Тяжёлый профиль
«Архипелаг» помог Новосибирской области определиться с будущей специализацией по беспилотникам
Такие мероприятия, как «Архипелаг», способствуют всё большей увлечённости молодёжи авиацией будущего.
На целых десять дней Новосибирск превратился в столицу беспилотной авиации России. Нет сомнения в том, что сфера беспилотных летательных аппаратов — широчайшая, и развивать её надо сразу во многих направлениях. Каждому региону для этого потребуется собственная специализация. И для Новосибирской области такую специализацию определить удалось. Как отметил председатель индустриального совета Центра НТИ по направлению «Технологии моделирования и разработки новых функциональных материалов с заданными свойствами» на базе НГУ Антон Рязанцев, это будет создание средних и тяжёлых беспилотников грузоподъёмностью до одной тонны. «Мы будем использовать наш потенциал в конструировании, испытании, сертификации, создании приборов и нагрузок для наблюдения за поверхностью», — указал губернатор региона Андрей Травников.
Исторически сложилось, что на фоне соседних регионов Новосибирская область выделяется своими важными логистическими центрами, кроме того, занимает лидирующие позиции по строительству и сельскому хозяйству. А в области высоких промышленных технологий её самые сильные компетенции, имеющие отношение к авиации, — сертификация, испытания, уникальные испытательные стенды, разработка узлов и агрегатов, фюзеляжей и конструктивно-силовых схем, силовая электроника. Инженеров и пилотов для авиационной сферы тоже готовят здесь. И всем этим опытом Новосибирская область готова поделиться с другими регионами для общей цели — развития беспилотных авиасистем.
Между тем только в 2024 году, как отметил первый вице-премьер российского Правительства Андрей Белоусов, Россия должна произвести порядка 18 тысяч крупных и средних беспилотников — таковы целевые показатели нацпроекта по развитию беспилотной авиации в России. Другие направления нацпроекта касаются создания гарантированного спроса на российские беспилотники, обеспечения безопасности полётов — как в плане подготовки нормативной базы, так и создания нужной инфраструктуры. Пятое направление связано с созданием перспективных заделов — уже сейчас пора задуматься о том, какими беспилотники будут через 5–10 лет.
— Сегодня любой человек, увидев беспилотник, прежде всего напугается. А мы должны построить на БПЛА бизнес, заняться их популяризацией, объяснить людям, как беспилотники будут применяться в гражданской жизни. Сделать это без нынешних школьников и студентов невозможно. Практика показывает, что ни одна отрасль не сможет существовать, оставаясь дотационной хотя бы два-три года. В сфере беспилотия мы сможем побеждать, только если будем экономически эффективны, — отмечает гендиректор компании «Транспорт будущего» Юрий Козаренко.
Из того, что Новосибирская область готова предоставить отечественному беспилотию уже сейчас, есть лётно-испытательный комплекс в Бердске и опытные конструкторские работы «Партизан» по тяжёлым беспилотным аппаратам. В 2024 году планируется открытие производственного комплекса и выпуск серийных «Партизанов». Сейчас центр БАС укомплектован специалистами образовательных и научных организаций — СО РАН, СибНИА, инженерными и техническими кадрами, ведётся внедрение оборонных технологий в беспилотную авиацию. Центр ориентирован на сотрудничество и кооперацию с другими организациями и регионами в этой отрасли.
Материалы по теме:
Вопрос создания в Новосибирской области научного центра беспилотных авиасистем рассмотрели депутаты заксобрания НСО
В Новосибирской области будет работать региональная программа по развитию беспилотных авиасистем
Сразу несколько спортивных рекордов было установлено на соревнованиях беспилотников на «Архипелаге»
От беспилотной авиации до этического кодекса биотехнологов: подведены итоги «Архипелага» в Новосибирской области