03.06.24

За словом — на корт

Фестиваль «Новая книга» прошёл на новосибирском «Гастрокорте». Как книги сочетались с едой и за чьими автографами выстраивались очереди?

На большой книжной ярмарке представители 43 российских книжных издательств завлекали читателей интересными книгами (на любой вкус) и вполне себе неплохими ценами. Встречи с драматургами, сценаристами, писателями, авторами и авторками и всеми теми, кто дружит со словом. Лекции, мастер-классы, литературные чтения, презентации, исторические экскурсы и даже воспоминания прародителя «Новой книги» Михаила Фаустова о его жизни на писательской даче в Переделкино. Бонусом шла вкусная еда на «Гастрокорте», где, собственно, фестиваль и проходил. То, что книги хорошо сочетаются с едой, мы ещё по детству знаем, а теперь смогли убедиться на своём взрослом опыте. В общем, возвращение короля, ой, извините, фестиваля на новосибирские подмостки состоялось. После вынужденного перерыва «Новая книга» зашелестела новыми страницами — при поддержке Министерства цифрового развития РФ, министерства природных ресурсов и экологии НСО, ассоциации книжных фестивалей «Читающая Россия» и Межрегиональной федерации чтения.

Дарья Бобылева и Василий Владимирский рассказывают о концепции советской фантастики.

Если бы меня попросили одним словом оценить нынешнюю «Новую книгу», то я бы сказала — сказочная. И дело тут даже не в организации пространства и интересного контекста (хотя и это тоже!), а в некой универсальной общей концепции, которая притянула на свою орбиту авторов, создающих фантазийные миры, где живут колдуны и сказочные архетипы, городские легенды и скандинавские мифы, триллеры и тёмное фэнтези. В общем, реализм — давай, до свидания, что-то мы с тобой окончательно замучились.

Интересной получилась дискуссия писателей Василия Владимирского и Дарьи Бобылевой (замечательного автора в стиле «русский Стивен Кинг»), где они пытались представить мир без братьев Стругацких. Ну вот кто бы вошёл на писательский Олимп этого жанра, не случись Бориса, Аркадия и их универсальных текстов, которые, с одной стороны, определённо фантастика, а с другой — глубинная проза жизни, рассматриваемая через иронично-мудрую оптику?

— Мир моего детства сформировался без Стругацких, — поделилась автор «Вьюрков». — И советская фантастика мне всегда казалась слишком человеческой, похожей на нашу привычную реальность. Мне не хватало вот того вопроса, который задаёт человек условной бездне, а ему отвечает существо, совершенно непохожее на нас. И сначала он спрашивал его: «Что ты такое?». А потом: «Кто я такой, кто заглянул в эту бездну?».

Организатор фестиваля Михаил Фаустов.

Однако, тенденция. Сегодня очень много молодых писательниц работают в жанре фэнтези по толкиеновскому принципу, когда придуманный мир обретает кровь и плоть с помощью полёта фантазии. Вот, к примеру Ульяна Черкасова создала альтернативную реальность под названием Золотые земли, где история течёт в русле хронологии Руси XIIвека, а герои со славянскими именами и ликами противостоят колдунам, древним богам и сюжетным перипетиям в духе легендарной «Игры престолов». Впрочем, Ульяна скрывать не стала — в поисках сюжетов она иногда отталкивается от известных легенд и сказок. Берём условного «Финиста— Ясного сокола» за крыло и начинаем вертеть в разные стороны, прорабатывая и укрупняя разные сюжетные линии. Да, есть в этом методе что-то от фанфиков, когда фанаты определённого текста или сериала/фильма сочиняли «по мотивам». Все же помнят, что книга «Пятьдесят оттенков серого» изначально тоже была фанфиком — по вампирскому сериалу «Сумерки»?

— Можно сказать, что в нулевых я первая воскресила жанр славянского фэнтези, — рассказывает писательница. — Я писала фанфики на разных ресурсах, а потом подумала: почему я пишу про чужие миры, когда могу создать свой? Была проделана очень большая работа по сбору информации о нравах и обычаях Руси XIIвека — я встречалась с историками, фольклористами, музейными работниками.

