13.03.23

Учимся дальше

Министр образования Новосибирской области Сергей ФЕДОРЧУК — о том, к чему стремится настоящий педагог, кто получит профессию без аттестата и как написать историю родного края.

СЕРГЕЙ ФЕДОРЧУК
Родился в 1974 году в селе Толмачёво Новосибирского района Новосибирской области. Имеет два высших образования: в 1996 году окончил НГПУ по специальности «История и педагогика» (учитель истории, методист по воспитательной работе), в 2007 году — НГПУ по специальности «Менеджмент организации» (менеджер). Работал учителем в новосибирских школах, почти 10 лет — в городском информационном центре «Эгида», в последнее время — директором, с 2013 по 2015 год — заместителем главы администрации Ленинского района Новосибирска. В апреле 2015 года назначен заместителем министра образования Новосибирской области, а в ноябре 2018-го —министром.

— Сергей Владимирович, школы повсеместно строятся, но потребность в них всё ещё высока. Когда удастся перевести всех школьников в одну смену?

— Сложно прогнозировать, проблема второй смены стоит в основном в Новосибирске и его окрестностях. За последние несколько лет мы построили 23 школы, в этом году должны ввести ещё 14 — это существенно снизит потребность в образовательных учреждениях. Губернатор Андрей Александрович Травников не раз говорил о том, что мы будем эту работу продолжать и дальше. Есть полное взаимопонимание по этому вопросу и с Законодательным собранием — всё это совместные решения. Сегодня мы строим школы там, где действительно есть острая потребность в этом. На мой взгляд, необходимо стремиться не перевести обучение в одну смену, а создать условия для того, чтобы каждый ребёнок мог реализовать себя. И сегодня для этого делается всё. На это работает и большая федеральная программа по реконструкции и капитальному ремонту зданий школ, только в этом году будет открыто после ремонта 14 объектов, и ещё 29 — в последующие два года, а всего в предварительную заявку мы подавали более 90 школ. Вместе с капитальным ремонтом школы проходят перезагрузку во многих смыслах, в них открываются точки роста, творческие площадки, механизмы самоуправления.

— По школьному питанию столько было копий сломано. Какие главные выводы сделаны на этот счёт?

— Количество обращений родителей заметно сократилось. Мы привлекли к этой работе родителей — через Областное родительское собрание, Союз отцов, Союз матерей. С помощью такого родительского контроля удалось снять остроту проблемы. Обращения, конечно, есть, где-то они подтверждаются, где-то — нет. Ведём эту работу постоянно, все учащиеся начальной школы и льготные категории детей у нас обеспечены горячим питанием.

Действительно ли уровень нагрузки нынешних школьников выше, чем это было во времена их родителей — 20–30 лет назад?

— Увеличилась не нагрузка, которая регламентируется нормативными документами, а объёмы информации, но это вопрос не к школе, а к обществу, к миру. Мы живём в информационную эпоху. Школа должна научить ребёнка работать с потоками информации, разбираться в них, защищаться от некоторых из них, вырабатывать защитные механизмы против манипуляции сознанием. Возможно, сегодняшние дети менее самостоятельны, период их взросления растянут по времени, и мы слишком окружили их различной заботой. Кроме того, современные дети отдыхают не с книгой, а с гаджетом, а это дополнительная информационная нагрузка.

— Успех обучения зависит от учителя, его способности увлекать предметом или дело в современных технологиях?

— По своему педагогическому опыту могу сказать, что любой ребёнок хочет прежде всего внимания к себе, даже если он ведёт себя деструктивно. Поэтому главное в учительской профессии — это любовь к детям. И это никакой не пафос, настоящий педагог всегда стремится дать ребёнку максимум заботы и человечного отношения, внимания. А современные технологии — это слагаемые успеха.

— Колледжи и техникумы в последние годы стали популярнее, чем прежде. С чем это связано?

— Причин много. Сегодня мы наблюдаем большой спрос на специалистов технического профиля, и я думаю, он будет только расти. Помню время, когда говорили, что профессия сварщика никому не нужна, а сегодня мы выпускаем почти 800 человек по этой специальности, и все они трудоустраиваются. Мне кажется, популярность колледжей можно рассматривать в двух аспектах: во-первых, вырос запрос от экономики, поэтому сегодня ребята, получившие специализацию среднего профессионального уровня, востребованы, их ждут на предприятиях; второй момент — благодаря национальному проекту и поддержке губернатора в нашей области серьёзно переоснащены многие колледжи, мастерские и лаборатории, обучение проходит в самых современных условиях. И мотивация есть — после обучения ты становишься специалистом, устраиваешься на работу, получаешь зарплату, а это неплохие деньги сегодня, или можешь учиться дальше, если хочешь получать высшее образование.

— Сайт «Библиотека сибирского краеведения» создавался по вашей инициативе ещё в бытность директором городского информационного центра образования «Эгида». Его популярность растёт?

