Небо. Самолёт. Девушка
80 лет Победы. Судьба легендарной лётчицы Марины ПОПОВИЧ неразрывно связана с Новосибирском.
Марина Лаврентьевна Попович — яркая звезда на небе российской авиации, советский военный лётчик-испытатель первого класса, установившая 102 мировых авиарекорда (в том числе и на огромном Ан-22), первая в мире женщина, преодолевшая звуковой барьер на реактивном истребителе МиГ-21, профессор и уфолог, утверждавшая, что в космосе мы не одиноки. Природа щедро наделила эту хрупкую женщину качествами, которые двигают этот мир вперёд, — бесстрашием, весёлым упрямством, смелостью, мужеством и несгибаемостью духа, когда «вижу цель — не вижу препятствий». Она считала себя сибирячкой, а Новосибирск — своим родным городом, подарившим ей воплощение мечты о небе, первые прыжки с парашютом и большую любовь.
Родилась Марина Васильева (девичья фамилия героини) на хуторе в Смоленской области в маленьком городке Велиже в очень музыкальной семье: отец играл на скрипке, мама музицировала на пианино, а маленькая Марина в раннем детстве освоила цимбалы. Девочке прочили музыкальное будущее, но в страну пришла война. В своих многочисленных интервью Марина Лаврентьевна не раз говорила, что ей довелось пережить ужасы, много крови и смертей: фашисты постоянно бомбили Смоленщину и упражнялись в меткости стрельбы по живым мишеням, гоняясь ради злобной потехи за мирными людьми на самолётах. Тогда в партизаны ушли все её двоюродные братья, а семью Поповичей эвакуировали в Сибирь — в Новосибирск, который принимал людей со всей опалённой войной страны. Именно тогда девушка решила, что станет лётчиком, — в 1942 году отправилась штурмовать приёмную комиссию Новосибирского авиационного техникума.
— Экзамены в техникум я сдала хорошо, но меня зачислили на сварочное отделение, — пишет Марина Попович в своей автобиографии «Крылья крепнут во время полёта». — Однако позже всё равно перевели на самолётное. Была такая проблема: я невысокого роста, не доставала в самолёте до педалей. Пришлось заниматься специальной гимнастикой: для вытягивания ног подолгу висела вниз головой на турнике. Я нашла альпинистские цапли и просила, чтобы меня подвешивали вниз головой. То ли действительно упражнения помогли, то ли я просто сама по себе выросла, но рост увеличился до 160 см, и путь в аэроклуб открылся. Сначала я прыгала с парашютом, а потом стала летать. На всю жизнь запомнила свой первый полёт. Когда чувствуешь, как самолёт подчиняется твоей воле, — это ни с чем не сравнимо. После аэроклуба я стала лётчицей-спортсменкой ДОСААФ, а хотелось стать профессионалом, военным лётчиком. Но все говорили: это не женское дело.
Через три года после Победы настойчивая девушка начала летать на спортивных самолётах, а в 1951-м (после окончания техникума) пришла работать инженером-конструктором на новосибирский завод имени Коминтерна, где и проработала до 1953 года. Но мечта о небе, о серьёзных, больших самолётах не оставляла: ну и что с того, что «не женское дело» — всё равно буду летать! И подчинившись свой авантюрной «жилке», Марина отправилась в Москву на приём к маршалу Ворошилову: четыре дня спала в парке Горького на скамейке, где ей хулиганы чуть косы не отрезали. На пятый день сибирячка со Смоленщины пригрозила секретарше Ворошилова в приёмной: «Не примет сегодня — завтра я в “Правду” напишу». Тогда к правительственной прессе люди относились серьёзно — на следующий день будущая легенда сидела у Ворошилова в кабинете. После горячего монолога сибирячки Климент Ефремович написал резолюцию: «Если есть данные, отправить в училище». После экзаменационного полёта Марина получила разрешение на зачисление в Саранское авиационное училище — и закончила его с красным дипломом, а с 1958 года уже летала в Центральном аэроклубе имени В. П. Чкалова в парадном расчёте.
