Тянуть интригу
Автор детективов Елена МИХАЛКОВА — о пропавшем коте, внутреннем наблюдателе и встречах с персонажами
Елена МИХАЛКОВА
Автор детективных романов и фантаст. Родилась 1 апреля в Нижнем Новгороде. Юрист по образованию, несколько лет работала помощником следователя в милиции. Затем писала сценарии для детских телепередач. Первый детектив написала на спор с мужем, долго писала для себя, издаётся с 2007 года в издательстве «ЭКСМО» в серии «Детектив-событие». Публиковалась под псевдонимом Эйлин О’Коннор.
Её называют «российской Агатой Кристи», книги Елены Михалковой изданы совокупным тиражом более пяти миллионов экземпляров, а по детективам снимают сериалы для федеральных каналов. «Тёмная сторона души», «Капкан для Золушки», «След лисицы на камнях», «Рыцарь нашего времени», «Котов обижать не рекомендуется», «Кто убийца, миссис Норидж?» и другие. В её книгах невозможно угадать заранее, кто окажется злодеем, а кто невинной жертвой. Писательница стала одним из гостей недавнего фестиваля «Книжная Сибирь» в Новосибирске. Вот лишь несколько ответов на вопросы, которые ей задали читатели.
— Только что вышла моя новая книга, которая называется «Колодец и бабочка». Обычно просят рассказать, о чём написан детектив, но это очень сложно, потому что спойлеры — последнее, что требуется читателям. Но кое-чем поделюсь. Для детектива всегда важна отправная точка, ты должен понять, из чего будешь тянуть интригу, разворачивать сюжет. Отправной точкой этого детектива было похищение музейного кота. В Санкт-Петербурге несколько лет назад при музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме жил кот по имени Ося, его унесли, когда он гулял на улице: на камерах видно, как девушка подходит, берёт кота и исчезает. Музейные сотрудники подняли колоссальную информационную волну, упирали на то, что коту нужно лечение, иначе он очень быстро отбросит лапы, и кота через некоторое время возвратили. Я пыталась понять, зачем они это сделали, для чего брать чужого кота, да ещё и старого? Будем честны, рыжий Осип был уже потрёпанным жизнью котиком. Эта идея время от времени у меня возникала, пока я не стала думать над книжкой. Так совпало, к моему огромному сожалению, что умер мой собственный кот, рыжий, горячо любимый. И у меня появилась возможность сохранить себе кота ещё на три месяца. Я писала книгу, а он был рядом, как живой. Это была своего рода психотерапия. Я очень верю в утешительную силу литературы, что книга может быть разновидностью лекарства.
— В книге «Посмотри, отвернись, посмотри» есть главы, связанные с небольшим городком Искитимом под Новосибирском. Как я узнала подробности? На моё счастье, работа писателя стала значительно легче с появлением интернета. Я не представляю, как люди справлялись до этого. Во-первых, можно прочитать отзывы о городе, во-вторых, всегда можно написать кому-то, кто живёт в Искитиме, и спросить о личных впечатлениях. Есть фотографии, карты, наконец, можно «пройти» по этим местам. Одним словом, я довольно много знаю про Искитим, но в книгу вошло процентов десять. Для того чтобы писать, мне необходимо создать собственную картину. Условно говоря, я не знаю, чем пахнет в городе. Но ты зашёл в черту города — где-то пахнет цементом, где-то пахнет полынью, где-то рядом завод или много машин.
— На последнем курсе университета я стала работать в прокуратуре. У меня была очень смешная должность — помощник следователя, официально таких не существует, но это была наша локальная нижегородская программа для студентов юрфака, чтобы они помогали оперативникам и следователям. Представьте себе молодую девушку из хорошей семьи, технического лицея и гуманитарных кружков, которая оказалась среди оперативников. Они говорят: «У нас там труп, поехали! Давай вот эту берём с собой, она посмотрит и потом запишет». Мы и в засадах сидели — скучнейшее занятие: машина оперативников останавливается на окраине города, ждём какого-то нарика, который толкнёт товар другому нарику. Пять часов в машине, где много курят и много говорят: байки, истории, характеры, преступления, как их раскрывали. И так два года. Когда я ушла оттуда, просто прыгала от счастья. Но 10 лет спустя, когда я села писать первую книгу, каждый день из тех двух лет мне пригодился. Это был, наверное, один из самых важных опытов, которые я вынесла в своей жизни. Любой опыт, кроме крайне травматичного, может пригодиться, если ты сумеешь его вывернуть правильным образом.
