«Нужно всегда быть начеку»
Министр цифрового развития и связи НСО Сергей ЦУКАРЬ — о противостоянии кибератакам, перспективах развития «Госуслуг» и пользе робота Николая.
Родился в 1990 году в Новосибирске. В 2012 году с отличием окончил Сибирский институт управления — филиал РАНХиГС по специализации «Информационные технологии в сфере государственного и муниципального управления». С 2012 по 2018 год работал на различных должностях в областном департаменте информатизации и развития телекоммуникационных технологий. В 2018–2019 годах в должности замруководителя департамента отвечал за реализацию проектов по построению электронного правительства и отраслевую информатизацию в НСО. С августа 2021 года — и. о. министра, в октябре 2021-го назначен министром цифрового развития и связи региона.
— Сергей Сергеевич, разговор о цифровом развитии, наверное, логично начать с цифр. Известно, что бюджет вашего министерства довольно скромен в сравнении со многими другими. Тем не менее — что это за деньги и куда они расходуются?
— Наше финансирование на 2023 год составляет порядка трёх миллиардов рублей. Существенная часть этой суммы — 60–70 процентов — идёт на поддержание работы огромной инфраструктуры: информационных систем, телекоммуникационного и серверного оборудования, содержание оптоволоконных сетей, которыми связаны все райцентры, сельсоветы, больницы (это около семи тысяч километров), продление техподдержек и так далее. Остальные средства — на развитие. В этом году будет создан региональный Центр мониторинга кибербезопасности SOC (Security Operation Center), который позволит в круглосуточном режиме мониторить все атаки на наши защищённые сети.
— Существующий Центр защиты информации в прошлом году довольно успешно справлялся с кибератаками на наши органы власти. Зачем создавать новый центр, какого типа угрозы ему предстоит предотвращать?
— SOC — это более высокий уровень защиты, там даже будет предусмотрена такая функция, как компьютерная криминалистика, когда любая попытка проникновения расследуется буквально, как преступление, — от и до.
Что касается типов кибератак и мотивации хакеров, то можно выделить две основные группы. Первые — корыстные: похитить или зашифровать какие-то данные с целью последующей продажи или требования денег за дешифровку. Последнее, кстати, весьма сложный и изощрённый вид киберугроз, поэтому и противостоять им нужно на соответствующем уровне. А большая часть атак проводится с целью не только временно парализовать работу различных сайтов или сервисов, но и показать слабость, уязвимость власти. Хотя и с бытовой точки зрения крайне неудобно для людей, когда, например, парализована работа медицинских учреждений. У нас, повторюсь, таких серьёзных «прорывов» не было, атаки успешно отражались, но киберпреступники не стоят на месте, и нам всегда нужно быть начеку.
— Недавно вы приводили статистику, что только за счёт 40 процентов новосибирских водителей, подключивших получение штрафных квитанций в электронном виде, удалось сэкономить для бюджета десятки миллионов рублей. А есть ещё какие-то конкретные примеры выгоды от цифровизации?
— Электронные сервисы экономят наш главный ресурс — время. Мы посчитали, что в прошлом году жители области запросили 42 миллиона различных документов, благодаря чему каждый человек сэкономил порядка 40 часов. Вот и посчитайте сами, что вы можете сделать, произвести за полную рабочую неделю и сколько денег заработать.
В рамках межведомственного электронного взаимодействия органы власти области сэкономили одной только бумаги, на производство которой потребовалось бы спилить пять гектаров леса — это половина площади Центрального парка в Новосибирске.
Наконец, сервис «Господдержка АПК», работающий с 2018 года. У нас около 400 крупных сельхозпредприятий, почти две тысячи фермерских хозяйств, находящихся в разной удалённости от Новосибирска. И практически невозможно посчитать, сколько времени, бензина, запасных частей сэкономлено, когда пропала необходимость постоянно возить бумажки в министерство. Направлений цифровизации немало, и по каждому из них идёт реальная экономия как денежных, так и человеческих ресурсов.
— Со стороны кажется, что в «Госуслугах» сейчас практически всё. Каковы дальнейшие перспективы их развития?
— На самом деле немалые. Те же водители как частный пример: у нас стоит задача довести количество получающих уведомления о штрафах до 70–80 процентов. Это удобно и самим людям, и для бюджета экономия — заказное бумажное письмо обходится областной казне в 70 рублей, а электронное уведомление — в 7 раз дешевле.
Сегодня у нас все 90 социально значимых услуг переведены в электронный вид, но только 37 не требуют посещения ведомств. По остальным всё-таки один-два раза куда-то нужно сходить: получить справку или уже забрать конечный результат услуги — удостоверение, сертификат и так далее. И далеко не все услуги проактивны: человек имеет право на какую-то льготу, но получать её сможет только после подачи заявления. Поэтому задача министерства по этому направлению на 2023–2024 годы — постоянно увеличивать количество полностью удалённых и проактивных госуслуг.