Со своим мужем Марина познакомилась в Новосибирске — будущий космонавт Павел Романович Попович летал на тренировочном аэродроме в Толмачёво. Расписались влюблённые на скорую руку в деревне — прибежали в местный ЗАГС и сказали: «мы — лётчики, ждать нам некогда». Сотрудники ответили, что в первый раз видят таких сумасшедших, но быстренько провели официальную церемонию. В автобиографии лётчица пишет, что на первое свидание Павел пришёл без цветов — сказал, что некогда было, но кажется, просто забыл. А вот Марина Попович на своём аэродроме собрала будущему мужу букет ромашек. Прошло много лет, и оказалось, что эти ромашки он засушил и, когда летел в космос, взял их с собой. Павел Романович Попович дважды выходил на орбиту — в 1962 и в 1974 годах. Марина тоже мечтала о звёздах, в 1962 году она была приглашена в качестве кандидата в космонавты: проходила медицинское обследование в составе второй группы космонавтов, но в отряд взята не была. После успешного прохождения всех испытаний врачи огласили свой приговор: «Не годна. Повышенный кислородный обмен». Марина, конечно, не поверила: откуда у неё, летчицы, летавшей на высоте в 18 тысяч метров, такой диагноз? Но, как говорится, «закусилась»: сначала объявила голодовку (ох и скандал же вышел!), а потом решила — буду мировые рекорды устанавливать!
У Марины Попович действительно был сибирский характер — слов на ветер эта миниатюрная женщина не бросала. В 1964 году установила свой первый мировой рекорд скорости, получила звание мастера спорта и стала лётчиком-испытателем, командиром корабля Ан-12. Именно она первой из женщин преодолела звуковой барьер на реактивном истребителе МиГ-21 — в западной прессе её звали «мадам МиГ». В течение следующих нескольких лет она установила 102 мировых рекорда, в частности, на самолёте серии РВ с двумя турбореактивными двигателями.
Кстати, одной из весомых преград на пути освоения самолётов-истребителей стали отношения с её командиром — мастером высшего класса, лётчиком-испытателем Виктором Ивановым, который считал, что женщина должна домом, мужем и детьми заниматься, а не в небе лихачить. Особенно когда обнаружил на аэродроме её дочку Наташу, которая тайком от мамы каждый день прибегала туда, садилась на забор и часами наблюдала за полётами. Марина Лаврентьевна оказалась перед трудным выбором: небо или семья? Сначала пыталась совмещать.
— У меня был составлен чёткий распорядок дел — жила по графику, — вспоминает в автобиографии легенда российской авиации. — В пятницу, например, я убирала квартиру, стирала. Конечно, каждый вечер готовила еду. Моя первая девочка, Наташа, с 6 до 11 лет находилась в интернате: четыре раза в неделю я приезжала к ней. Но тогда у меня был забот полон рот: помимо лётной работы, училась в вечернем институте. Поэтому её одну дома нельзя было оставлять. А вот когда вторая дочка родилась, помогали все — и подруги, и лифтёрша. Виделись редко: прихожу с работы, а няня девочек уже уложила, только пяточки поцелую тихонько, чтоб не разбудить. Утром ухожу — они ещё спят.
В 1965 году Марина Попович проводила испытательный полёт на разведчике Як-25РВ: на высоте в 17 тысяч метров она, почувствовав признаки кислородного голодания, привела в действие аварийную кислородную систему, убрала газ, выпустила шасси, а потом потеряла сознание. Самолёт вошел в крутую спираль, из-за перегрузки стали отрываться части крыла — неуправляемая машина теряла тысячи метров высоты. На восьми тысячах высоты Марина Попович пришла в себя, без паники оценила обстановку, вывела машину в горизонтальный полёт и приняла решение идти на посадку. За мужество, хладнокровие и умелые действия, проявленные в аварийной ситуации, командование представило полковника Попович Марину Лаврентьевну к званию Героя Советского Союза, но главнокомандующий ВВС Павел Степанович Кутахов, прочитав представление, возмутился: «Ещё чего не хватало — уже и бабы у нас летают!», а затем поставил жёсткую резолюцию — «Уволить». В небо женщину-легенду вернула только гражданская авиация, но это уже совсем другая история…
Общий налёт Попович составляет более 6 000 часов на 40 различных типах воздушных судов, причём 10 из них она испытывала сама. Своим любимым самолётом называла Ан-72, на котором установила 16 рекордов.
Материалы по теме:

