Убойная сила фонарей
Писатель Андрей КИВИНОВ о детективах, чистом жанре и реальных историях, которые становятся вымыслом
Андрей Владимирович Кивинов (при рождении Пименов) — российский писатель и сценарист. Родился 25 ноября 1961 года в Ленинграде. Широкую известность получил как автор повестей, на основе которых писались сценарии первого сезона «Улицы разбитых фонарей», а позже как сценарист «Убойной силы». Обладатель четырёх премий «ТЭФИ» в номинации «Лучший российский сериал». Попал в Книгу рекордов Санкт-Петербурга как создатель литературной основы самого долгоиграющего сериала в истории отечественного телевидения — «Улицы разбитых фонарей». Общий тираж его книг — более 20 миллионов экземпляров
«И вот он как-то рассказал историю про то, как у них из лагеря сбежал один зэк и спрятался в пионерском лагере у своей жены, прикинувшись подсобным рабочем. Его, конечно, через пару недель поймали, и когда он вернулся в зону, то сказал: «Слушайте, жизнь этих пионеров в лагерях ничем от нашей не отличается».
На литературном фестивале «Новая книга», проходившем в Новосибирске с 31 мая до 2 июня, известный мастер российского детективного жанра Андрей Кивинов (все вспомнили сцену с пляшущими милиционерами под «Позови меня с собой?) презентовал свою новую книгу и ответил на вопросы читателей. Публикуем самые яркие моменты этой встречи.
— С литературой, хотя я больше считаю себя писателем, нежели сценаристом, пять лет назад я решил закончить. Больше не было физической возможности и, в общем-то, уже и желания, — всё основное время съедали сценарии, плюс бытовые проблемы, и на книги просто не оставалось времени. А написание книги занимает серьёзное время, — это процесс трудоёмкий, а в результате вышел бы небольшой тираж. К сожалению, в бумажной книге всё уходит сразу либо в пиратство, либо в электронику, и поэтому сегодня большая отдача для аудитории — это, конечно, сценарий. В 2018 году я вместе с коллегой написал сценарий для Первого канала. И вроде всё там было хорошо, должны были начаться съёмки, но грянула пандемия. Мне было обидно, что сценарий пропадёт, поэтому я решил написать новелизацию этой истории. И в процессе написания она очень сильно видоизменилась. Теперь это микс комедии и драмы, любовной истории и мужского детектива — про молодого человека, который пройдя через определённое приключение, сильно меняется. Получилась книга «Почти идеальный герой».
— Когда сегодня делаешь сценарную заявку для кино или сериала, то продюсеры сразу задают вопрос: какой у тебя жанр? Если заявляешь комедию, то будь добр, отсыпь по десять шуток на каждую сцену, и чтобы никакого насилия! Если это мужской боевик — никаких любовных сантиментов. Тебя буквально вынуждают жёстко придерживаться заявленного жанра. А я всё своё творчество не делил на жанры, потому что жизнь гораздо богаче, чем комедия, драма или детектив. Я помню, что когда мы снимали сериал «Убойная сила», то поставили перед собой задачу делать каждую серию в новом жанре: 60 серий и каждая в своей стилистике — гротесковые комедии, тяжелейшие человеческие истории, приключения, любовная мелодрама. И это дало результат: «Убойная сила» — самый повторяемый телесериал на телевидении. Прошло 20 лет, а он по-прежнему актуален. Наверное, это потому, что мы не делали «голый детектив», что, к сожалению, случается со многими сериалами (с теми же «Фонарями»), а мы рассказывали истории о людях, помещая их в разные локации. Америка, Южная Африка, Каннский фестиваль, Чечня — мы изучали, как ведут себя наши герои в разной среде, и это было увлекательно. А когда всё исчерпало себя, мы закрыли проект, хотя нас просили продолжить. Но лучше уйти на подъёме.
— Очень часто задают вопросы: что в вашем творчестве является реальным, а что вымышленным? Да, я отработал 12 лет в уголовном розыске, хорошо знаю изнанку этой стороны жизни и мог бы писать производственные романы, которые были популярны в прошлом веке. Собственно, наверное, их и писал, — какие-то истории брал из реальной жизни, а многие выдумывал. Но иногда выходило, что те истории, которые были выдуманы, принимали за чистую правду, а про истории, которые были списаны с натуры, говорили: ну, автор, ты тут здорово всё придумал. Помните знаменитую сцену из сериала «Улицы разбитых фонарей», где менты танцуют под песню «Позови меня с собой?». Все думают, что я так талантливо «поглумился». Но это была сцена, списанная с реального смотра художественной самодеятельности в милиции, — я сам был ей свидетелем.
