10.12.24

Какая боль

Российский писатель Дмитрий ДАНИЛОВ — о футбольном проклятии, сути игры и экзистенциальном отчаянии болельщика

ДОСЬЕ
ДМИТРИЙ ДАНИЛОВ
Писатель, драматург, поэт. Родился 31 января 1969 года в Москве. Его пьесы «Человек из Подольска», «Свидетельские показания», «Серёжа очень тупой» неоднократно ставились на сценах российских театров. Автор известных романов «Горизонтальное положение», «Описание города», «Есть вещи поважнее футбола», «Саша, привет!». По роману «Саша, привет!» была поставлена сценическая версия в Театре Наций. 

Книжный фестиваль «Новая книга. Суть игры», прошедший в ноябре в Новосибирске, вновь дарит отчётливое послевкусие, но уже со спортивными нотами. Вот и известный российский писатель Дмитрий Данилов открылся совершенно с неожиданной стороны — теперь мы знаем, за какую он команду болеет и почему.

«За муки полюбила»

— Тема футбола периодически проскальзывает у меня, но конкретно про него у меня написана одна книга — «Есть вещи поважнее футбола». И я хочу предупредить, что футбол и вообще спорт — у меня не главная тема, я другому свою жизнь посвящаю. Но сама тема, где сконцентрировано много эмоций и человеческой боли, мне, безусловно, как писателю интересна. В книге «Есть вещи поважнее футбола» описывается сезон футбольного клуба «Динамо» 2014–2015 годов — писал я её прямо по ходу сезона. Ходил на все игры и описывал то, что там происходило. А болеть за футбольную команду я начал чисто случайно: в первый раз оказался на футболе в 14 лет. Я просто как-то очень долгое время не понимал, в чём кайф болеть на стадионе, потому что по телевизору показывают крупным планом повторы и комментарии, — в чём вообще смысл? Но у меня был приятель во дворе, который занимался в спортивной школе «Динамо», и он меня всё время звал: пошли на футбол, а? В какой-то момент я ему сказал: ну, действительно, давай, сходим. Это было 13 июля 1983 года. Мы пошли на стадион «Динамо» — прекрасный старый стадион, построенный в 1928 году. Тогда команда «Динамо» играла с абсолютным аутсайдером, футбольным клубом, который смог на один сезон пробиться каким-то чудом в высшую лигу. «Динамо» играло чудовищно, хотя это великий клуб со славной историей, — но так было на тот момент. Один великий Лев Яшин, величайший вратарь мировой истории, чего стоит. Но тогда наследники этого величия играли чудовищно. С трудом, в судорогах и муках, затолкали как-то два гола. И это какое-то вызывающее убожество. Вот тогда я понял, что буду болеть за эту команду всегда. «Она его за муки полюбила».

Великий неудачник

— Во взрослом возрасте я попытался футбол в себе убить: вроде как это не очень серьёзно. Но ничего не получалось. И тогда возникла мысль написать о футболе. Долго не мог к этому подступиться, но решение пришло неожиданно — у знаменитого писателя Стивена Кинга есть книга про бейсбол, он сам болельщик бейсбольного клуба, который 86 лет не мог стать чемпионом. Кинг захотел отследить и описать один сезон клуба. И я понял: вот она, модель. И решил применить её по отношению к футбольному клубу «Динамо», которому я много-много лет симпатизирую. Моя книга, конечно, гимн проигрышу, где я воспеваю красоту поражения. Когда ты болеешь за неудачника с великим прошлым, это располагает к сочувствию.

Сила проклятия

— В спорте есть явление, которое называется «динамическим проклятием». Вот в Америке существует один бейсбольный клуб, который не выигрывал 86 лет. В спорте вообще много удивительных феноменов. К примеру, почему именно футбол вызывает какие-то совершенно экстраординарные эмоции? Есть же игры гораздо более динамичные, как волейбол или хоккей, где больше результативных действий. А в футболе игра примерно такая же скучная, как в бейсболе, где 95 процентов времени матча ничего не происходит, просто люди стоят и что-то делают. Тем не менее футбол вызывает какие-то страшные эмоции. Я всегда, когда об этом речь заходит, привожу пример, когда в 1950 году в Бразилии проходил чемпионат мира по футболу, а Бразилия ещё не была чемпионом. И вот им дали возможность провести чемпионат мира, и они сделали всё, чтобы стать чемпионами, — построили гигантский стадион «Маракана», который на тот момент вмещал 200 тысяч зрителей, собрали сильную команду. Они были уверены, что выиграют, понимаете? Последняя игра: Бразилия играет с Уругваем: ей нужно сыграть вничью — и всё, она чемпионка! Вся Бразилия сидит у телевизоров. Бразилия забивает гол — 1 : 0. Все начинают праздник. А Уругвай проводит две корявенькие контратаки на 66-й и 79-й минутах — и выигрывает роковой матч. Для Бразилии это было больше, чем шок. Эти 200 тысяч бразильцев сидели 40 минут на стадионе — у них не было сил встать, они рыдали. Вскоре по Бразилии прокатилась волна суицидов, люди реально выбрасывались из окон, стрелялись. А потом сборная Германии проиграла сборной Норвегии, и в Германии тоже прокатилась волна самоубийств. В футболе почему-то всё так устроено, что когда твоя команда проигрывает, твой мир рушится.