— Я уже 10 лет там не работаю, хотя, конечно, слежу за ним — это мой любимый дружественный ресурс. В своё время мы действительно сделали прорыв — собрали на этом ресурсе практически всю информацию по истории Новосибирска, Новосибирской области и Сибири, и он до сих пор не потерял своей актуальности, постоянно пополняется. Люди пользуются этой информацией. У меня же сегодня есть другой портал — проект «Народная летопись Новосибирской области», который мы развиваем вместе с нашим известным писателем Николаем Александровичем Александровым. Реализуем проект без бюджетных денег и книги издаём в основном на средства бизнеса. А интернет-версия живёт своей жизнью, есть группа редакторов, которые на общественных началах редактируют тексты. Это краеведческий ресурс, где читатель может не только узнать историю своего родного города, села, посёлка, деревни или Новосибирской области в целом, но и сам стать творцом истории своего края.

— Министр образования продолжает учиться? И чему он учится?

— Работа чиновника вообще и министра образования в частности интересна тем, что открывается огромное количество возможностей — ты узнаёшь много интересных людей, профессионалов своего дела, с которыми можно реализовывать большие проекты. На днях у меня был человек, который предложил возродить студенческие конструкторские бюро, причём в варианте сотрудничества со школами. Я продолжаю самообразование, каждый день нахожу время на чтение, обычно это уже после полуночи. Читаю историческую, художественную литературу. Есть три важных момента, которым я стараюсь следовать всю жизнь: учиться понимать других, учиться разбираться в себе, чтобы понимать других, и продолжать развиваться, занимаясь самообразованием. Мы же учимся друг у друга. Чем больше хороших людей ты встретишь, тем лучше.

АКЦЕНТЫ

О «Разговорах о важном»
— Раз в неделю в школах проводятся «Разговоры о главном». Мы стараемся, чтобы в каждую из федеральных тем учителя добавили и то, что в этот момент происходило в Новосибирской области. Скажем, есть блок, посвящённый блокаде Ленинграда, мы добавляем в него тему «Ленинградцы в Новосибирске». Ни для кого не секрет, что Новосибирск сыграл огромную роль в Победе, это вклад тыла — город выпускал самолёты, боеприпасы, оборудование. Если приводить яркий пример, в прошлом году мы отмечали юбилей Сибирской добровольческой дивизии, чей героический путь в годы Великой Отечественной войны вписан в историю неувядаемой славой.

О профориентации в школах
— Современные возможности преподавания предмета технологии позволяют познакомить ребёнка в течение несколько лет с разными профессиями. Благодаря проекту «Билет в будущее» ежегодно до 50 тысяч детей знакомятся с современными профессиями, посещая вузы, колледжи и предприятия. Мы возрождаем систему УПК — это центры политехнического обучения школьников, до конца года их будет уже три. Разработали проект «Профессия без аттестата» — ребята, которые не сдали ОГЭ, чтобы не терять год, могут получить профессию, продолжая учиться в школе.

О молодёжной политике
— Ежегодного мы проводим социологические исследования, молодёжь в целом поддерживает государство, хотя есть, конечно, разные мнения. Нужно работать, разговаривать, убеждать. Это задача не только министерства образования, колледжей и вузов, но и родителей, если мы хотим сохранить страну и развивать её. Молодёжная политика заключается и в том, чтобы поддерживать инициативы, и мы выдаём гранты под проекты молодёжи. Скажем, группа молодых людей создаёт пространство на 100–200 человек и реализует свои идеи, стараясь сделать досуг интересным. И мы должны помочь им в этом. Иначе они пойдут в какие-то другие, уже закрытые, пространства.
Марина ШАБАНОВА | Фото Валерия ПАНОВА
back

Материалы по теме:

21.04.23 Тепло, вода и газовые трубы

Министр ЖКХ и энергетики Новосибирской области Денис АРХИПОВ — о том, что общего у мусоросортировочных комплексов и торговых центров, и «зелёной» энергетике

06.04.23 Наш ответ критикам

Министр транспорта и дорожного хозяйства региона Анатолий КОСТЫЛЕВСКИЙ — о новом транспорте, дорогах в сельских районах и перспективах открытия четвёртого моста в Новосибирске

31.03.23 Без резких движений

Министр финансов и налоговой политики области Виталий ГОЛУБЕНКО — о том, как формируется региональный бюджет, опасен ли его дефицит и что делать с ГЧП-проектами

03.03.23 «Нужно всегда быть начеку»

Министр цифрового развития и связи НСО Сергей ЦУКАРЬ — о противостоянии кибератакам, перспективах развития «Госуслуг» и пользе робота Николая

22.02.23 Строить во все времена

Министр строительства Новосибирской области Алексей КОЛМАКОВ — о проблемах дольщиков, кадровом вопросе и пользе государственной экспертизы

17.02.23 Время новых решений

Министр экономического развития НСО Лев РЕШЕТНИКОВ — о ситуации с инвестициями, ГЧП-проектах и повышении туристической привлекательности региона

13.02.23 Случайных побед не бывает

Зампред правительства — министр сельского хозяйства НСО Евгений ЛЕЩЕНКО — о том, как работает поддержка аграриев, куда уходит наше молоко и какие рекорды установлены в отрасли

08.02.23 Партнёрство для будущего

Министр науки и инновационной политики Новосибирской области Вадим ВАСИЛЬЕВ — о важнейших проектах региона, необходимости связки науки и бизнеса и темах «Технопрома-2023»

up