19.09.24

Точка сборки

ХХ фестиваль «Книжная Сибирь», прошедший при поддержке минкульта НСО, вновь объединил в ГПНТБ писателей, иллюстраторов, книгоиздателей и, конечно, читателей

Встреча читателя и новой книги — всегда захватывающее таинство.

«Это мне для книги нужно!»

Писательницу Елену Михалкову называют «российской Агатой Кристи»: её книги расходятся миллионными тиражами, а сквозные главные герои — частные детективы Макар Илюшин и Сергей Бабкин — уже прошли «медные трубы» кинематографа. Елена рассказала, что первый роман в детективном жанре она написала на спор с мужем, который утверждал, что если автор детектива — женщина, то ему практически всегда удаётся определить преступника. В результате спора родился роман «Жизнь под чужим солнцем», в основу которого легли впечатления от неудачной поездки в Турцию. Приз достался Елене, и с тех пор она только и делает, что выигрывает у мужа спор. Кстати, после окончания института она работала в РОВД, где ей на всю жизнь запомнились два оперативника — пройдоха и ищейка от бога, — так и родились Макар Илюшин и Сергей Бабкин.

«Книжная Сибирь» ещё раз доказала, что сибиряки — самые читающие люди.

— Писателю для правды жизни нужно знать, как устроен этот мир, — поделилась с читателями на встрече Елена Михалкова. — Однажды я позвонила в приют для кошек и сказала, что я писатель и мне надо знать, как устроен приют. Я приехала туда, переоделась в специальную одежду, потому что в приюте всё очень строго, как в реанимации. А потом маленький котёнок забрался по штанине на мою ногу, и я поняла, что он мой. Я провела день в этом приюте, а в итоге в книге вышла одна фраза: «Девушка работала волонтёром в кошачьем приюте». А вообще фразой «Это мне для книги нужно!» можно многое оправдать. «Дорогой, мне нужно мороженое, это для книги нужно!» или «Я купила дорогого котёнка, это мне для книги нужно!».

И дети, и взрослые могли найти себе на фестивале мастер-класс по душе.

А Милена Завойчинская пишет в жанре женского любовного фэнтези и очень любима читательницами, желающими отдохнуть от трудов праведных в прекрасном мире техномагии. Автор рассказала, что идеи будущих сюжетов приходят ей в голову сами, а её любимая героиня — чудаковатая и озорная оторва, эдакий «чертёнок в юбке», с которым хочется дружить и которой хочется доверять. В её книгах много отсылов к русским сказкам, потому что они вшиты в нас на коллективном уровне с раннего детства. Ну а главное для писателя — любить своих персонажей.

У «российской Агаты Кристи» Елены Михалковой есть своя армия поклонников.

Дети ждут нас

В дни фестиваля в ГПНТБ работала книжная ярмарка, где более 90 издательств представили свои новинки и популярные книги: сибиряки — народ читающий, книги раскупались. Впервые «Книжная Сибирь» заявила о межрегиональном фестивале детской книги «Сибирский воробей» — в последние 10 лет в регионе сформировалось сообщество талантливых детских писателей, которые говорят с детьми на их языке. Другое дело, что некоторые взрослые писатели почему-то думают, что детский язык — это что-то нарочито «мимимишное», из серии «Серёженька, смотри, какая бибика проехала». Омич Николай Пономарёв, социальный педагог и автор подростковой прозы, тоже, кстати, считает, что детский писатель должен говорить с ребёнком о важных темах и нормальным человеческим языком. К примеру, его роман «Точка бифуркации» — это задокументированный личный опыт проживания несчастной любви в 12 лет.

Писательница Милена Зайвочинская считает идеальной героиню в стиле «чертёнок в юбке».

— В двадцать лет я бы такой роман не написал, — поделился писатель. — А если бы и написал, то все обязательно умерли бы. Чем старше становишься, тем меньше хочется убить персонажей.