— Во-первых, такие персонажи — подарок для детективщика, их очень хочется убить и можно себя не ограничивать. А во-вторых, это вызов для сыщиков, потому что перед автором всегда стоит задача уравновесить главного героя или моих частных детективов Макара Илюшина и Сергея Бабкина — кто будет им противостоять? Скажем, серийные убийцы. Я их видела, мы с ними работали. Это гораздо менее интересно, чем могло бы показаться. Но самое главное, что это люди, ход мысли которых практически непредсказуем. Нужно залезть очень глубоко в мозги серийного убийцы, чтобы понять, что им руководит. Мне самой, кстати, стало намного проще жить, когда я стала больше наблюдателем. В жизни я человек, который довольно чувствительно и остро реагирует на всё. А тут вдруг обнаружила, что в критических ситуациях у меня полностью отключается та часть, которая должна переживать в каких-то неприятных ситуациях: ко мне пристаёт какой-то сумасшедший, или кричит начальник, или скандал разворачивается. Я обнаружила, что во мне включается внутренний наблюдатель, который начинает фиксировать не то, что происходит, а то, как выглядит и ведёт себя этот человек, как он кричит, как у него искажается лицо, какие слова он использует. Вот этот наблюдатель, на мой взгляд, очень полезная вещь для почти любого человека, а для тех, кто пишет, он просто необходим. Это такой разумный взрослый внутренний голос.
— Как-то я зашла в бар, где собиралась подождать мужа. (Вообще-то, бар — не то место, где меня можно встретить.) Это был день, в баре всего два посетителя. И я разговорилась с человеком по соседству. Он был изрядно пьян, говорил много, но в какой-то момент начал выдавать фактуру, и я понимала, учитывая мой опыт работы, что всё это — правда. Он только что вышел из тюрьмы, сидел за подделку драгоценных камней, ювелир-мошенник. Я написала мужу: не вздумай подходить ко мне в ближайшие 40 минут! И мы долго говорили с этим человеком, потом ещё дважды встречались. Я написала книгу «Алмазный эндшпиль». Это вот бесценный материал для автора, и, кстати, от денег он, на удивление, отказался. Для него это был такой интересный опыт, что кто-то возьмёт его жизнь и переработает в книгу. Сейчас этот детектив устарел в том смысле, что способы обработки и подделки драгоценных камней всё время меняются, а тогда это было актуально.
— У нас был маленький ребёнок, он часто болел, мне было тяжело, к тому же я не работала. Муж, чтобы отвлечь меня, предложил написать книжку. Я ответила: давай напишу детектив. «Что может быть проще детектива?» — наивно думала я. Муж сказал, что всегда отгадывает убийцу в детективах, где автор — женщина. Тут я оскорбилась. И пообещала написать детектив, где он ни за что не угадает убийцу. Это было пари. Я написала детектив, мне понравился процесс, к тому же вся семья прочитала и сказала: о, как здорово, пиши ещё! Так я начала писать для близких. Это было в чистом виде хобби, просто для удовольствия. И сейчас я убеждена: если есть желание, нужно писать обязательно — вести дневниковые записи, публиковать посты в соцсетях. Моя мама, когда увлеклась разведением роз, очень была увлечена, и это очень многое ей давало. И в своём окружении я вижу, как девочки разных возрастов, от 5 до 70, сажают фиалки, пекут пироги, обустраивают дом, растят сад. Одним словом, надо делать то, что нравится, находить на это время.
Материалы по теме:
На фестивале «Книжная Сибирь» писатель Шамиль ИДИАТУЛЛИН рассказал о своей новой книге, условности деления на жанры и соавторстве с чатом «Яндекса»
Почему хвост лисы пахнет фиалками, журавли умеют танцевать и какой самый страшный в мире «зверь» живёт в сибирских лесах? Об этом рассказали авторы бестселлера 2024 года «Дикие и симпатичные»
ХХ фестиваль «Книжная Сибирь», прошедший при поддержке минкульта НСО, вновь объединил в ГПНТБ писателей, иллюстраторов, книгоиздателей и, конечно, читателей
Х международный фестиваль «Книжная Сибирь» пройдёт в Новосибирске с 13 по 15 сентября на площадке ГПНТБ
Петербургский писатель Лев НАУМОВ рассказал, как Бергман изменил сюжет его романа и почему Кьеркегор стал Пушкиным
«Книжная Сибирь» вновь стала одним из самых ярких культурных событий года, собрав на своих площадках тысячи любителей чтения
Комиксы, корейские новеллы, любовные романы и «стекло» — тренды молодёжной литературы стали одной из тем фестиваля «Книжная Сибирь»
Международный фестиваль «Книжная Сибирь-2023» объявил имена участников — это известные писатели, поэты, блогеры и музыканты