26.03.25

На «Линии авангарда»

Руководитель проекта «Ново-Сибирск. Конструктивизм!» Евгений ДУБРОВИН — о том, зачем новосибирцам становиться амбассадорами конструктивизма

ДОСЬЕ
Евгений ДУБРОВИН
Родился в Маслянино, школу заканчивал в Новосибирске (лицей №22 «Надежда Сибири»). Выпускник исторического отделения гумфака НГУ. Пробовал себя в разных сферах: образование, молодёжная политика, журналистика, медиапроекты и бизнес-образование. Один из создателей проектов теледебатов «Приглашение на казнь» и «Прямая речь» на ГТРК «Новосибирск». Организатор и эксперт мероприятий в сфере социального и креативного предпринимательства.

Евгений Дубровин считает, что мы живём в эпоху победившего конструктивизма. Исторические здания, известные сегодня как новосибирский конструктивизм, строились век назад, в годы, когда наш город был столицей большого Сибирского края, преобразованного затем в Западно-Сибирский край. В 1926 году город получил и новое имя, Ново-Николаевск стал Ново-Сибирском, как писали тогда. Общественные здания и жилые дома строились людьми, «устремлёнными в будущее», в этих помещениях много света и воздуха. Объединяясь вокруг общей идеи, мы можем сделать наш город передовым и авангардным, каким его задумывали 100 лет назад.

— Евгений, судя по теледебатам и проектам с ГТРК, вас можно назвать коллегой-журналистом?

— Можно и так сказать. Хотя долгое время я занимался проектной деятельностью, а ключевой проект последних лет — это школа социального предпринимательства «Новотерра», через которую прошло большое количество разных молодёжных (и не только) инициатив. Некоторые из них воплощены в пространстве города, какие-то уже завершились или перевоплотились. И вот в какой-то момент у нас появились проекты, связанные с архитектурным наследием. Наш проект «Авторская карта исторического центра Новосибирска» выдержал несколько изданий.

— Почему вас заинтересовал именно конструктивизм?

— Это наследие ставит наш город в один ряд с Москвой и Екатеринбургом, делает Новосибирск частью большой мировой истории. Так началось наше большое путешествие в мир авангарда. Параллельно мы занимались своей профессиональной деятельностью: я выступал в качестве организатора и эксперта мероприятий в сфере социального предпринимательства, Владимир Николаевич Сорокин преподавал в Новосибирском педуниверситете, а Антон Гашенко — в НГУАДИ. Нас объединяло общее стремление сделать конструктивизм неким смыслообразующим началом для городских инициатив. Авангард как основа культурного кода Новосибирска! И вот начиная с 2019 года, когда мы сделали первую версию карты, стали работать над созданием маршрута «Линии авангарда».

— Вы выпускаете календарь, привлекая жителей города через краудфандинг, что называемое «финансирование толпой». В этом году его основой стали оригинальные фото оперного театра. Это дань памяти строителям знаменитого здания?

— В первую очередь, конечно, это дань памяти. Маршрут «Линии авангарда» идёт вдоль Красного проспекта — от его начала до станции метро «Красный проспект» — и имеет некие точки входа. Есть точки входа с тематической историей, например, ДК Октябрьской революции или кинотеатр «Победа». Но центральной точкой площади Ленина, конечно, является здание театра оперы и балета, архитектуре которого можно посвятить несколько томов. И вот когда мы вместе с новосибирскими фотографами задумали делать календарь, посвящённый театру, главной идеей было раскрыть его изначальную авангардную природу, ведь здание строилось как Дом науки и культуры.

— Проект действительно был авангардным для своего времени, но уже в конце 1930-х здание перестраивалось в неоклассической стиле, поскольку в нашей стране сменился официальный архитектурный стиль. Казалось бы, здание это мы знаем по множеству фотографий...  

— Как признался Алексей Школдин, фотографии которого вошли в календарь и на выставку, для него самого это стало вызовом, потому что оперный — самое фотографируемое здание нашего города.

В этом проекте у нас сложились взаимодействия с разными сторонами, включая театр оперы и балета и министерство культуры. Мы искали интересные виды, поднимались на крыши, снимали из кабинетов чиновников, выходили на закрытые балконы соседних бизнес-центров. И люди шли навстречу, чтобы поделиться тем видом, который открывается на театр. А вдохновлялись мы известными проектами, такими как серия цветных гравюр Кацусики Хокусая «36 видов на Фудзияму». Потому что оперный театр — это наша Фудзияма, всё происходит на его фоне.

Евгений Дубровин читает лекцию для студентов колледжа НГУАДИ в Областной молодёжной библиотеке. Лето 2024.

— Большинство зданий «Линии авангарда» Новосибирска построено 100 лет назад. В каком состоянии это наследие сегодня?

— Современное лицо Новосибирска, его историческое ядро формировалось век назад. 25 мая 1925 года Президиум ВЦИК утвердил постановление об образовании Сибирского края с административным центром в городе тогда ещё Ново-Николаевске. Как пишет известный новосибирский архитектор Игорь Викторович Поповский, подруга его бабушки уехала в Москву на учёбу в 1929 году, а когда два года спустя вернулась, то не узнала город. Сюда приехал архитектор Борис Гордеев, ученик Виктора Веснина. Над проектом Дома науки и культуры, будущего театра оперы и балета, работал Александр Гринберг. Наш конструктивизм — здание правительства, Дом с часами, Госбанк, гостиница «Центральная», жилой комплекс «Кузбассугля» и многие другие — это часть той волны авангарда, которая в своё время захлестнула разные сферы творчества: от поэзии до изобразительного искусства и архитектуры. И сейчас мы видим, как реализуются интересные проекты, связанные с реставрацией этого наследия в Москве, Питере, Самаре, Екатеринбурге. Самый известный проект — Дом Наркомфина, реставрацию которого проводил внук архитектора Гинсбурга. Происходит преобразование памятников архитектуры эпохи авангарда, они получают новое дыхание. И конечно, нам бы очень хотелось, чтобы и в Новосибирске здания «Линии авангарда» восстанавливались. Считается, что конструктивизм — это здания серого цвета, но на самом деле Дом с часами был бледно-персиковым, а гостиница «Динамо» — в шоколадных оттенках.

— Что уже сделано по проекту «Ново-Сибирск. Конструктивизм!»?

— Мы начинали с карты наследия авангарда, затем добавлялись экскурсионные форматы и аудиогиды. Проводили фестиваль «Конструктивизм здесь!», запускали календари, путеводитель по «Линии авангарда» Новосибирска и линейку сувениров. Делали небольшие выставки в зданиях — памятниках авангарда, проводили лектории и квесты для молодёжной аудитории, исследовали индустриальное наследие, а именно соцгорода в левобережье. Участвовали в выставках, например, в Москве на базе центра «Зотов» (сегодня это ведущий центр исследования и пропаганды конструктивизма). Плотно общались с коллегами из других городов. И в целом накопили большой банк идей и партнёров.

— Интересно, чем конструктивизм в Новосибирске отличается от конструктивизма в других городах?

— Везде есть свои особенности. Если в Улан-Удэ конструктивизм остался в чистых формах, то в Казани (Татарстане) чувствуется приверженность национальной культуре. Екатеринбург, который позиционирует себя сегодня как столица конструктивизма, — пример того, как это наследие восстанавливается и сохраняется. Мы познакомились с конструктивизмом и сообществами, продвигающими его, в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Перми, Москве, Иванове, Санкт-Петербурге. У нас в гостях была Александра Селиванова, создатель и инициатор Центра авангарда на Шаболовке, который возник в процессе сотрудничества инициативной группы, которые стремились спасти Шуховскую башню. А сейчас этот Центр авангарда на Шабаловке существует официально при поддержке правительства Москвы. 

— Что нужно для воплощения идеи «Линии авангарда» как основы культурного кода Новосибирска?

— В первую очередь, это фиджитал среда, когда мы имеем качественный объект, такой как, например, Шаболовка в Москве. Вокруг такого объекта и на кольцевых маршрутах «Линии авангарда» должны быть расположены точки касания: посткроссинг, библиотеки, театр, еда. Набор сценариев широкий: от семейного похода или урока на улице до иммерсивного погружения. Важен также статус, это может быть «мемориальный маршрут» регионального значения, такие решения принимаются на уровне правительства области, а в год 100-летия «столичности» Новосибирска это особенно актуально. Мэрия утверждает сам маршрут и дизайн-код для зданий авангарда — шрифты, цветовой код города, чтобы вывести наследие конструктивизма из серой палитры. И конечно, бизнес, который создаёт новое качество, соблюдая дизайн-код в рекламных конструкциях и коммуникациях. Одно из главных условий — жители становятся резидентами, вовлечёнными амбассадорами «Линии авангарда». От них зависит и внешний облик зданий, и доступ к внутренним территориям, и доброжелательный приём. 