Наша землячка Софья Асташова рассказала о том, как писала свой первый роман в жанре автофикшена «Вероятно, дьявол», который вышел в издательстве Inspiria. Это, на самом деле, очень и очень откровенная история о том, как девушка по имени Соня вступает в нездоровые отношения с преподавателем вдвое старше неё — профессором Родионом Принципом. В основу романа лёг личный опыт писательницы, и будем надеяться, что этот травматичный опыт она отработала через текст.

Искусство китайской каллиграфии — это целая философия.

— Я дала героине своё имя, потому что в начале работы отождествляла её с собой, — рассказала Софья. — Но получилось так, что она стала жить отдельно от меня. Поэтому я начала запрещать себе подбираться к ней слишком близко. У меня были простые ориентиры: например, героиня пьёт кофе с сахаром, а я — без.

Яна Поплавская сегодня больше общественный деятель, чем актриса.

Одним из хедлайнеров фестиваля стала актриса и общественный деятель Яна Поплавская, известная старшему поколению по фильму про Красную Шапочку, где она сыграла роль озорной девчонки в деревянных сабо и красной панамке. Актриса провела мастер-класс по сценической речи для всех желающих, где подчеркнула, что слова, интонации и мимика — это инструменты, которыми каждому важно уметь пользоваться. А потом Яна рассказала во время «Большого родительского собрания» о важности воспитания детей в безоглядной родительской любви, но в соответствии с традиционными русскими ценностями.

Омский писатель Николай Пономарёв считает, что подростковая литература — это про честность.

— Мне как-то мой сын сказал: «Мама, я в раннем детстве времена года чувствовал на ощупь. Какой стук твоих каблуков я слышал, в какой одежде ты прибегала ко мне в комнату, такое и время было», — рассказала во время «Большого родительского собрания» актриса. — К детям всегда надо бежать. В сапогах, в шубе, в пальто. Ребёнок всегда ждёт вас, помните об этом.

На книжном фестивале звучала живая музыка.

А ещё на книжном форуме писатели делились своими наблюдениями и, в частности, затронули один необычный тренд — сегодня события в современных книгах стали разворачиваться не только в Москве или Санкт-Петербург, но и в регионах. Например, в романе «Дети в гараже моего папы», который написала Анастасия Максимова, одной из географических точек действия стал Новосибирск.

Вот такие стильные люди были на книжном фестивале.

Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Валерия ПАНОВА
back

Материалы по теме:

27.09.24 Кастрюльки с нарративом

На фестивале «Книжная Сибирь» писатель Шамиль ИДИАТУЛЛИН рассказал о своей новой книге, условности деления на жанры и соавторстве с чатом «Яндекса»

27.09.24 Тянуть интригу

Автор детективов Елена МИХАЛКОВА — о пропавшем коте, внутреннем наблюдателе и встречах с персонажами

24.09.24 По следам фотогеничных

Почему хвост лисы пахнет фиалками, журавли умеют танцевать и какой самый страшный в мире «зверь» живёт в сибирских лесах? Об этом рассказали авторы бестселлера 2024 года «Дикие и симпатичные»

06.09.24 Осень — для чтения

Х международный фестиваль «Книжная Сибирь» пройдёт в Новосибирске с 13 по 15 сентября на площадке ГПНТБ

27.09.23 Бесы в культуре

Петербургский писатель Лев НАУМОВ рассказал, как Бергман изменил сюжет его романа и почему Кьеркегор стал Пушкиным

21.09.23 Место встречи

«Книжная Сибирь» вновь стала одним из самых ярких культурных событий года, собрав на своих площадках тысячи любителей чтения

21.09.23 Что читает молодёжь?

Комиксы, корейские новеллы, любовные романы и «стекло» — тренды молодёжной литературы стали одной из тем фестиваля «Книжная Сибирь»

11.09.23 Имя, автор!

Международный фестиваль «Книжная Сибирь-2023» объявил имена участников — это известные писатели, поэты, блогеры и музыканты

up