Если завтра в полёт
Федеральная образовательная программа по управлению беспилотниками стартует с 1 сентября 2024 года в школах и колледжах Новосибирской области
Возможности людей с ограниченными возможностями здоровья зачастую оказываются практически безграничными.
По проекту в учебных заведениях оборудуют специализированные классы, малые и основные полётные зоны, а также ремонтные станции и зоны 3D-печати.
— Программа по обучению пилотов БПЛА уже два года реализуется в Новосибирском авиационном техническом колледже имени Б. С. Галущака. А с нового учебного года удваиваем набор по этой специальности. Готовим базу для обучения управлению БПЛА в Тогучине, Татарске и Колывани для сельского хозяйства и лесной отрасли, — отметила министр образования НСО Мария Жафярова.
По её словам, регион планирует получить право на федеральное финансирование подготовки специалистов по беспилотным авиационным системам, в настоящее время это делается за счёт региональных средств. Полная готовность программы должна быть обеспечена к 1 сентября, когда учащиеся начнут следующий учебный год. Для этого запустить их планируется уже с июля.
Минпросвещения России и Росавиация сейчас прорабатывают вопрос, кто будет готовить школьников управлению дронами и по какой программе будет вестись преподавание курса. По словам разработчиков, она должна быть интересной и понятной детям, поэтому основная задача — сделать так, чтобы она не получилась скучной.
Отметим, что в школьную программу для 10–11-х классов по начальной военной подготовке уже включили обучение основам применения беспилотников. В рамках модуля «Основы технической подготовки и связи» школьники получают представление о способах боевого использования дронов и ведения разведки местности с помощью них. Кроме того, учащиеся должны знать «алгоритм противодействия БПЛА противника» и «выполнять практические действия по управлению БПЛА».
Всероссийский турнир «Гонки дронов для людей с особенностями здоровья» планируют провести в Новосибирске до конца этого года.
В вопросах обучения пилотов БПЛА в учреждениях образования Новосибирская область в числе лидеров в стране. И у неё есть все шансы занять лидирующие позиции в деле обучения этой перспективной профессии и детей с особенностями развития, то есть имеющих ту или иную инвалидность. Первые свои достижения в навыках управления дронами ребята продемонстрировали на прошедшем в Новосибирске региональном чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс».
— Главная сложность в том, что за простой с виду аббревиатурой ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) — огромный спектр разновидностей болезней и их особенностей. Впрочем, в ходе длительных занятий и регулярных повторений даже у детей с аутизмом появляется прогресс. И когда видишь такое, то появляется ощущение настоящей радости, — сказала депутат Законодательного собрания региона Елена Спасских.
Несмотря на то что управление дронами — для этих соревнований дисциплина относительно новая, ребятам удалось показать неплохие результаты. Результаты целенаправленной работы дают первые плоды, уверен главный эксперт в компетенции «Оператор беспилотного летательного аппарата», руководитель общественной организации Андрей Андреев.
— На протяжении пяти лет мы искали ответ на вопрос, каким способом можно обучать детей с расстройствами ментального спектра, особенно с расстройствами аутистического спектра (РАС). Летом 2023 года обратили внимание на попытки обучения детей с РАС в Китае с помощью виртуальной реальности. Выяснилось, что эта методика существенно повышает качество обучения детей с таким диагнозом. После чего летом 2023 года гонки дронов были официально признаны видом спорта, а в Новосибирске прошли первые соревнования. Дело в том, что управление беспилотным летательным аппаратом относится к информационным технологиям, как и виртуальная реальность. Мы решили объединить эти две истории в одну и начать обучение детей с ОВЗ и инвалидностью управлять БПЛА. На наше удивление, предложение нашло быстрый отклик. Уже через месяц получили необходимое оборудование, помещение и приступили к занятиям, — вспоминает Андрей Андреев.
БПЛА применяются для решения самого широкого спектра гражданских и военных задач (мониторинг, съёмка и картографирование местности в научных или иных целях, доставка почты и других грузов, оказание помощи в чрезвычайных ситуациях) в разных секторах экономики (сельском хозяйстве, строительстве, энергетике).
Сегодня занятия по управлению дронами посещают 12 особенных детей. Их могло быть и больше, однако размеры помещения для обучения не позволяют разместить дополнительное оборудование. Поэтому некоторым желающим приходится отказывать.
— Есть устойчивое мнение, что детей с особенностями здоровья ментального спектра невозможно ничему научить. Судя по всему, именно с ним столкнулось наше предложение включить обучение наших подопечных в проект «Сопровождение через всю жизнь». Ответ был короток — нецелесообразно, — рассказал Андрей Андреев.
Ещё одна трудность — отсутствие методики занятий и тренировок. Но и здесь новосибирцы не опустили руки: планируют к осени 2024 года самостоятельно её разработать и найти специалистов, которые смогут дать на неё рецензию. Хватает, конечно же, и других проблем. Это и дефицит с ремонтной базой, и нехватка специалистов, и растущие цены на запчасти для дронов, и многое другое.
Невзирая на все проблемы, энтузиасты из Новосибирска отказываться от своих планов не намерены. А заключаются они в том, чтобы каждый ребёнок с ОВЗ, желающий освоить управление БПЛА, имел такую возможность. Ведь это не только позитивно сказывается на его развитии, но и позволит в будущем приобрести востребованную профессию. Спрос на операторов дронов растёт с каждым годом. И эти планы уже поддержали ряд образовательных учреждений, среди которых Новосибирский профессионально-педагогический колледж, Вознесенская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и лицей №22 «Надежда Сибири».
— Будем и дальше добиваться включения нашего проекта в различные государственные программы, — сказал Андрей Андреев. — А ещё до конца этого года планируем провести всероссийский турнир «Гонки дронов для людей с особенностями здоровья». И открыть сеть клубов для занятий адаптивными гонками дронов.
Масштабное внедрение обучения школьников управлению дронами поможет в реализации этих планов, уверен эксперт. Главное, чтобы ни одна категория детей не выпала из поля зрения по каким-либо объективным или субъективным причинам. Ведь практика уже не раз показывала, что возможности людей с ограниченными возможностями здоровья, зачастую оказываются практически безграничными.
Андрей ТРАВНИКОВ, губернатор Новосибирской области:
— Ещё в нашем детстве фактически в каждом доме технического творчества были авиамодельные кружки, и свободно летающие радиоуправляемые модели — это, по сути дела, вчерашние беспилотники. Сегодня некоторые беспилотные авиационные системы по тем же принципам используются в практической деятельности.
Материалы по теме:
В новосибирском Академпарке разработали комплекс по обнаружению и подавлению беспилотников
В Новосибирске завершился проектно-образовательный интенсив «Остров». Его самым зрелищным мероприятием стали соревнования по искусству управления беспилотниками
Уникальный беспилотный летательный аппарат с грузоподъёмностью около 100 кг и дальностью полёта до 1 200 км создали учёные из Новосибирска
Вопрос создания в Новосибирской области научного центра беспилотных авиасистем рассмотрели депутаты заксобрания НСО
В Новосибирской области будет работать региональная программа по развитию беспилотных авиасистем
Сразу несколько спортивных рекордов было установлено на соревнованиях беспилотников на «Архипелаге»
«Архипелаг» помог Новосибирской области определиться с будущей специализацией по беспилотникам
От беспилотной авиации до этического кодекса биотехнологов: подведены итоги «Архипелага» в Новосибирской области