— Сергей Сергеевич, прошлый год ознаменовался рядом федеральных и областных мер поддержки IT-сектора. Можно ли уже оценить какой-то эффект от них?
— Некоторые федеральные меры, такие как грантовая поддержка или льготное кредитование, пока не очень «пошли» как у нас в области, так и по России в целом. К примеру, из трёх тысяч наших IT-компаний и предприятий заявки на гранты подали всего около 30. Наша основная задача на этот год — понять, почему это происходит, есть ли какие-то механизмы на региональном уровне, которые способны исправить ситуацию. Также мы собираемся серьёзно «прокачать» работу с нашей ассоциацией IT-предпринимателей: найти реальных лидеров общественного мнения по направлениям, создать рабочие группы. Чтобы мы реально понимали: какие запросы у разработчиков игр или программного обеспечения, что беспокоит работников телекоммуникационных компаний. Возможно, нам нужно будет немного увеличить региональное софинансирование, чтобы и федеральные меры поддержки работали эффективнее.
Что же касается только региона, то мы больше вложились в образовательный сегмент и будем эту работу продолжать. Есть вариант увеличения мест в базовом колледже информатики и вычислительной техники, также большое внимание мы уделим новым подходам к образовательным программам с привлечением IT-компаний. Ну и наверняка вскоре выйдем с предложением к правительству и депутатам заксобрания о продолжении и совершенствовании мер поддержки преподавателей колледжей и школьных учителей информатики.
О цифровизации села
— Главная наша задача до 2025 года — полностью обеспечить сотовой связью и мобильным интернетом все населённые пункты, где проживают от 100 до 500 человек. Если в 2022 году вышки сотовой связи появились в 36 сёлах и деревнях, то в 2023-м их будет уже 74. Есть и отдельное направление одной из программ, по которой мы можем подключать жителей совсем маленьких поселений — менее 100 человек — к проводному интернету. Крупным компаниям этот сегмент рынка неинтересен, но есть несколько небольших региональных телеком-операторов, работающих в данном направлении. И министерство по мере возможностей им помогает.
О единой горячей линии
— В Новосибирской области скоро появится единый номер горячих линий различных министерств и других госучреждений, по которому жители смогут получать информацию по широчайшему кругу вопросов или оставлять свои жалобы на работу различных госструктур. Сервис востребованный: у нас в регионе более 50 таких горячих линий, и в прошлом году к их услугам люди прибегали порядка 600 тысяч раз. Главная задача, которую решит единый кол-центр, — повышение качества обслуживания, которое нередко ограничено рабочим расписанием специалистов, отвечающих за связь с населением.
О роботе Николае
— Во-первых, он постоянно повышает свои компетенции — скажем, сейчас в ночное время, когда операторов меньше, три звонка (запроса) из десяти Николай может обработать сам. Во-вторых, он приносит и вполне конкретную бюджетную экономию. По нашим подсчётам, робот заменяет порядка 70 живых операторов кол-центров. Если сложить среднюю по новосибирскому рынку зарплату этих специалистов, то сумма составит около 30 миллионов рублей в год. Так что робот Николай — это не только удобно, но и выгодно!
Материалы по теме:
Министр ЖКХ и энергетики Новосибирской области Денис АРХИПОВ — о том, что общего у мусоросортировочных комплексов и торговых центров, и «зелёной» энергетике
Министр транспорта и дорожного хозяйства региона Анатолий КОСТЫЛЕВСКИЙ — о новом транспорте, дорогах в сельских районах и перспективах открытия четвёртого моста в Новосибирске
Министр финансов и налоговой политики области Виталий ГОЛУБЕНКО — о том, как формируется региональный бюджет, опасен ли его дефицит и что делать с ГЧП-проектами
Министр образования Новосибирской области Сергей ФЕДОРЧУК — о том, к чему стремится настоящий педагог, кто получит профессию без аттестата и как написать историю родного края
Министр строительства Новосибирской области Алексей КОЛМАКОВ — о проблемах дольщиков, кадровом вопросе и пользе государственной экспертизы
Министр экономического развития НСО Лев РЕШЕТНИКОВ — о ситуации с инвестициями, ГЧП-проектах и повышении туристической привлекательности региона
Зампред правительства — министр сельского хозяйства НСО Евгений ЛЕЩЕНКО — о том, как работает поддержка аграриев, куда уходит наше молоко и какие рекорды установлены в отрасли
Министр науки и инновационной политики Новосибирской области Вадим ВАСИЛЬЕВ — о важнейших проектах региона, необходимости связки науки и бизнеса и темах «Технопрома-2023»