— Конструктивизм часто критикуют за минимализм, но, если посмотреть на  строящиеся сегодня жилые микрорайоны, станет ясно, что это наследие конструктивизма. Плоские крыши, сплошное остекление, вертикальные и горизонтальные витражи, игра объёмов.

— Совершенно верно. Конструктивизм действительно пришёл в нашу жизнь, правда, без явной декларации, как это было в эпоху Малевича и Кандинского. Мы живём в мире победившего конструктивизма, потому что Ikea, ушедшая из России, но оставившая неизгладимый след в наших представлениях об устройстве домашнего быта, комфорте и минимализме, — это тоже продукт того самого тренда, который берёт своё начало в немецком Баухаусе с его мебельными экспериментами. И наши архитекторы-конструктивисты, тот же Борис Гордеев, над этим работали. В городском архиве хранятся его эскизы мебели для домов, которые он строил в Новосибирске и Кузбассе. Так что конструктивизм победил, нам просто нужно оценить то, чем мы на самом деле владеем.

СОБЫТИЕ

Фотовыставка «Архитектура — застывшая музыка» в фойе четвёртого этажа театра оперы и балета посвящена 80-летию НОВАТа и 100-летию присвоения Новосибирску статуса столицы Сибири. Она создана в рамках сотрудничества проекта «Ново-Сибирск. Конструктивизм!» и театра. 14 чёрно-белых работ Алексея Школдина, члена Союза фотохудожников России, представляют редкие ракурсы самого фотографируемого здания Новосибирска. На фотографиях Людмилы Аксёновой запечатлены интерьеры театра. Выставка работает до июня.
Марина ШАБАНОВА | Фото Николая БУШУЕВА и предоставленные Евгением ДУБРОВИНЫМ
back

Материалы по теме:

22.07.22 Тайна дома под часами

Городские легенды гласят, что тело барона Унгерна упокоилось в подвале на Красном проспекте

21.04.22 Трудно быть памятником 

Почему здания, охраняемые государством, непросто привести в порядок?

24.02.22 На линии авангарда

Руководитель госинспекции по охране наследия Елена МЕДВЕДЕВА — о новосибирском конструктивизме, Сибирской биеннале и судьбе «Металлиста»

11.10.21 Пока идут часы

Башня «гуляет» от перепадов температур, место для музея так и не нашли, а легенд о призраках всё больше — что происходит в Доме с часами перед реставрацией?

08.10.21 Четверо смелых

Какими были архитекторы, строившие знаковые здания Новосибирска, рассказывает уличная выставка

08.07.21 Тирания красоты

Книга о сталинской архитектуре Новосибирска стала победителем Национального независимого рейтинга «Золотая капитель 2021»

23.03.21 Шрифтом авангарда

На Доме с часами в Новосибирске установлена памятная доска в честь строителей-архитекторов

09.10.20 Статус обязывает

Когда снимут старую рекламу с домов-памятников Академгородка и отремонтируют Дом с часами в Новосибирске?

30.07.19 Возвращение Гордеева

Имя архитектора Бориса Гордеева увековечат в памятной стеле на Заельцовском кладбище

02.07.19 Город, который мы сохраняем

Станет ли памятником гостиница «Динамо» — этот вопрос рассмотрит созданный при мэрии общественный Совет по сохранению историко-культурного наследия Новосибирска.

11.09.18 Зазеркалье на Красном

Чем живёт сегодня построенный в 1930-х годах на Красном проспекте жилой комбинат кооператива «Кузбассуголь»? К 115-летию архитектора Бориса Гордеева «Ведомости» побывали в домах, построенных по его проектам

17.05.18 Вокзал эпохи Гордеева

История Новосибирска (пусть и небольшая — всего-то 125 лет) хранит в себе немало тайн.

05.04.18 Время Гордеева

Здания по проектам Бориса Гордеева составили славу Новосибирска, но в городе до сих пор нет памятной доски выдающемуся архитектору-конструктивисту.

up