На линии авангарда
Руководитель госинспекции по охране наследия Елена МЕДВЕДЕВА — о новосибирском конструктивизме, Сибирской биеннале и судьбе «Металлиста».
Сохранение наследия — дело непростое, в Новосибирске известны несколько резонансных объектов, вызвавших бурное обсуждение и зарождение общественного движения. И этот интерес к теме можно только приветствовать, считает Елена Медведева, руководитель Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Новосибирской области. В Год культурного наследия госинспекция вышла с инициативой учредить Сибирскую архитектурную биеннале и приглашает всех желающих принять участие в её программе.
— Елена Геннадьевна, в Новосибирске в своё время была учреждена биеннале современной графики (а теперь она проходит в формате триеннале), но архитектурной ещё не было. Как и когда это будет происходить?
— Сибирская биеннале запланирована на сентябрь, хотя некоторые события начнутся уже в апреле. Мы смотрим на передовые идеи и существующие в мире традиции. Можно вспомнить Берлинале, Венецианскую биеннале, архитектурную биеннале в Барселоне и Уральскую индустриальную биеннале в Екатеринбурге. Для нас важно создать глобальное мероприятие, которое популяризировало бы архитектуру и археологию нашего региона. Биеннале, как следует из названия, будет проходить раз в два года, и это не просто выставка, а целая серия событий с целью вовлечения в процесс сохранения наследия жителей и гостей региона. В этом году темой биеннале будет авангард, архитектура конструктивизма. Всего два города в России могут похвастаться большим количеством памятников архитектуры, относящихся к эпохе конструктивизма, — это Новосибирск и Екатеринбург.
Дом с часами, 1934 год. Фото Ивана МОТОРИНА
— Не считая столиц?
— Всё-таки столицы ассоциируются больше с другими стилями, в том числе — барокко, модерн, классика. А именно конструктивизм, как эпоха 1920-1930-х годов, выразилась в молодых городах, в особенности в Новосибирске. Если в Екатеринбурге эти здания расположены несколькими группами, то Новосибирск может представить целую линию авангарда — домов построенных в духе конструктивизма. Как я уже сказала, ключевой темой биеннале в этом году будет авангард и, в частности, конструктивизм. Музей города Новосибирска и некоммерческая организация «СМАРТ-Концепт» практически одновременно заявили, что хотели бы создать аудиогиды по маршрутам, связанным с архитектурой Новосибирска. Чтобы человек мог зайти на сайт, скачать себе экскурсию и в произвольном режиме сам, слушая этот аудиогид, идти по улицам Новосибирска, осматривать здания и узнавать истории архитекторов, жителей этого места, происходивших здесь когда-то событий. Согласитесь, эпоха становления советского государства сейчас для нас подёрнута дымкой романтизма?
Здание правительства Новосибирской области (Крайисполком) построено в стиле конструктивизма.
— Есть те, кто считает конструктивизм символом эпохи тоталитаризма…
— Архитектура отражает своё время. На этих домах нет виноградной лозы и колонн. Конструктивизм получил развитие в 1920–1930-е годы, это время романтизма, свободы, когда архитекторы решили отринуть всё старое: нам не нужны витиеватости, мы будем создавать новые формы. Это была мировая тенденция — проекты Корбюзье, архитектура Баухауса. Ключевыми фигурами строительства в Новосибирске становятся молодые архитекторы в возрасте 25–30 лет. Проекты архитекторов того времени во многом связаны с обобществлением быта, когда строились целые дома-фабрики: люди жили в небольших квартирах, обедали в общей столовой, в доме должен был быть детский сад. Нам сегодня это трудно понять, потому что мы склонны к большей камерности своего жилья, ценим комфорт. Но архитектура конструктивизма по-прежнему вызывает интерес, посмотреть наши памятники приезжают из других городов и стран, а Дом с часами вошёл в список 800 домов конструктивизма, известных в мире. Кроме архитектуры, на биеннале запланировано проведение так называемой объединённой выставки: мы хотим собрать художников, сценографов, режиссёров, некоммерческие организации и на одной площадке продемонстрировать их проекты. Так зрители смогли бы получить совокупное впечатление от разных видов искусств и жанров в духе авангарда.
— В городе уже есть успешный опыт проведения фестиваля «Ново-Сибирск. Конструктивизм!» от некоммерческой организации «СМАРТ-Концепт», которую вы упомянули.
— Да, они функционируют в постоянном режиме. Несколько месяцев назад команда проекта осела в здании-памятнике — бывшей конторе «ГосЭлектроСиндиката», памятнике конструктивизма на улице Горького, 64, где не было отопления и электричества. Они своими руками сделали всё возможное, чтобы провести в здание свет и тепло, и теперь ведут там просветительскую деятельность. Приглашают новосибирцев на творческие встречи и дискуссии с экспертами, в том чисел из других городов, проводят экскурсии по объектам, организуют мастер-классы, издали календарь и подготовили значки и открытки. Собрали даже шумовой оркестр из каких-то предметов быта того времени. Музей города Новосибирска идёт своим путём, они показывают это время с точки зрения советского быта, жизни семьи, как «ячейки общества». Мы сейчас создаём брендбук биеннале, наверняка он будет перекликаться с какими-то символами, которые уже используются и музеем, и ассоциацией, либо другой организацией, если она согласится к нам присоединиться.
Елена Медведева родилась в городе Зима Иркутской области, в 1996 году окончила Иркутскую государственную экономическую академию, в 2005-м — Иркутский государственный университет им. А. А. Жданова. С 2018 года — заместитель начальника инспекции, а с июля 2019-го — руководитель Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Новосибирской области. Среди наград — Благодарность комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Госдумы.
— Вы сказали, что уже в апреле начнутся предваряющие события. О чём идёт речь?
— Пешеходные экскурсии, аудиогиды по маршрутам начнут работать весной и продлятся до самой осени. Первую Сибирскую биеннале мы решили посвятить конструктивизму. Через два года будет другая тема, которая близка большинству жителей и гостей города. Может быть, это будет археология. На территории Новосибирской области почти 2 416 объектов культурного наследия, из них 592 — памятники архитектуры, достопримечательные места, монументальное искусство, 1 824 — памятники археологии.
— Получается, ищете сейчас для биеннале единомышленников по линии авангарда?
— Верно. Фонд имени академика архитектора Анатолия Воловика объявил, что будет проводить в рамках биеннале конкурс архитектурных проектов среди студентов. Тема конструктивизма интересна многим: и жителям, которые живут в таких домах, и студентам, и архитекторам, и краеведам, и горожанам, и школьникам. Нужно сказать, люди, как только услышали, что планируются мероприятия в Год культурного наследия, стали приходить и предлагать свои проекты. На днях приходили выпускники школ, которые любят архитектуру, они предложили стать волонтёрами на биеннале. Мы надеемся, что нам удастся привлечь некоммерческий сектор. Государство не может проводить такие мероприятия только за свой счёт. И всех, кто придёт к нам со своими инициативами, мы готовы выслушать, включить в эту программу и оказать информационную поддержку.
Памятная доска на Доме с часами в честь строителей-архитекторов.
О кинотеатре «Металлист»
— Рассмотрение дела в суде прекращено, правообладатель по собственной инициативе отказался от исковых требований и уже представил нам проект зоны охраны. Этот проект прошёл публичное обсуждение в Интернете, ни одного замечания по существу не поступило. Поэтому сейчас мы его отправляем на юридическую экспертизу, затем на рассмотрение в правительство, и после того, как будут утверждены зоны охраны, правообладатель сможет запускать процесс строительства. По разрушенной части в описании говорилось, что она может быть включена в процесс исследования. Сегодня необходимо понять, что в этом здании подлежит дальнейшему сохранению. Нужен очень высокий уровень экспертов и проектных организаций, чтобы проанализировать каждый фактор: учесть все плюсы и минусы, осмотреть каждую стену, понять, возвращать полный объём или только частичный, — и тогда будет принято решение. Здание в плане своём строилось как кинескоп, очень интересная конструкция — полукруг в виде бабины проектора и выходящий из него луч. Если эксперты решат, что нужно сохранить это визуальное восприятие, — это будет правильно. Правообладатель изменил проект соседнего дома, стремится восстановить статус-кво по этой ситуации, и я думаю, что он заинтересован в восстановлении такого интересного легендарного объекта.
О реставрации Дома с часами
— Мы продвигаем эту тему, оказалось, есть препятствия бюджетного законодательства, которые не позволяют государству либо региону финансировать проектные и производственные работы на объектах, находящихся в частной собственности, а там несколько форм собственности. Сейчас пытаемся согласовать документ, который расставит все точки над «i». Есть поддержка от губернатора Андрея Александровича Травникова. Для проекта нужен именно комплексный подход, предстоит исследовать грунты и фундаменты, может быть, и стены, учесть всё, чтобы это здание простояло ещё сто лет как минимум.Цель сохранения наследия — это сбережение и передача потомкам информации о культурном коде. Ведь это не столько наше наследие, а наследие будущих жителей города и страны.
Об инвентаризации памятников
— В последнее десятилетие постановка на охрану осуществляется по заявительному принципу. Основная масса исторических зданий уже включена в реестр, и время от времени поступают заявления по отдельным объектам. Наступает время, когда пора провести очередную инвентаризацию. Заявительный порядок не отражает в полном объёме положение дел, не оценивает ситуацию в целом по населённому пункту. При проведении инвентаризации в 1980-х специалисты, сравнивая между собой объекты, действительно могли отметать некоторые из них. Но прошли десятилетия, и стало понятно, что это имеет ценность. А в среде специалистов действительно гуляет шутка: а не пора ли хрущёвку поставить на охрану? В этой шутке есть доля правды, потому что это тоже наша история. И, возможно, со временем мы станем испытывать ностальгию по тем временам, когда благодаря строительной реформе Хрущёва у людей появились отдельные квартиры.
Материалы по теме:
Городские легенды гласят, что тело барона Унгерна упокоилось в подвале на Красном проспекте
Почему здания, охраняемые государством, непросто привести в порядок?
Башня «гуляет» от перепадов температур, место для музея так и не нашли, а легенд о призраках всё больше — что происходит в Доме с часами перед реставрацией?
Какими были архитекторы, строившие знаковые здания Новосибирска, рассказывает уличная выставка
Книга о сталинской архитектуре Новосибирска стала победителем Национального независимого рейтинга «Золотая капитель 2021»
На Доме с часами в Новосибирске установлена памятная доска в честь строителей-архитекторов
Когда снимут старую рекламу с домов-памятников Академгородка и отремонтируют Дом с часами в Новосибирске?
Имя архитектора Бориса Гордеева увековечат в памятной стеле на Заельцовском кладбище
Станет ли памятником гостиница «Динамо» — этот вопрос рассмотрит созданный при мэрии общественный Совет по сохранению историко-культурного наследия Новосибирска.
Чем живёт сегодня построенный в 1930-х годах на Красном проспекте жилой комбинат кооператива «Кузбассуголь»? К 115-летию архитектора Бориса Гордеева «Ведомости» побывали в домах, построенных по его проектам
История Новосибирска (пусть и небольшая — всего-то 125 лет) хранит в себе немало тайн.
Здания по проектам Бориса Гордеева составили славу Новосибирска, но в городе до сих пор нет памятной доски выдающемуся архитектору-конструктивисту.