Тирания красоты
Книга о сталинской архитектуре Новосибирска стала победителем Национального независимого рейтинга «Золотая капитель 2021»
Труд голландского автора Ивана Невзгодина, для которого Новосибирск — родной город, действительно является образцовым изданием — и как наиболее полный обзор новосибирской архитектуры 1930–1950-х годов, и с точки зрения полиграфического искусства. Какие знаковые новосибирские здания и нереализованные проекты вошли в книгу, мы расскажем ниже. А сейчас о том, что представляет собой фестиваль «Золотая капитель»? Национальный независимый архитектурный фестиваль-конкурс проводится в Новосибирске ежегодно и является одним из крупнейших в России. Учреждён он в 1996 году межрегиональной ассоциацией «Сибирское соглашение» для популяризации и развития архитектуры.
В рейтинге 25-й «Золотой капители» приняли участие 106 работ — из Ярославля, Воронежа, Москвы, Санкт-Петербурга, Кемерово, Новосибирска, Красноярска, Гродно, Кракова, Роттердама, Дельфта и других городов России и мира. На конкурс были представлены проекты общественных пространств и зданий, в том числе школ и детских садов, а также жилых комплексов и индивидуальных домов. Лучшие проекты определило жюри Big Fish под председательством Валерия Филиппова, профессора кафедры архитектуры НГУАДИ им. А. Д. Крячкова, члена правления Новосибирского союза архитекторов России и председателя совета Союза «Гильдии проектировщиков России». Лидером рейтинга и обладателем Гран-при стало питерское бюро «DA bureau» за проект поп-ап пространство «Третье место» в историческом особняке в центре Санкт-Петербурга, в котором до революции жили Лопухины и Нарышкин.
Проекты победителей можно увидеть на сайте «Золотой капители». Среди отмеченных золотым дипломом и новосибирский проект «Облако» — конструкция стеклянного фасада и купола нового ТК «Европейский» на Сухом логу, — выполненный ООО «Футурис» (Артур Лотарев, Дмитрий Колесников).
Книга «Советский неоклассицизм в архитектуре Новосибирска» получила золотой диплом в разделе «Архнаука, архпросвещение». Её автор Иван Невзгодин — доктор архитектуры, преподаватель Делфтского технического университета (Нидерланды), в 1998-м окончивший с красным дипломом Новосибирскую архитектурно-художественную академию, как тогда назывался НГУАДИ. В книге много фотографий 1930–1950-х годов и современных — фасады зданий в духе «сталинского ампира» и капители с колосьями-звёздами, комплексная застройка парадных улиц и парковые ансамбли, эскизные проекты и грандиозные неосуществлённые планы. И за всем этим жизнь большого города: мальчишки сопровождают шествие слонов мимо оперного; колонна грузовиков едет по Коммунальному мосту, а под ним стоят рыбаки; покупатели толпятся у прилавков гастронома №2 «Под строкой»; красивые женщины любуются фонтаном на площади перед ДК им. Горького. Оформлением книги-альбома занимался замечательный книжный дизайнер и автор фотографий Анатолий Грицюк. Любовь к деталям, которой авторы заражают и читателей, не может не вызвать симпатии к Новосибирску и его творцам.
Полуротонда северо-западного фасада СГУПСа. Фото Ивана Невзгодина. 2015 г.
Это вторая книга Ивана Невзгодина, первая — «Конструктивизм в архитектуре Новосибирска» — увидела свет в 2013 году. Столь подробные и хорошо изданные тома для нашего города — серьёзный вклад в сохранение архитектурного наследия. До сих пор история градостроительства Новосибирска была описана разве что в двухтомнике Сергея Баландина, чьё имя носит музей истории архитектуры Сибири в НГУАДИ. Иван Невзгодин, был учеником Сергея Николаевича, писал у него магистерскую работу и даже путешествовал с ним по Свердловску-Екатеринбургу, бывал Баландин и в Европе, и в Италии. Невзгодин уверен, что новаторство и качество новосибирской архитектуры нужно изучать в контексте мировой архитектуры.
Проект панорамы правобережной части Новосибирска. 1948 г.
Разговор о сталинской архитектуре начинается с предыстории — неоклассицизм Новониколаевска 1910 годов в проектах Андрея Крячкова, революционный романтизм и конструктивизм 1920-х. Жёсткая смена стиля от авангарда к классическим образцам произошла в начале 1930-х, её необходимость объясняли требованиями пролетарской общественности, критикой «безобразных коробок» конструктивистов и потребностью в «величии и красоте». На деле сталинская централизованная модель управления распространилась и на архитектуру.
Детали декора жилого дома ул. Достоевского, 14 (Красный пр., 78). Архитектор Н. Ф. Храненко, 1948 г.
Многие здания спешно перестраивались, обретая колонны, башенки и пышный декор. Так здание театра оперы и балета, строившееся как Дом науки и культуры по конструктивистскому проекту с гладким куполом, благодаря команде вчерашнего архитектора-конструктивиста Бориса Гордеева получило колонны на входе. Почти десятилетие искал своё лицо и главный вокзал Новосибирска, арочный свод которого в исполнении инженера Николая Никитина превратился в триумфальные ворота города. Архитекторы надстраивали и декорировали здания на Красном проспекте, возводили соцгородки в стиле итальянского ренессанса, в парках и дворах разбивали клумбы и устраивали фонтаны. Этот новый город часто строился руками ссыльных, репрессированных, военнопленных. Репрессиям подвергались и сами архитекторы — как, например, главный архитектор Новосибирска Владимир Тейтель.
Площадь Калинина. Фрагмент фотографии С. И. Ахмерова. Конец 1950-х.