А Ксюша Левина презентовала книгу «Дом грозы» — многоплановую историю о девушке-оборотне, которая идёт спасать своего друга, путешествуя из разрушенного гражданской войной Трамира в легендарный Имбарг. Антонина Крейн рассказала о магической вселенной Шолох, где речь идёт об уютном мире Лесного королевства, населённого людьми и разными необычными существами. В общем, как сказала известная писательница Ким Харрисон: «Мы нуждаемся в фэнтези, которое скажет нам, что всегда есть место справедливому решению, даже когда шансы не в нашу пользу, тем более, когда мы сталкиваемся с несправедливостью каждый день».

К хорошим книгам надо приучать с раннего детства.

Самая впечатляющая очередь за автографом была у писательницы Аси Лавринович, пишущей трогательные подростковые истории, где есть любовь, конфликты отцов и детей и много радости, которой растущим детям иногда очень не хватает. Почему-то сразу вспомнила свой первый писательский опыт, где главная героиня дружила с мальчиком со сломанной шеей, который долго не мог говорить и объяснялся героине в любви, чертя закорючки прутиком в парке. В финале гипс ему сняли, и они поцеловались.

Но драматургия «Новой книги» была бы пресной, если бы о подростках мы говорили только в стиле «ми-ми-ми» — встреча с известным режиссёром и сценаристом Наталией Мещаниновой, которую сегодня принято считать знатоком подростковой души, потрясла, думаю, многих. «Аритмия», «Шторм», «Пингвины моей мамы», «Алиса не может ждать», «Снегирь», «Один маленький ночной секрет» — это всё Наталия Мещанинова, мастер прозы и чудовищного реализма, когда хочется заткнуть уши и закрыть глаза, потому что иногда это бывает невыносимо. Говорили о судьбе фильма «Один маленький ночной секрет», который стал для неё автобиографичной исповедью — он не получил прокатного удостоверения, и страшная история девочки-подростка, которую насиловал отчим, пока не доступна для широкого зрительского круга. Много вопросов зрители задавали по фильму «Снегирь», где два подростка-курсанта попадают в чудовищный мужицкий мир рыболовецкого сейнера. Наталия сказала, что это «фильм о людях, которые живут неосознанно и неопрятно, совершая подвиг как оправдание себя и своей жизни». Если бы я посмотрела «Снегиря» до встречи с Мещаниновой, а не после, то обязательно бы спросила её: «Понимаю, что творцы иногда идут от своего личного и травматичного опыта, одновременно стараясь быть в колее сегодняшних трендов, и это убойное комбо. Но как быть в этой ситуации зрителю, которого эти истории выбрасывают на необитаемый остров своего подсознания? Записываться заранее на приём к психоаналитику?».

Фестиваль «Новая книга» нужен людям и собакам.

Трудно в формат небольшого обзора «впихнуть» три роскошных фестивальных дня, где Константин Голодяев прочёл лекцию «Гастрономическая история Новосибирска. Истоки», а Дмитрий Петров рассказал, почему Новосибирск стал городом-испытанием, но от этого любить мы его меньше не стали. Чудесная Яна Вагнер представила новосибирской публике свой экзистенциальный роман «Тоннель», а интеллигентный «бывший мент» Андрей Кивинов раскрыл секрет, почему в сериале «Улицы разбитых фонарей» персонажи пляшут под хит «Позови меня с собой». Основатель AdMarginem Александр Иванов поведал о ярких страницах из 30-летней истории издательства, а нежно любимый книгоманами Алексей Сальников встретился со своими поклонниками на главной сцене. Жги дальше «Новая книга»! У тебя отлично получается.

Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Валерия ПАНОВА, Олега Фочкина
back

Материалы по теме:

19.07.24 Быть понятной зрителю

Режиссёр и сценарист Наталия МЕЩАНИНОВА — о прощении, свободе выбора и о том, почему погибает главный герой в «Снегире»

24.06.24 Смех в конце тоннеля

Писательница Яна ВАГНЕР — о природе страха, сложных читателях и «весёлой девочке», которой она даст слово

07.06.24 Убойная сила фонарей

Писатель Андрей КИВИНОВ о детективах, чистом жанре и реальных историях, которые становятся вымыслом

up