нашими актёрами поставили спектакль «Муми-тролль» по сказкам Туве Янссон, который показывали в детских учреждениях, это и был мой первый режиссёрский опыт. 

— Как из артиста рождается режиссёр?

— Меня пригласили преподавать в театральное училище, сначала на отделении «Актёр театра кукол», потом и на драматических курсах я вела сценическую речь, актёрское мастерство. С будущими кукольниками мне было важно наладить практическую работу, научить студентов кукловождению, увлечь профессией, зажечь волшебством театра кукол. Поэтому искала и придумывала специальные упражнения, включала фантазию, мы вместе делали кукол и реквизит, в итоге стали ставить небольшие спектакли. Эти наши опыты приходил смотреть директор театра кукол Николай Афанасьевич Бирюля. А потом он предложил мне пройти режиссёрскую стажировку в театре Сергея Образцова, там как раз известный режиссёр Рейн Агур ставил «Комедию ошибок» Шекспира, и мы увидели всё — от «застольного периода», когда идёт разбор пьесы, до премьеры! Мне тогда казалось, что режиссёры — это небожители, честное слово. А когда наш театр переехал в новое здание, Николай Афанасьевич предложил мне стать главным режиссёром, и если бы не его поддержка, вряд ли я рискнула бы. Предложила Юрию Кондратьеву, нашему ведущему артисту, имевшему опыт постановок, вместе ставить, так появился спектакль «Приключения Буратино». Спектакль до сих пор идёт в той же версии, хотя уже не раз обновляли материальную часть. Потом поставили «Аленький цветочек», «Машеньку и Медведя», концерт «Мир, в котором мы живём»... И, чтобы глаз не замыливался, я обязательно просила посмотреть из-зала, советовалась с опытными людьми, если сомневаешься, — это нормально, соглашаешься ты или нет с замечания, это уже твоё дело. А потом я стала ставить сама.

— Из чего, на ваш взгляд, складывается магия театра кукол?

— Актёрская профессия очень зависима, особенно в театре кукол. Художник сделал куклу, она редко меняется на протяжении спектакля, какой она была в начале и какой будет в финале. Я говорю о том, что герой в спектакле меняется, это законы драмы, а как это показать в кукле? Тут требуется и мастерство кукловождения, и самоотдача артиста. Если ты не вложишь душу, не вдохнёшь в куклу жизнь, ничего не произойдёт. Это всё проходит через твои голову, руку и сердце. Вот всю эту энергетику нужно воплотить в кукловождении. Как говорил Станиславский, люби искусство в себе, а не себя в искусстве. Это в первую очередь относится к артисту-кукловоду. Сейчас всё больше спектаклей в живом плане. Но, если театр кукол забывает своё истинное назначение — оживление неживой материи — это грустно. С другой стороны, приходят новые технологии, в театре кукол чаще используют пение, пластику, тень, — и всем этим артист должен владеть.

— Судя по вашим международным гастролям, учиться пришлось постоянно — играли на разных языках, включая японский. Как кукольники из Новосибирска смогли побывать в разных уголках света?

— Во Францию мы ездили благодаря общественной организации «Альянс Франсез». Сначала на фестиваль, а потом родилась идея организовать театр кукол в городе Кремлен-Бисетр театр кукол, это в пяти километрах от центра Парижа. Мы с нашим главным художником Александром Корытным летали туда, занимались с педагогами, которые работают с детьми. Он рассказывал, как изготавливать кукол, а я как с ними работать. Потом мы ездили туда с нашим театром, показывали спектакль «Сказка за сказкой», давали мастер-классы по разным системам кукол, — говорили по-русски, работали с их переводчиками. А вот в Америке играли на английском. И в Таиланде, где наш спектакль смотрел император, мы играли на английском, а нас переводили на тайский. Это был такой благодатный период, настоящий подарок судьбы. В Японии, где мы много раз бывали, играли спектакли на японском языке, осваивать его нам помогал новосибирский центр «Сибирь-Хоккайдо» и лично госпожа Чибо-сан, которая очень любит Россию. Но мы просто учились произносить текст. Юра Кондратьев мог что-то подглядеть в бумажках за ширмой, а я вела диалог со зрителями глаза в глаза, задавала вопросы, а они отвечали.

