Чистые небеса
ТЕХНОПРОМ-2023. Кто и как должен контролировать беспилотные летательные аппараты с земли и какие инструменты для этого уже имеются?
Дроны — Пришла пора признать: дроны — такие же полноправные участники воздушного движения, как и пассажирские авиалайнеры.
Тема беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) тоже не обошла «Технопром-2023» стороной — тем более, что за считанные недели до этого события Новосибирская область на десять дней превращалась в «Архипелаг» беспилотной авиации. «Технопром» стал отличной возможностью продолжить разговор о проблемах этой молодой отрасли транспорта и экономики. Их впору называть проблемами роста — беспилотников в небе над Россией пока ещё относительно немного, но с каждым днём их всё больше, они становятся полноправными участниками воздушного движения, однако в небесных ПДД они до сих пор не фигурируют. Можно, конечно, решить проблему просто — полностью закрыть в регионе небо для БПЛА, однако это не выход. Рано или поздно небо всё равно придётся открыть, а за беспилотниками будут следить через ситуационные центры.
В России разработаны уже как минимум две цифровые платформы слежения за БПЛА в регионах — «Небосвод» и «ФЛАЙ ДРОН». Коммерческий директор ООО «ФЛАЙ ДРОН» Максим Семёнов предлагает внедрять цифровые платформы последовательно — вначале тестовый режим для проверки, как платформа сможет контролировать воздушное пространство, затем по результатам тестирования создавать нормативную базу на уровне регионов и определять источники финансирования, и наконец, приступать к созданию наземной инфраструктуры. «Основной функционал нашей системы — согласование заявок, мониторинг полётов, идентификация “свой-чужой“, оперативная связь с пилотом на случай нарушения запланированного маршрута полёта», — говорит разработчик. Платформа «Небосвод», по словам представителя компании-разработчика Вадима Авершина, была представлена на «Архипелаге» российскому вице-премьеру Андрею Белоусову, который призвал масштабировать соответствующие технологии.
Создатели обеих платформ уверены, что в регионах необходимы ситуационные центры для контроля за беспилотниками. Однако, как отметил советник губернатора Томской области Сергей Хурсевич, такой центр будет необходим только в том случае, если он объединит под своим контролем БПЛА с пилотной авиацией. «Объём перевозок грузов, объём авиаработ, который выполняют беспилотники, почти равен нулю. В Томской области сейчас работают три десятка вертолётов и всего два беспилотника. Блокировать работу вертолётов только для того, чтобы кто-то погонял свой беспилотник, я не могу. Надо создать центр управления воздушным движением, наземную инфраструктуру и соответствующее бортовое оборудование», — считает Сергей Хурсевич.
Министр цифрового развития и связи Новосибирской области Сергей Цукарь признался, что в проблемы беспилотия погрузился только две недели назад — опять же в связи с «Архипелагом». Он тоже считает, что отдельный центр мониторинга БПЛА не нужен — вопрос требует комплексного решения. По данным Сергея Цукаря, в Новосибирской области органами власти используются около двух сотен беспилотников — прежде всего региональным минприроды и мэрией Новосибирска. «Нам надо создавать инфраструктуру мониторинга и региональный центр компетенций по применению БПЛА. Задачей этого центра могло бы стать объединение усилий, чтобы каждый беспилотник выполнял сразу несколько задач, помогая своим отснятым материалом одновременно многим ведомствам. За год у нас выдано 360 разрешений на полёты БПЛА в Новосибирске, а всего по области — около 500, но при этом большинство летает без разрешений. Когда мы упростим эту систему, разрешений станет выдаваться больше, а условия для производителей аппаратов станут комфортнее», — считает министр.
Отдельный вопрос — участие в контроле за беспилотниками операторов сотовой связи, тем более что подходящее оборудование у них имеется. И готовность помогать — тоже.
Материалы по теме:
ТЕХНОПРОМ-2023. Как распознать болезни сердца на расстоянии и зачем пациенту наноконтейнеры для транспортировки лекарств?
ТЕХНОПРОМ-2023. Больные вопросы и прорывные решения — на форуме «Технопром-2023» обсуждали инновации в медицинской промышленности
ТЕХНОПРОМ-2023. Станет ли российский аграрный сектор в обозримом будущем полностью импортонезависимым и что может этому помешать?
ТЕХНОПРОМ-2023. Как радиация служит российской медицине сейчас и чего от неё ждать в дальнейшем?
ТЕХНОПРОМ-2023. Юбилейный «Технопром» в Новосибирске установил рекорд по количеству участников
ТЕХНОПРОМ-2023. О причинах, тормозящих создание в России новых лекарств, рассказали учёные на форуме «Технопром»
ТЕХНОПРОМ-2023. Новый уровень инженерного образования, внедрение научных разработок и достижение технологического суверенитета России стали главными темами форума
ТЕХНОПРОМ-2023. Как искусственный интеллект и нейросети помогают создавать новые фармацевтические препараты?
ТЕХНОПРОМ-2023. Нужен ли инвестору бизнес-план и надо ли скрывать свои идеи?
ТЕХНОПРОМ-2023. От доходов до отходов — какие задачи решают стартапы, отмеченные наградами на Сибирской венчурной ярмарке
ТЕХНОПРОМ-2023. Более 380 млн рублей инвестиций привлекли стартапы, представленные на Сибирской венчурной ярмарке
ТЕХНОПРОМ-2023. Заглянуть в начало Вселенной и приручить термояд: что дадут России новые установки класса «мегасайнс»?
ТЕХНОПРОМ-2023. Стратегию цифровизации крупных городов России обсудили на юбилейном форуме «Технопром»
ТЕХНОПРОМ-2023. Сверхпрочные поверхности, борьба с вирусами, поиск трудодоступной нефти — чего российские учёные ждут от строящегося СКИФа?
ТЕХНОПРОМ-2023. Стоит ли бояться искусственного разума, и как он поможет развитию городской среды
ТЕХНОПРОМ-2023. В Новосибирске стартовал X Международный форум технологического развития «Технопром-2023»
ТЕХНОПРОМ-2023. Фиджитал-игры, цифровые двойники и квартирник с Маргулисом —представлена программа «Технопрома»