22.07.22

Тайна дома под часами

Городские легенды гласят, что тело барона Унгерна упокоилось в подвале на Красном проспекте

дом под часами

Любой уважающий себя дом с историей должен иметь собственное привидение — желательно обременённое ореолом мрачного и таинственного ухода. Дому под часами по адресу Красный проспект, 11, можно сказать, повезло — с его именем городское мифотворчество связывает фигуру Романа Фёдоровича Унгерна фон Штернберга — заклятого врага большевиков, идейно «зачищавшего» земли от приверженцев «красного режима». О нём написаны километры интересных текстов, где каждый автор интерпретировал фигуру Чёрного барона сообразно своим интеллектуальным и политическим воззрениям: кто-то видел в нём личность с большой буквы, кто-то — жестокого фанатика. Пусть суждения выносят историки и антропологи, мы же с вами окунёмся в пространство городских легенд, где истина легко уживается с народным мифотворчеством.

«Ведомости» много писали о судьбе Дома под часами — наш журналист Марина Шабанова является одним из подвижников, активно продвигающих тему популяризации памятников конструктивизма и творчества архитектора Бориса Гордеева, которого Новосибирск незаслуженно забыл на много десятилетий. Напомним, что в 2016 году в Новосибирске разорвалась сенсационная бомба, подхваченная городскими СМИ: во время ремонта бригада рабочих, укреплявшая в Доме под часами фундамент, обнаружила в его подвале подземный этаж со стенами, выложенными бутовой кладкой. Сотрудник Музея города Новосибирска Константин Голодяев сразу предположил: подземное пространство досталось Дому в наследство от дореволюционной застройки — в начале ХХ века новониколаевские купцы собирали стены методом бутовой кладки, складывая её из разных пород камня. Известно, что раньше на том месте, где сейчас стоит Дом под часами, располагался одноэтажный дом купца Фёдора Даниловича Маштакова — одного из богатейших людей Новониколаевска, торговавшего чаем и тканями. Обнаружив подвал, краеведы и историки поняли: строители Дома под часами использовали его как фундамент, поставив на него каркас Дома. А потом в городе заговорили, что в старом котле этого купеческого подвала было сожжено тело барона Унгерна.

Архивные фотографии барона Унгерна, сделанные во время суда в НовоНиколаевске.

15 сентября 1921 года. В новониколаевском городском саду «Сосновка» — невиданный доселе «аттракцион»: публичный суд над бароном Унгерном. Объявление о зрелище печатала «Советская Сибирь», а билеты уходили как горячие пирожки. Наверное, во все времена люди будут просить хлеба и зрелищ, а сильные мира сего — милостиво их давать. Суд, конечно, был фикцией — участь барона решила телеграмма Ленина. Как только вождь мировой революции узнал, что отряд Щетинкина пленил барона (вернее, наткнулся на него связанного) и привёз его в Новониколаевск, сюда полетела телеграмма: «Судить и, в случае установления вины, в чём не может быть ни малейших сомнений, немедленно расстрелять». Мы понимаем, что сомнений не было ни у кого. Судили и приговорили к расстрелу.

Историк архитектуры и борец за права Дома под часами Олег Викторович рассказывал, что ему поведали историю о том, как после оглашения приговора барона ночью тайно вывезли на реку Обь. Приговор быстро привели в исполнение, а тело бросили в реку или закопали где-то на берегу.

— Очень романтичная версия, но при логическом подходе она не выдерживает критики, — считает Викторович. — Барон был сакральной фигурой, и место его погребения могло стать местом паломничества и поклонения. Советская власть не могла этого допустить. Его тело нужно было уничтожить. Думаю, что барона казнили на территории Дома под часами, где была тюрьма ЧК. А после казни тело сожгли в котле, который до сих пор находится в подвале Дома под часами.

Носителем этой легенды неожиданно стала и моя семья — историю о сожжении тела барона на тюремной территории моя мама слышала от своего свёкра Бориса Сергеевича Митропольского. Он был известным геологом и потомком Герхарда Миллера, одного из первых профессоров и академиков Российской академии наук. Вместе со своей матерью Эльзой Фердинандовной Миллер Борис подростком приехал из Петрограда в Новониколаевск после революции — Эльзу, пламенную революционерку, командировали в Сибирь, чтобы устанавливать мировой порядок. Подросток в силу восторженной души своей влюбился в «правое дело» и пошёл работать в ЧК. В 16 лет, с пистолетом на боку, он гонялся со своим отрядом за кулаками в Тогучинском районе. Но в какой-то момент понял: кулаки — это просто очень трудолюбивые люди. Случился мощный душевный переворот, и юный командир отряда продразверстки начал спасать крестьян, подделывая документы. Где кулаки? Что? Нет там никаких кулаков, лично проверил.

— Борис Сергеевич рассказывал, что сразу после суда барона Унгерна конвоировали в ЧК — в этом здании сегодня художественное училище находится, — поделилась моя мама Ирина Абуева. — И ночью расстреляли. А потом сожгли в каком-то котле в подвале. Борис Сергеевич свидетелем этому не был, но тесно общался с сотрудниками ЧК, которые всё это ему рассказали.

Где на самом деле упокоилось тело Чёрного барона — неизвестно. Никаких документов, касающихся этой тайны, в архивах нет. Ну а когда нет официальных подтверждений, в дело вступает народное мифотворчество, структурируя пространство тайны на свой лад. Человек должен всё себе объяснить — на том и стоим.

Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Валерия ПАНОВА, архивные фотографии с портала «Новосибирск в фотозагадках»
back

Материалы по теме:

21.04.22 Трудно быть памятником 

Почему здания, охраняемые государством, непросто привести в порядок?

24.02.22 На линии авангарда

Руководитель госинспекции по охране наследия Елена МЕДВЕДЕВА — о новосибирском конструктивизме, Сибирской биеннале и судьбе «Металлиста»

11.10.21 Пока идут часы

Башня «гуляет» от перепадов температур, место для музея так и не нашли, а легенд о призраках всё больше — что происходит в Доме с часами перед реставрацией?

08.10.21 Четверо смелых

Какими были архитекторы, строившие знаковые здания Новосибирска, рассказывает уличная выставка

08.07.21 Тирания красоты

Книга о сталинской архитектуре Новосибирска стала победителем Национального независимого рейтинга «Золотая капитель 2021»

23.03.21 Шрифтом авангарда

На Доме с часами в Новосибирске установлена памятная доска в честь строителей-архитекторов

09.10.20 Статус обязывает

Когда снимут старую рекламу с домов-памятников Академгородка и отремонтируют Дом с часами в Новосибирске?

30.07.19 Возвращение Гордеева

Имя архитектора Бориса Гордеева увековечат в памятной стеле на Заельцовском кладбище

02.07.19 Город, который мы сохраняем

Станет ли памятником гостиница «Динамо» — этот вопрос рассмотрит созданный при мэрии общественный Совет по сохранению историко-культурного наследия Новосибирска.

11.09.18 Зазеркалье на Красном

Чем живёт сегодня построенный в 1930-х годах на Красном проспекте жилой комбинат кооператива «Кузбассуголь»? К 115-летию архитектора Бориса Гордеева «Ведомости» побывали в домах, построенных по его проектам

17.05.18 Вокзал эпохи Гордеева

История Новосибирска (пусть и небольшая — всего-то 125 лет) хранит в себе немало тайн.

05.04.18 Время Гордеева

Здания по проектам Бориса Гордеева составили славу Новосибирска, но в городе до сих пор нет памятной доски выдающемуся архитектору-конструктивисту.

up