— Ещё одна загадка — как вы отважились поехать в Японию сразу после трагедии на АЭС «Фукусима-1» в марте 2011 года? 

— У нас была договорённость, мы с Юрием Кондратьевым должны были проводить мастер-классы, ожидался приезд кукольников из других стран. Но когда случилась авария на АЭС, никто, кроме нас, не приехал. Приехали специалисты и любители театра кукол из других префектур Японии, которым была очень интересна наша театральная школа, и мы много им показали. Они тоже представили свое искусство. Они очень нас ждали! Руководитель театра «Асири-дза» в Саппоро Ябуки Хидэтака, который нас приглашал, сам выезжал со спектаклями в населённые пункты в районе АЭС, чтобы поддержать людей и детей. 

Артисты с куклами из спектакля «Приключения Буратино» на встрече со студентами НГУ. Ольга Гущина справа, на первом плане — режиссёр спектакля и главреж театра кукол Надежда Леонтьева.

— Вы сами много лет ведёте группу «Куклы-лекари». Что это за проект?

— Дети, с которыми мы начинали, уже выросли, приходят новые ребята. Эта своеобразная «сказкотерапия» помогает детям с особенностями здоровья социализироваться, раскрепощаться, находить способы общения друг с другом, ориентироваться в мире. Мы выстраиваем диалог, находим те формы, которые им необходимы и приемлемы. Здесь помогают наши спектакли, живое общение, совместные занятия и игры. Это всё в сочетании с программами, которые они проходят в лечебных и реабилитационных учреждениях.  Совместные занятия, общение с куклами — это объединение для них очень много значит. Родители говорят, что они и дома что-то повторяют и стремятся рассказать и показать. 

— Сейчас очень популярны экскурсии по театру кукол и мастер-классы. Как вы думаете, почему? 

— Всегда хочется заглянуть за кулисы, понять, как это устроено изнутри. А кукла, как ни крути, — это механизм, она может говорить, поворачиваться, ходить. На мастер-классах мы даём возможность человеку, ребёнку или взрослому, самому попробовать управлять куклой. Недавно мы с нашей артисткой Яной Трегубовой проводили мастер-класс к Международному дню кукольника. Видно, что всем интересно, только увидели движение, хотят попробовать сами. И я заметила одного мальчика, он так водил куклу, что как-то сразу веришь тому, что он делает. Есть азарт, интерес познать что-то новое — прекрасно. Наш театр даёт такую возможность. А кроме того, на мастер-классах можно присмотреться к выбору будущей профессии.

— Главные зрители в театре кукол — дети. Что вам как режиссёру хочется им донести?

— В первую очередь хочу, чтобы они почувствовали радость — от соприкосновения с творчеством, с прекрасным, с ясной живой историей, где добро побеждает. Спектакли, конечно, бывают разные, но вот хочется зажечь этот огонь творчества, чтобы ребенок запрыгал, чтобы ему захотелось прийти ещё. И здесь важно, чтобы ребёнок чувствовал себя защищённым, поэтому непременно нужна надежда в финале.

— Ваши спектакли и взрослых вдохновляют, например, музыкальный спектакль «Ханума».

— У этой пьесы большая история: водевиль написал в 19 веке Авксентий Цагарели, в 1970-х для знаменитой постановки Георгия Товстоногова в БДТ драматурги Борис Рацер и Владимир Константинов написали адаптированную пьесу, а прекрасную музыку — Гиа Канчели. Я вам скажу, авторы даже не догадывались, что лучше всего оно прозвучит в театре кукол. Здесь всё сошлось: и художник, и музыка, и игра, и куклы. Восхищает игра актёров! Я безумно рада за них, это один из материалов, где можно максимально проявить свои актёрские способности. И я думаю: Господи, как хорошо, что в моей жизни случился этот спектакль! Столько в нём солнца, юмора, зажигательной энергии, правды жизни, что хочется жить и радоваться.

СОБЫТИЕ

Премьера спектакля-экскурсии в военное прошлое «Покрышкин. Крылья Победы» в Новосибирском областном театре кукол состоится 25 апреля. На фоне кадров кинохроники историю героя представят люди, куклы и самолёты. Во время Великой Отечественной войны Александр Покрышкин стал настоящим асом, разработал свою систему ведения воздушного боя. По замыслу режиссёра и автора пьесы Ольги Гущиной, эта история об окрыляющей мечте, о силе духа и воле к победе.
Марина ШАБАНОВА Фото предоставлены театром и Ольгой Гущиной
back

Материалы по теме:

06.09.24 Фип, лиса и призрак

Новый сезон в Новосибирском областном театре кукол — много премьер, обменные гастроли и фестиваль семейных театров

08.08.24 Самый ироничный

Известные российские театроведы Борис ГОЛДОВСКИЙ и Нина МОНОВА — о новых технологиях, вечных темах и домашнем театре кукол

17.06.24 Магия оживления

В центре Новосибирска встретились кукольники России и Азии — чем запомнится фестиваль «Перекрёсток-2024»?

21.05.24 Танцующие руки

Как победить огненного дракона, кому помогают куклы и что покажут на фестивале «Перекрёсток» с переводом на жестовый язык?

17.05.24 Шесть дней детства

Публикуем программу III Международного фестиваля театров кукол «Перекрёсток» в Новосибирске, который пройдёт с 7 по 12 июня

23.04.24 Парадом на «Перекрёсток»

Гулливер, праздничное шествие, особый звук и угощение — объявлена программа Международного фестиваля театров кукол «Перекрёсток»

28.02.24 Это просто фантастика!

Обряд открытия, забастовка фермеров и Тадж-Махал — новосибирские кукольники вернулись из Индии триумфаторами

08.02.24 Здравствуй, Дели!

Новосибирский областной театр кукол покажет в Индии спектакль про Петрушку и пригласит на свой фестиваль «Перекрёсток» театры из разных стран

13.09.23 Юбилей на перекрёстке

«Ревизор», «Три медведя» и «Новый год в замочной скважине» — о главных событиях 90-го сезона театра кукол рассказывает директор Юрий ГОРЛАТЫХ

31.05.23 Чистый праздник

Новосибирский областной театр кукол представил спектакль «Мойдодыр» к 100-летию публикации популярной сказки

27.03.23 Театр начинается

«Ведомости» побывали вместе с Новосибирским театром кукол на выездном спектакле и увидели, как спектакль начинает жить на новой сцене

28.11.22 Щелкунчик по-русски

Режиссёр театра кукол Эльмира КУРИЛЕНКО — о гаджетах и одиночестве, культурном возрасте и театре жестокости, кукле и творчестве

31.08.22 Самый первый в жизни

Директор Новосибирского областного театра кукол Юрий ГОРЛАТЫХ — о фестивалях, сюжетных конфликтах и традициях детского театра

30.05.22 От Петрушки до Образцовой

Первая «Сибирская школа кукольника» соберёт в Новосибирске выдающихся представителей российского театра кукол

16.05.22 Конкурс «Любимая кукла»

Присылайте нам фото любимой куклы или игрушки — выигрывайте билеты на фестиваль театров кукол «Перекрёсток»! Ждём фото до 25 мая

13.05.22 Встретимся на «Перекрёстке»!

1 июня карнавальным шествием по улице Ленина, от площади до театра кукол, откроется II Международный фестиваль театров кукол

19.04.22 Любовь на перекрёстке

Второй международный фестиваль кукольных театров пройдёт в Новосибирске с 1 по 5 июня

10.02.22 Сказочный директор

Директор театра кукол Юрий ГОРЛАТЫХ — о том, какие сказки лечат, зачем куклы взрослым и когда Новосибирск станет столицей кукольников

up