Тепло, вода и газовые трубы
Министр ЖКХ и энергетики Новосибирской области Денис АРХИПОВ — о том, что общего у мусоросортировочных комплексов и торговых центров, и «зелёной» энергетике.
Родился в 1976 году в селе Убинское. В 1998 году окончил НГАСУ по специальности «Теплогазоснабжение и вентиляция». До 2003 года работал на инженерных должностях в сфере теплоснабжения Новосибирска, затем перешёл в органы исполнительной власти. С 2016 года — заместитель министра, а с сентября 2018 года — министр ЖКХ и энергетики Новосибирской области.
— Денис Николаевич, сфера ответственности вашего министерства — одна из самых критикуемых. Как вы воспринимаете критику, звучащую в адрес минЖКХ?
— Я делю критику на две части. Достаточно болезненной является критика со стороны профессионалов, а они есть и среди депутатов заксобрания. Но она звучит нечасто. В этих ситуациях я стараюсь выйти на диалог, чтобы разобраться в причинах критики. А по большей части критика от людей звучит на эмоциональном уровне, и я отношусь к этому с пониманием — с ЖКХ ведь люди сталкиваются каждый день, и они имеют право высказывать недовольство, не владея всей информацией о глубинных процессах.
— В заксобрании министерство всегда сильно критикуют, особенно когда речь заходит о концессиях. Почему всё же максимально приемлемым для строительства мусороперарабатывающих комплексов был выбран именно такой механизм?
— Есть стратегия развития ЖКХ, которая подразумевает концессии как один из инструментов развития этой системы. Есть указ Президента РФ 2017 года, по сути предполагающий разгосударствление экономики — государству нужно как можно меньше участвовать в экономических отношениях. Конечно, если речь идёт о естественных монополиях, оборонке или соцзащите, там без государства обойтись нельзя. А из отраслей, где возможна конкуренция, куда можно привлечь частные инвестиции, президентский указ подразумевает уход государства.
Но мы подходим к этому вопросу комплексно. У нас никому не придёт в голову строить за счёт бюджета торговые центры. Вот и объекты мусоропереработки с точки зрения законодательства — такие же коммерческие объекты. Ключевое их отличие от ТЦ — государство регулирует цены на этих объектах, а их услугами пользуются все без исключения. При этом привлечение бюджетных средств для строительства этих комплексов также вполне реально — и мы это делаем там, где частный инвестор в них экономически не заинтересован, иначе ему придётся раздувать тариф. В Карасуке мы построили такой объект за счёт бюджета, достраиваем в этом году в Северном.
— Какие основные цели минЖКХ ставит на 2023 год?
— По разным направлениям — свои. Столетиями люди решали вопрос с отходами просто — куда-то увозили и где-то вываливали. Теперь же нам за три-четыре года надо создать централизованную и экологически безопасную систему обращения с отходами — внедрить технологии, которые будут выделять из отходов все полезные фракции, чтобы снова пускать их в оборот, а бесполезные «хвосты» очищать до такого уровня, чтобы они стали чище, чем водоёмы, куда они попадают. Для этого мы заходим в концессионные соглашения с бизнесом по строительству двух площадок под Новосибирском и четырёх межрайонных комплексов по области.
Долгие десятилетия питьевой водой, соответствовавшей всем требованиям СанПиНов, была только вода в Новосибирске и агломерации. Теперь мы набрали хороший темп и ежегодно проводим чистую воду в два-три райцентра. Две недели назад я был в Ордынке, где сейчас завершён объект по очистке воды, до конца года поставлена задача ввести такой же в Коченёво, а к концу 2024 года — в Татарске.
Мы должны колоссально увеличить темпы газификации — если за предыдущие 20 лет к газу в области подключили 150 тысяч абонентов, то ещё 60 тысяч надо подключить за три года. По совместной программе с «Газпромом» мы теперь заходим, например, в Карасук, куда газ раньше никогда не проводили из-за отсутствия там крупной промышленности. Предпроектные работы ведутся в Сузуне и Тогучине.
В 2022 году программа капремонта МКД оказалась крайне несбалансированной: доходная часть Фонда модернизации ЖКХ составила 2,6 миллиарда рублей, а обязательства по программе — 7 миллиардов. Пришлось принять тариф выше уровня инфляции и добавлять средства из регионального бюджета, в чём заксобрание нас поддержало. Программу удалось сбалансировать. До конца этого года мы планируем полностью расселить жилой фонд, признанный аварийным до 1 января 2017 года. По динамике видно, что у нас сильно сокращается срок между признанием дома аварийным и его расселением: в 2024 году мы уже будем выполнять программу по домам, включённым в список аварийных к началу 2022 года.
У нас есть большие проекты с Фондом развития территорий — за счёт средств федерального бюджета мы выходим на объекты, равных которым по сложности не строилось с советских времён. В частности, выполнили проект и сейчас проводим конкурс по выбору подрядчика для строительства газовой котельной для всей южной части Бердска, которая заменит угольную котельную, — это будет самая крупная котельная, построенная в области за 30 лет. И это далеко не все направления нашей работы.
— Один из трендов последнего десятилетия — активное обсуждение перехода к альтернативным источникам энергии, к «зелёной» энергетике. Есть ли перспективы у такой энергетики в нашем регионе?
— На мой взгляд, альтернативная энергетика развивается только там, где для неё есть экономические предпосылки. Переход на неё должен быть выгоднее, чем использование традиционных видов энергии. У нас они относительно дешёвые: уголь из соседнего Кузбасса, нефть и газ — с Ямала, цена на них ниже, чем на Востоке или в Европе, поэтому и стимулов для поисков новых источников энергии нет.
С другой стороны, рано или поздно альтернативная энергетика перестанет быть дороже для нас, чем традиционная, и к этому мы должны готовиться, развивая технологии при поддержке государства. Сейчас я знаю один подобный экономически выгодный проект — использование солнечной энергии в горных посёлках Республики Алтай, удалённых от сетевой инфраструктуры. Мы же по нашей программе энергосбережения планируем до конца года выполнить и запустить проект по тепловому насосу для одного из бюджетных учреждений Татарска. Предпосылки для экономической целесообразности там есть: под землёй находится геотермальный источник с очень высокой температурой — это хорошее стартовое условие, чтобы обеспечить здание теплом без привлечения традиционных ресурсов. По такому же принципу теплового насоса, кстати, работает одна из школ в Новосибирске — и показывает свою эффективность. Ну а что касается ветровой или солнечной энергии — тут у нас другие стартовые условия.
Об «Экологии-Новосибирск»
— Вместе с первым региональным оператором мы прошли сложный путь — отрабатывали систему начисления платежей, взаимодействия с абонентами, контроля за потоками отходов. Главный вывод из первого опыта нашей работы с регоператором — в основе всего должна находиться объективная информация о логистических потоках, об объёмах и тоннаже перевозок — в этом залог экономического успеха оператора. «Экология-Новосибирск» изменила сложившуюся систему и принесла много полезного. Новый регоператор зайдёт уже не на пустое место. Особенно это касается сельской территории, где теперь отработаны маршруты вывоза отходов. «Экология» начинала с нуля, люди шли в неё работать, не имея опыта, — теперь он у них есть, и наша задача — не растерять этих людей. Часть уже работает в МУП «САХ», которое до конкурса выполняет обязанности регоператора.
О голосовании по объектам благоустройства
— Программа благоустройства — самая позитивная, которая реализуется нашим министерством: её результаты видны сразу. Появляются уникальные объекты, такие как парк у нового ЛДС, который раскрыл Новосибирск по-новому, я всем рекомендую там побывать. Поэтому здесь нам очень важна обратная связь от жителей. Для нас это задание, что делать дальше. Список объектов для голосования формируется муниципалитетом по результатам взаимодействия с общественным советом. В этом году у нас 10 участников: в одних городах выбирают виды работ, в других — название объекта, а в третьих — территории для благоустройства. По всем победителям будут предоставлены финансовые ресурсы, и работы выполнят до конца 2024 года. А проекты, которые не наберут большинства голосов, будут либо благоустраиваться за счёт местных бюджетов, либо заявляться на следующее голосование. Если же интерес к ним будет минимальным, их отложат на неопределённый срок. Призываем всех активнее участвовать в голосовании, которое проходит на сайте 54.gorodsreda.ru.
Материалы по теме:
Министр транспорта и дорожного хозяйства региона Анатолий КОСТЫЛЕВСКИЙ — о новом транспорте, дорогах в сельских районах и перспективах открытия четвёртого моста в Новосибирске
Министр финансов и налоговой политики области Виталий ГОЛУБЕНКО — о том, как формируется региональный бюджет, опасен ли его дефицит и что делать с ГЧП-проектами
Министр образования Новосибирской области Сергей ФЕДОРЧУК — о том, к чему стремится настоящий педагог, кто получит профессию без аттестата и как написать историю родного края
Министр цифрового развития и связи НСО Сергей ЦУКАРЬ — о противостоянии кибератакам, перспективах развития «Госуслуг» и пользе робота Николая
Министр строительства Новосибирской области Алексей КОЛМАКОВ — о проблемах дольщиков, кадровом вопросе и пользе государственной экспертизы
Министр экономического развития НСО Лев РЕШЕТНИКОВ — о ситуации с инвестициями, ГЧП-проектах и повышении туристической привлекательности региона
Зампред правительства — министр сельского хозяйства НСО Евгений ЛЕЩЕНКО — о том, как работает поддержка аграриев, куда уходит наше молоко и какие рекорды установлены в отрасли
Министр науки и инновационной политики Новосибирской области Вадим ВАСИЛЬЕВ — о важнейших проектах региона, необходимости связки науки и бизнеса и темах «Технопрома-2023»