28.05.24

Дорога в небо

Уникальный беспилотный летательный аппарат с грузоподъёмностью около 100 кг и дальностью полёта до 1 200 км создали учёные из Новосибирска

Форма крыла потребовала новых технологических решений: по аналогии с птицами, аппарат имеет жёсткий силовой каркас. 

Презентация нового грузового БПЛА прошла в НГТУ-НЭТИ, сотрудники которого занимаются его разработкой в рамках программы «Приоритет 2030» нацпроекта «Наука и университеты». В создании дрона были задействованы разработчики нескольких факультетов вуза.

Основной сферой применения нового беспилотника «Сарма» заявлены агротехнические работы, доставка грузов и долгосрочный мониторинг. Впрочем, практика показывает, что в случае необходимости эти летательные аппараты могут успешно применяться в любых других сферах. Важная особенность беспилотника — гибридная силовая установка, которая также изготовлена в НГТУ-НЭТИ. Двигатель внутреннего сгорания совместно с электродвигателем помогает легко взлететь и набрать высоту, а во время основной части полёта работает только маломощный ДВС. Часть деталей в этом БПЛА импортного производства, однако к моменту запуска серийного производства разработчики обещают заменить их на отечественные компоненты.

— Большая грузоподъёмность, форма крыла, гибридная силовая установка — это то, что делает нашу разработку воздушным судном, аналогов которому нет не только в России, но и за рубежом. Одной из особенностей разработанного беспилотника является его высокая энергоэффективность. Она достигается за счёт отсутствия пилота, энергоэффективных аэродинамической схемы и гибридной силовой установки. Мощный генератор обеспечивает автономную энергетику работы всех систем, — рассказал руководитель проекта, профессор кафедры самолёто- и вертолётостроения НГТУ-НЭТИ Илья Зверков.

Конструкция крыла и фюзеляжа предусматривает возможность монтажа различных систем распрыскивания или сева. Волнистый профиль обшивки крыла — ещё одна уникальная техническая характеристика «Сармы». Это разработка Института теоретической и прикладной механики СО РАН, которая позволяет увеличить безопасность полёта на малых скоростях.

— Особенно приятно, что вуз самостоятельно создаёт модели БПЛА с принципиально новыми для отрасли характеристиками. Мы надеемся, что в ближайшее время увидим эту машину в воздухе. И она покажет себя на все 100 процентов, — подчеркнул министр науки и инновационной политики Новосибирской области Вадим Васильев.

Конструкция и характеристики «Сармы» позволяют использовать её и в режиме пилотируемого полёта, поэтому было принято решение сначала провести испытания с пилотом на борту и получить сертификат лётной годности в соответствии с жёсткими правилами, применяемыми к пилотируемым воздушным судам. Так разработчики хотят снизить возможные риски. После подтверждения заявленных характеристик и возможной корректировки конструкции прейдут к следующему этапу — передаче управления самолётом на систему автопилота.

Проректор по научной работе и инновациям НГТУ-НЭТИ Артур Отто пообещал, что через пару месяцев машину можно будет увидеть в небе. А там уже не за горами и запуск в серийное производство, и начало массового использования этого аппарата.

Стимулом для развития беспилотной авиации должно стать и то, что сейчас в Новосибирской области создаётся Научно-производственный центр БАС, который будет заниматься конструированием, испытанием и сертификацией средних и тяжёлых беспилотников, разработкой приборов и мониторингом за полётами.

КОММЕНТАРИЙ

Ирина МАНУЙЛОВА, вице-губернатор НСО:
— В реализации нацпроекта «Беспилотные авиационные системы» Новосибирской области отводится роль одного из российских центров компетенций. Регион будет использовать свой потенциал в конструировании средних и тяжёлых БПЛА, испытании, сертификации, создании приборов и мониторинге за полётами.
Василий АКИМОВ | Фото пресс-службы НГТУ-НЭТИ
back

Материалы по теме:

27.06.24 Остров открытий

В Новосибирске завершился проектно-образовательный интенсив «Остров». Его самым зрелищным мероприятием стали соревнования по искусству управления беспилотниками

13.05.24 Если завтра в полёт

Федеральная образовательная программа по управлению беспилотниками стартует с 1 сентября 2024 года в школах и колледжах Новосибирской области

22.03.24 Центр БАС

Вопрос создания в Новосибирской области научного центра беспилотных авиасистем рассмотрели депутаты заксобрания НСО

22.01.24 Команда «на взлёт»

В Новосибирской области будет работать региональная программа по развитию беспилотных авиасистем

14.08.23 Чудеса на виражах

Сразу несколько спортивных рекордов было установлено на соревнованиях беспилотников на «Архипелаге»

11.08.23 Тяжёлый профиль

«Архипелаг» помог Новосибирской области определиться с будущей специализацией по беспилотникам

09.08.23 Полёт успешный

От беспилотной авиации до этического кодекса биотехнологов: подведены итоги «Архипелага» в Новосибирской области

up