Пока идут часы
Башня «гуляет» от перепадов температур, место для музея так и не нашли, а легенд о призраках всё больше — что происходит в Доме с часами перед реставрацией?
Где ещё открывать музей конструктивизма, как не в Доме с часами?
Эта башня на Красном проспекте Новосибирска как магнит притягивает взгляд, да и сам авангардный дом давно занял почётное место в городской истории. Чёрные стрелки на белых циферблатах с двух сторон синхронно отмеряют время, работает массивный механизм, вращается минутное колесо, и 100-килограммовая гиря тянет струну противовеса — тик-так, тик-так… «Сердце Новосибирска — оно стучит, значит, всё нормально», — выдаёт неожиданно точную ассоциацию Олег Викторович, житель дома, борец за его восстановление и инициатор создания здесь музея конструктивизма. Пригласив посмотреть, как выглядит дом в ожидании реставрации, он ведёт нас на чердак башни, где стоит часовой механизм.
По узкой железной лестнице поднимаемся в низкий чердачный вход мимо не действующего уже полвека водонапорного котла и проникаем в комнатку часовщика. Убогая каморка папы Карло, где хранится сердце города, едва вмещает девять человек, часы стоят на помосте, вровень с циферблатами. В разное время случались проблемы с их самочувствием, в кризисные времена они и вовсе стояли. Больше двадцати лет за часами смотрел Анатолий Ольшанский — по собственной инициативе заводил и ремонтировал их. И вот три года назад нашли наконец мастера, который смог отреставрировать механизм, — Сергей Конотопцев, более сорока лет он ремонтирует самые разные часы, в том числе старинные. Хранителем времени теперь работает его сын Евгений Конотопцев.
Несмотря на современное окружение, Дом с часами остаётся доминантой Красного проспекта.
— Я прихожу сюда два-три раза в неделю, в зависимости от погоды. Механизм после реставрации в хорошем состоянии. Часы устроены по принципу «ходиков», и, если за ними следить, они будут работать вечно, — говорит Евгений. — Единственное, из-за сезонных подвижек сама башня «гуляет», часы держит штанга, которая упирается в стену, и приходится их регулировать по уровню.
Споры о происхождении часов идут до сих пор. Некоторые детали (те же болты и панели), на которых держится механизм, явно привозные, не советские.
Смотровая площадка с колоннадами на крыше дома, с которой открывается прекрасный вид на реку Обь и Красный проспект, сегодня закрыта по соображениям безопасности. В 1980-х здесь случился пожар, последствия которого видны до сих пор, — почерневший горбыль чердака не добавляет респектабельности легендарному дому, как и облезлые исторические перила лестничных пролётов, и пластиковые витражи уникальных ленточных галерей, куда выходят квартиры жильцов, и убогие пристройки во дворе вместо сквозной перспективы окон.
Хранитель времени Евгений Конотопцев.
Интерес к дому — символу конструктивизма — постоянно растёт, подогревают его и акции, которые здесь проходят: «Первый театр» устраивал спектакль-променад, а в «Ночь музеев» собирались на свой фестиваль молодые поэты. Среди желающих попасть в заветную башню и туристы, и жители города, и гости. Олег Викторович проводит экскурсии для групп, а недавно дом-памятник осмотрел губернатор, инициатива исходила от вице-спикера заксобрания Андрея Панфёрова. Новостная лента сообщала, что 9 сентября Андрей Травников посетил объект культурного наследия регионального значения «Дом с часами» на Красном проспекте, 11. Осмотрев галереи уникального здания, а также часовой механизм в башне, глава региона поддержал идею комплексного ремонта дома-символа. «Нужно говорить не о капитальном ремонте, а о реставрации объекта культурного наследия. Понятно, что это процесс во всех отношениях кропотливый. Надо подготовить серьёзное обоснование всего комплекса работ, желательно с привлечением внебюджетных инвестиций, с участием властей города Новосибирска. Первый шаг, самый серьёзный и срочный, — разработка и запуск программы реконструкции этого здания — мы сделаем, принципиальное решение принято», — заметил губернатор.
Олег Викторович: «Дому с часами нужна именно реставрация и реконструкция».
Здание уже на излёте эпохи конструктивизма проектировали молодые архитекторы — Борис Гордеев, Сергей Тургенев и инженер Николай Никитин. В конструкции дома-птицы много творческой энергии и полёта. Два крыла углового здания устроены с учётом доступности солнечного света, в его ленточных витражах отражается город, и, кажется, до сих пор он весь устремлён в будущее. Дома-коммуны к тому времени потеряли свою актуальность, и жилой дом Крайснабсбыта, как он тогда назывался, строился лишь с частичным обобществлением быта — на первом этаже проектировали магазин, детские комнаты и общественные помещения. Кухонь в доме, сданном осенью 1934 года, не было, вместо них — истопные с печками; уголь и дрова хранили в подвале, где сегодня находится магазин для взрослых, центральное отопление в доме появилось только в конце 1960-х, и водонапорный бак на чердаке в этом смысле — очень наглядная деталь.
Дом со стороны двора, за этими стеклянными галереями входные двери в квартиры, а окна выходят на Красный проспект.
По иронии судьбы сегодня в подвале дома находится распределительный узел, обеспечивающий отопление нескольких окрестных домов, ещё раньше здесь была котельная. И самое интересное — здание стоит на подвалах купца 1-й гильдии Фёдора Даниловича Маштакова, чей дом по соседству сейчас занимает художественное училище. Эти подвалы остались от купеческих лабазов, в старинную кладку красного кирпича вмонтирован массивный чугунный котёл. Здесь туристам расскажут, как обнаружили «расстрельную комнату», что, по одной из версий, здесь был расстрелян барон Унгерн, а жители Дома регулярно видят призраков.
В одном из таких подвалов располагалась жилконтора.
Кроме того, в Доме с часами предполагается создание музея конструктивизма. Есть уже и помещение — бывшая жилищная контора в подвале дома со стороны ул. Коммунистической. «Мы предлагаем создать музей жилконторы с историей дома и его жильцов — как составной части экскурсионного маршрута по дому и окрестностям. Но реализация такого проекта требует серьёзной реконструкции помещений с устройством второго выхода на улицу Коммунистическую, выноса инженерных сетей и тому подобное», — говорит Александр Кошелев, заместитель директора Музея Новосибирска.
Кирпичная кладка купеческого подвала.
А по мнению Олега Викторовича, в Доме с часами нужно создавать Музей конструктивизма (Центр русского авангарда), и не в подвале, а на первом этаже, в доступном и представительном месте. «Дому нужна именно реставрация и реконструкция. Губернатор дал распоряжение подготовить юридическое обоснование для возврата общественных помещений в госсобственность под нужды музея, организационно-правовую форму которого мы предложили как “областное учреждение культуры”, нашу идею оценила Ольга Любимова, министр культуры Российской Федерации, — говорит Олег Викторович. — Разработка проекта реставрации и реконструкции подразумевает привлечение федеральных средств. Если всё сложится, проект станет первым в своём роде за Уралом».
Материалы по теме:
Городские легенды гласят, что тело барона Унгерна упокоилось в подвале на Красном проспекте
Почему здания, охраняемые государством, непросто привести в порядок?
Руководитель госинспекции по охране наследия Елена МЕДВЕДЕВА — о новосибирском конструктивизме, Сибирской биеннале и судьбе «Металлиста»
Какими были архитекторы, строившие знаковые здания Новосибирска, рассказывает уличная выставка
Книга о сталинской архитектуре Новосибирска стала победителем Национального независимого рейтинга «Золотая капитель 2021»
На Доме с часами в Новосибирске установлена памятная доска в честь строителей-архитекторов
Когда снимут старую рекламу с домов-памятников Академгородка и отремонтируют Дом с часами в Новосибирске?
Имя архитектора Бориса Гордеева увековечат в памятной стеле на Заельцовском кладбище
Станет ли памятником гостиница «Динамо» — этот вопрос рассмотрит созданный при мэрии общественный Совет по сохранению историко-культурного наследия Новосибирска.
Чем живёт сегодня построенный в 1930-х годах на Красном проспекте жилой комбинат кооператива «Кузбассуголь»? К 115-летию архитектора Бориса Гордеева «Ведомости» побывали в домах, построенных по его проектам
История Новосибирска (пусть и небольшая — всего-то 125 лет) хранит в себе немало тайн.
Здания по проектам Бориса Гордеева составили славу Новосибирска, но в городе до сих пор нет памятной доски выдающемуся архитектору-конструктивисту.