Что читает молодёжь?
Комиксы, корейские новеллы, любовные романы и «стекло» — тренды молодёжной литературы стали одной из тем фестиваля «Книжная Сибирь»
Сегодня издатели стараются привлечь молодёжную аудиторию, уделяя особое внимание визуализации книг.
На большой ярмарке фестиваля «Книжная Сибирь», учреждённого министерством культуры Новосибирской области при поддержке регионального правительства, были представлены ведущие российские издательства и книжные магазины — всего более 100 экспонентов. Книжные новинки и классика, традиционные и новые форматы, виммельбухи, 3D- и 4D-издания, книги с запахом и книги-театры. Молодёжная аудитория с интересом изучала книжные развалы, общалась с авторами, задавала вопросы. Так, автограф-сессия с Асей Лавринович (Москва), автором популярных янг-эдалт (young adult) романов о любви, после творческой сессии длилась ещё несколько часов.
Художественная литература в России и мире по темпам роста в 2020–2021 годах стала догонять нон-фикшен, и это понятно — в условиях кризиса люди больше интересуются художественными историями. И драйвером здесь стала молодёжная проза. Меняются и сами книжные форматы, больше внимания уделяется визуальной стороне — иллюстраторы работают в популярных у молодой аудитории техниках (аниме, комикс, семиреализм), обложка должна выглядеть как арт-объект. Например, книга Ребекки Яррос «Четвёртое крыло», которую ждут сейчас российские читатели, выходит в двух обложках — классической съёмной с «золотым» тиснением и молодёжной стилизованной. По-прежнему популярны комиксы в азиатском стиле — теперь и в электронном формате, с вертикальным пролистыванием.
Какие темы и жанры художественной литературы особенно популярны у молодёжи? О молодёжной литературе как долгосрочном тренде на фестивале рассказывал Борис Кузнецов (Москва), генеральный директор издательства «Росмэн», кандидат исторических наук, по инициативе которого был учреждён конкурс «Новая детская книга», а затем писательская школа для подростков и клуб Terra Incognita.
Два направления жанра молодёжной литературы сегодня особенно популярны — это мистика и фэнтези. «В России складывается свой тренд — славянское фэнтези, это благодатная почва для создания разных историй. Как историк по образованию я прекрасно знаю, что в России можно придумывать свою мифологию, поскольку её нет. Об этом жанре начали говорить с выходом первой книги Марии Семёновой “Волкодав”. Роман был экранизирован. И сейчас издатели ждут, когда славянское фэнтези придёт в кинематограф, — говорит Борис Кузнецов. — Второй тренд — азиатское фэнтези, и здесь много видов. Немало российских авторов под псевдонимами пишут такие истории. Китайские и корейские новеллы — это тренд, который набирает обороты на российском книжном рынке. Например, книга “Благословение небожителей” Мосян Тунсю стала одной из самых продаваемых в 2022 году. Молодёжь знает, понимает и изучает китайскую и корейскую культуру».
Ещё один тренд молодёжной литературы — это пересказ известной истории, или ретейлинг. К примеру, в романе «Гретель и её бесы» Германа и Тамары Рыльских Гретель рассказывает психоаналитику о том, что произошло с ней и братом, так сюжет сказки братьев Гримм приобретает современный подтекст в жанре мистики и психологических триллеров.
Есть свои поклонники и у филгуд-романов (feelgood), которые поднимают настроение. Эти истории могут быть со сложными положениями и взаимоотношениями, но в конце концов всё будет хорошо. Один из примеров — «Книжная кухня» Ким Чжи Хе, описывающая жизнь людей в пансионате: одни потеряли цель в жизни, другие запутались в своих чувствах. Хозяйка пансионата Ю Чжин предлагает им кофе и книгу по вкусу — и начинается магия… Совершенно противоположный жанр — «стекло», предполагающий душевные переживания и потрясения в момент чтения, — только пробивает себе дорогу. Ещё один тренд молодёжной литературы — новая романтика, особенно популярная у девушек. «В популярной любовной романтике герои занимаются спортом — хоккей, футбол, волейбол, велоспорт. Романтические отношения разворачиваются на фоне спортивных соревнований. И это уже тренд», — отмечает издатель.
Борис КУЗНЕЦОВ, генеральный директор издательства «Росмэн»:
— Когда вам говорят, что молодёжь не читает или читает какую-то ерунду, — не верьте. Она читает хорошо, качественно и лучше, чем те, кто так говорит.
Материалы по теме:
На фестивале «Книжная Сибирь» писатель Шамиль ИДИАТУЛЛИН рассказал о своей новой книге, условности деления на жанры и соавторстве с чатом «Яндекса»
Автор детективов Елена МИХАЛКОВА — о пропавшем коте, внутреннем наблюдателе и встречах с персонажами
Почему хвост лисы пахнет фиалками, журавли умеют танцевать и какой самый страшный в мире «зверь» живёт в сибирских лесах? Об этом рассказали авторы бестселлера 2024 года «Дикие и симпатичные»
ХХ фестиваль «Книжная Сибирь», прошедший при поддержке минкульта НСО, вновь объединил в ГПНТБ писателей, иллюстраторов, книгоиздателей и, конечно, читателей
Х международный фестиваль «Книжная Сибирь» пройдёт в Новосибирске с 13 по 15 сентября на площадке ГПНТБ
Петербургский писатель Лев НАУМОВ рассказал, как Бергман изменил сюжет его романа и почему Кьеркегор стал Пушкиным
«Книжная Сибирь» вновь стала одним из самых ярких культурных событий года, собрав на своих площадках тысячи любителей чтения
Международный фестиваль «Книжная Сибирь-2023» объявил имена участников — это известные писатели, поэты, блогеры и музыканты