— Если посмотреть фотографии Новосибирска 1930-х годов, мы заметим, какая была культуры благоустройства — фонари, озеленение, ограждение. На фотовыставке в Рио-де-Жанейро я видел подобные фотографии того же времени. Мы были на уровне мировых тенденций, — рассказывает Иван Невзгодин. — А потом произошёл спад. В войну вырубались парки, трамвайные пути использовались для нужд предприятий, наступила разруха. В новой книге мы говорим о том, что в тяжёлых условиях послевоенного времени архитекторы пытались возродить традиции европейского города и сделать Новосибирск красивым — с колоннами, капителями, кронштейнами, статуями.
Фрагмент фасада жилого дома ул. Станиславского, 10. 2015 г.
На Красном проспекте. Фото Н. Д. Грицюка. Конец 1950-х.
Благодаря эпохе советского неоклассицизма Новосибирск обладает интересной архитектурой — дома в продолжение Красного проспекта и площадь Калинина, аэропорт «Северный», соцгородки на Авиастроителей и Станиславского, малоэтажные уютные дворики на Расточке и Богданке. Стремясь отразить время, социалистический реализм на самом деле уводил новосибирцев, живших по большой части очень скромно, в другую реальность, прекрасное далёко. И это лучшее, что случилось в их общественном жизнеустройстве.
Жилой дом ул. Станиславского, 4. Конец 1950-х.
Проект реконструкции центра Новосибирска. И. И. Соколов-Добрев, В. Шерешевский. 1948-1950 годы.
Интерес к изучению сталинской архитектуры в мире особенно проявился в 1990-е. Одна из выставок — в Австрийском музее прикладных искусств — под названием «Тирания красоты: архитектура сталинской эпохи» в 1994 году имела большой успех. Однако для нас это больше, чем просто архитектура.
ДК им. М. Горького. Фотография С. И. Ахмерова. Конец 1950-х.
Конкурсный эскизный проект реконструкции Новосибирского горсовета.
— Если конструктивизм — это международный стиль, нейтральный, не привязанный к земле, не патриотичный, будь он в Тель-Авиве, Амстердаме или Берлине, то сталинский неоклассицизм — это духоподъёмная архитектура. Она продиктована желанием поднять дух народа и объединить советских людей в довоенный период, а после войны — закрепить дух народа-победителя. Это всё очень символично — как семь высоток в Москве (а по планам девять) — своего рода места силы, — говорит Татьяна Тайченачева, организатор и куратор издания книги, член Союза архитекторов России и общественного совета при Инспекции по госохране культурного наследия Новосибирской области. — Речь не идёт о прямом копировании классических образцов, потому что и функция была другая, и климат не тот, и своя тематика — мир, труд, знания. Как в фильмах 1950-х — все с книжками и газетами, все хотят учиться. И в архитектуре появилась сложность, элементы красоты, что очень важно для зрительного восприятия. В Омске сейчас начали реставрировать сталинскую архитектуру, и она заиграла новыми красками.
Эскизный проект интерьера операционного зала вокзала Новосибирск-Главный.
Интерьер зала прибытия 1-го этажа вокзала Новосибирск-Главный.
Среди инициаторов издания книги Ивана Невзгодина «Советский неоклассицизм в архитектуре Новосибирска» — декан, профессор НГАСУ (Сибстрин) Алексей Гудков и доцент НГУАДИ Евгений Блинов. Спонсорами издания выступили коммерческие благотворители, а также Ассоциация поддержки и развития физической культуры и спорта «Союз ветеранов спорта» — увесистое альбомное издание теперь будут вручать особо отличившимся спортсменам. Часть тиража оплатила Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Новосибирской области.
Скульптуры на перроне вокзала стоят с момента постройки здания. Фото Валерия Панова. 2018 г.
Не исключено, что появится и третья книга Ивана Невзгодина — о советском модернизме второй половины ХХ века. В отличие от томов Сергея Баландина, издававшихся тиражами в 30–50 тысяч экземпляров, труды Невзгодина — библиографическая редкость, не более 1 тыс. экземпляров. Полистать и даже скачать монографию можно на том же сайте «Золотой капители». Будем надеяться, что городские власти оценят этот во многом патриотичный издательский труд и профинансируют дополнительный тираж, чтобы как минимум в каждой городской библиотеке такая книга была.
Материалы по теме:
Городские легенды гласят, что тело барона Унгерна упокоилось в подвале на Красном проспекте
Почему здания, охраняемые государством, непросто привести в порядок?
Руководитель госинспекции по охране наследия Елена МЕДВЕДЕВА — о новосибирском конструктивизме, Сибирской биеннале и судьбе «Металлиста»
Башня «гуляет» от перепадов температур, место для музея так и не нашли, а легенд о призраках всё больше — что происходит в Доме с часами перед реставрацией?
Какими были архитекторы, строившие знаковые здания Новосибирска, рассказывает уличная выставка
На Доме с часами в Новосибирске установлена памятная доска в честь строителей-архитекторов
Когда снимут старую рекламу с домов-памятников Академгородка и отремонтируют Дом с часами в Новосибирске?
Имя архитектора Бориса Гордеева увековечат в памятной стеле на Заельцовском кладбище
Станет ли памятником гостиница «Динамо» — этот вопрос рассмотрит созданный при мэрии общественный Совет по сохранению историко-культурного наследия Новосибирска.
Чем живёт сегодня построенный в 1930-х годах на Красном проспекте жилой комбинат кооператива «Кузбассуголь»? К 115-летию архитектора Бориса Гордеева «Ведомости» побывали в домах, построенных по его проектам
История Новосибирска (пусть и небольшая — всего-то 125 лет) хранит в себе немало тайн.
Здания по проектам Бориса Гордеева составили славу Новосибирска, но в городе до сих пор нет памятной доски выдающемуся архитектору-конструктивисту.