— Интересная история получилась с моим сценарием, по которому сняли «Каникулы строгого режима». На тот момент моя жена работала журналистом, и у неё был такой «внештатный корреспондент» — парень, который писал ей письма с зоны, а она их публиковала в своём журнале как рассказы очевидца о жизни за колючей проволокой. И вот он ей как-то рассказал историю про то, как у них из лагеря сбежал один зэк и спрятался в пионерском лагере у своей жены, прикинувшись подсобным рабочем. Его, конечно, через пару недель поймали, но когда он вернулся в зону, то сказал: «Слушайте, а вот жизнь этих пионеров в лагерях ничем от нашей не отличается». Мне жена рассказала эту историю и меня сразу идея в голову клюнула: а ведь можно снять на эту тему хорошую комедию! Я быстро связался с одним человеком, который 12 лет отсидел на зоне, и мы написали книгу, которая вышла на два года раньше, чем фильм. Вот такой получился тандем: я 12 лет отработал в милиции, а он 12 лет отсидел. И, опять-таки, если кто смотрел фильм или читал книгу, то тоже скажет, что это не чистая комедия, потому что в конце все ревут.
— Вы, наверное, знаете, историю о том, что первая моя книга из серии «Улицы разбитых фонарей» не предназначалась для аудитории? Это была такая байка с простым сюжетом про моих друзей, с которыми я работал. Я хотел просто им почитать вслух, потом подарить и на этом поставить точку. Но потом всё это переросло в сами знаете что. Мои друзья, конечно, в каких-то моментах себя узнали, даже фамилии многие совпадают, — я их немного изменил. Но вы должны понимать, что книжные герои всегда должны быть с большой буквы, — если у прототипа есть недостатки в жизни, то в книге их желательно сгладить. Поэтому персонажи книжные отличаются от персонажей реальных. Понятное дело, что режиссёры не знакомились с моими друзьями, а сразу пригласили артистов на кастинг. Но удивительным образом, они совпали. К примеру, Сергей Селин, который играл Дукалиса. Но Александр Лыков, сыгравший опера Казанову, со своей эпатажной манерой одеваться и косичкой совсем не походил на реального оперативника, потому что опер не может ходить в красном шарфе, ему чем неприметнее, тем лучше. Но там случился забавный момент. После появления Казановы в чёрном плаще, красном шарфе и шляпе, реальные оперативники начали покупать все эти плащи и шляпы. Вот это, что называется, кино перешло в жизнь.
— Что касается перспектив, то в Москве начались съёмки нового сериала. Рабочее название «Домохозяин». Будут снимать в Москве, в Питере и в Выборге. Сначала планировали снимать в Калининграде, но там дороговато оказалось. У сериала не будет чётких рамок одного жанра, — это тоже смесь. Начало очень драматическое, тяжёлое, не буду рассказывать даже о чём, но по сути это смешная история. Сейчас продолжаю работать ещё над двумя проектами: сценарии готовы, идёт редакторская доводка. Я надеюсь, на будущий год съёмки стартуют. Первый проект называется «Новое платье королевы». Это не очень характерная для меня история, но, на мой взгляд, она, наверное, одна из самых удачных за всю вообще мою писательскую и сценарную карьеру. Это будет история из жизни танцовщиц кабаре — очень яркая по визуалу, там порядка 25 постановочных танцев. А вторая история — комедия с грустным финалом о жизни мошенников от искусства. Тема очень редкая для нашего кино, когда какие-то произведения искусства, которые по сути ничего собой не представляют, раскручиваются до фантастического уровня. Мы покажем, как работают галеристы, но будет и детективный сюжет.
— Вспоминая о том, как я начал писать, всё чаще думаю, что это было непрофессионально. Если бы я сейчас стал по-новому писать о тех событиях, то с учётом опыта написал всё по-другому. Но что сделано, то сделано. В конце концов, в сентябре издательство АСТ собирается переиздать все 25 книг, которые были мной написаны. Значит, спрос есть, значит, кому-то это очень интересно.
Материалы по теме:
В Новосибирске при поддержке министерства культуры НСО прошёл «спортивный сезон» фестиваля «Новая книга»
Режиссёр и сценарист Наталия МЕЩАНИНОВА — о прощении, свободе выбора и о том, почему погибает главный герой в «Снегире»
Писательница Яна ВАГНЕР — о природе страха, сложных читателях и «весёлой девочке», которой она даст слово
Фестиваль «Новая книга» прошёл на новосибирском «Гастрокорте». Как книги сочетались с едой и за чьими автографами выстраивались очереди?