Эстетический выбор

— Вся жизнь болельщика пронизана страданием. Я как-то читал книгу Ника Хорнби «Футбольная лихорадка», которая начинается с того, что отец приводит его в первый раз на футбол, когда ему пять лет. И вот он стоит на трибуне, команда проигрывает, мальчик оглядывается и понимает, что видит вокруг себя лица, искажённые страданием, болью и мукой. Маленький мальчик подумал: «Надо же, как интересно, люди платят деньги, чтобы страдать. Наверное, футбол — это что-то очень важное». Так он стал болельщиком, и, собственно, вот это ощущение пронёс через всю жизнь. И я его очень понимаю. Болельщики ведь тоже разные бывают. К примеру, чтобы болеть за «Динамо», нужно сделать серьёзный выбор, сродни эстетическому. Потому болеть за «Спартак», «Зенит» и ЦСКА — проще. Команды сильные, часто выигрывают и много людей вливаются в фанатские ряды, потому что приятно болеть за победителя. А у «Динамо» болельщиков мало, потому что для такого выбора надо созреть. Тут или ты наследуешь от своего отца болеть за «Динамо», или любишь эту команду за её неудачи — как я. У меня, кстати, был эпизод в жизни, когда я точечно разом болел за другую команду. Это был 1984 год. Я пришёл в Лужники на матч «Спартак» — «Зенит» и болел за «Зенит».

Коллекция игроков

— Очень люблю низовой футбол — это особый мир с маленькими стадионами, где болельщики знают игроков, им что-то кричат, игрок заменяется, идёт к трибуне, ему какой-нибудь напиток протягивают, руку пожимают. Здесь всегда особая, очень интересная и хорошая атмосфера — и я про это довольно много всего пишу. У меня даже есть на Sports.ru свой блог, называется «Попытки игроков». Это даже не совсем художественные тексты, а что-то похожее на коллекционирование игроков и описание посещения стадиона. И должен признаться, что я абсолютно равнодушен к ветеранскому спорту, так же как и к юношескому.

А за переход ответишь!

— Люди, болеющие за «Динамо», конечно, ненавидят «Спартак». Этой ненавистью пронизана вся жизнь. (Смеётся.) Вот была ситуация, один футболист переходил из «Динамо» в «Спартак». Ну, переходишь и ладно, твой выбор. Но он на пресс-конференции говорит, что переходит в команду своей мечты, мол, всегда хотел играть в великом футболе. Конечно же, мы его сразу возненавидели: а в каком ты футболе раньше играл?

Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Валерия ПАНОВА

 

back

Материалы по теме:

04.06.25 В самое сердце

На четыре дня Новосибирск погрузился в мелодии и метафоры фестиваля «Новая книга. Весна»

19.11.24 Олимпиада интеллекта

В Новосибирске при поддержке министерства культуры НСО прошёл «спортивный сезон» фестиваля «Новая книга»

19.07.24 Быть понятной зрителю

Режиссёр и сценарист Наталия МЕЩАНИНОВА — о прощении, свободе выбора и о том, почему погибает главный герой в «Снегире»

24.06.24 Смех в конце тоннеля

Писательница Яна ВАГНЕР — о природе страха, сложных читателях и «весёлой девочке», которой она даст слово

07.06.24 Убойная сила фонарей

Писатель Андрей КИВИНОВ о детективах, чистом жанре и реальных историях, которые становятся вымыслом

03.06.24 За словом — на корт

Фестиваль «Новая книга» прошёл на новосибирском «Гастрокорте». Как книги сочетались с едой и за чьими автографами выстраивались очереди?

up