80 лет Победы. Энергетики Новосибирской ГЭС хранят и передают следующим поколениями важные частицы коллективной памяти о великой Победе

80 лет Победы. Знаете ли вы, что сказала Екатерина Фурцева про наш монумент Славы? Вспоминаем, как строили в Новосибирске главный мемориальный комплекс

80 лет Победы. Какие мероприятия пройдут в Новосибирске и области 8 и 9 мая? Публикуем программу праздника

80 лет Победы. В годы Великой Отечественной войны из цехов завода имени В. П. Чкалова вылетал каждый второй истребитель Як, построенный в СССР

80 лет Победы. Больше 50 лет назад старшеклассники из поискового отряда школы №47 Новосибирска проделали огромный путь от монумента Славы до Подмосковья. Что их привело на дачу к Наталье Кончаловской?

80 лет Победы. Комитет по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению рекомендовал сессии учредить новые награды регионального уровня

80 лет Победы. От памятки конюху до исследования «Слова о полку Игореве» — какие книги издавали в Новосибирске в годы войны

80 лет Победы. Как библиотекари Новосибирска поднимали боевой дух солдат на фронте и в госпиталях

80 лет Победы. Вклад Новосибирска в общее дело Победы в войне сложно переоценить

80 лет Победы. «Ведомости» побывали на экскурсии в Музее боевой славы воинов-сибиряков в Доме офицеров Новосибирского гарнизона

Ветеран Великой Отечественной войны Владимир Васильевич СБОЕВ — о новосибирском детстве, фронтовом быте и памяти, которую нужно передавать

В год 80-летия Победы депутаты заксобрания НСО проконтролируют, чтобы все мемориалы и памятники героям Великой Отечественной войны были приведены в порядок

80 лет Победы. Каков алгоритм поиска сведений об участниках Великой Отечественной войны, к каким ресурсам надо обращаться?

Более 2 000 мероприятий, приуроченных к Году защитника Отечества и 80-летию Победы, пройдёт в Новосибирской области. Расскажем о самых важных из них

Публикуем ответы на вопросы второго тура конкурса к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, который проводят НРО Общероссийской организации ветеранов Вооружённых сил РФ и газета «Ведомости»

80 лет Победы. Первый памятник в честь Победы был установлен на площади Ленина в Новосибирске в 1947 году

80 лет Победы. 1 января 2025 года Виктору Ивановичу ФРОЛОВУ исполнилось 100 лет. Сегодня ветеран Великой Отечественной войны со слезами вспоминает те страшные годы

80 лет Победы. Рассказываем о медиаресурсах, которые посвящены Победе и знакомят с программой празднования важного юбилея

80 лет Победы. Новосибирск — Санкт-Петербург: неразрывна творческая связь городов-побратимов. В город на Неве едет новосибирский проект «Февральский дневник»

Публикуем ответы на вопросы первого тура и вопросы второго тура конкурса к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, который проводят НРО Общероссийской организации ветеранов Вооружённых сил РФ и газета «Ведомости»

Новосибирское региональное отделение Общероссийской организации ветеранов Вооружённых сил РФ и газета «Ведомости» приглашают принять участие в конкурсе к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне`