Без резких движений
Министр финансов и налоговой политики области Виталий ГОЛУБЕНКО — о том, как формируется региональный бюджет, опасен ли его дефицит и что делать с ГЧП-проектами.
Родился 3 ноября 1973 года в Новосибирске. Закончил c отличием СибГУТИ, квалификация «инженер-экономист». С 1997 года работал на руководящих должностях в финансовых подразделениях правительства области. 28 октября 2011 года назначен министром финансов и налоговой политики области. В октябре 2014 года утверждён в должности заместителя председателя правительства области — министра финансов и налоговой политики. В 2022 году возглавляемое им министерство получило почётную грамоту федерального Минфина за эффективное проведение бюджетной политики.
— Виталий Юрьевич, расскажите, как рождается главный для региона закон об областном бюджете.
— Наверное, это самый часто задаваемый и достаточно сложный вопрос. На него хочется ответить доступно и в то же время передать всю гамму бюджета такой, как её знаешь повседневно: чтобы она почувствовалась живой, а не состоящей только лишь из одних цифр. Закон о бюджете — это главный финансовый документ, который прежде всего отражает возможности реализации социальных и экономических задач, закреплённых за региональным уровнем власти федеральным законодательством. Масштабы этих задач таковы, что их решение достигается лишь объединением ресурсов и усилий всего общества, для бизнеса или отдельных граждан решение таких задач несвойственно либо в принципе непосильно. Достаточно только упомянуть детские сады, школы, больницы, массовый спорт, социальную помощь пожилым людям, людям, попавшим в силу разных причин в трудную жизненную ситуацию, поддержку семей с детьми — и масштаб, о котором я говорю, становится очень даже понятен. А есть ещё сеть автодорог, ЖКХ, МФЦ и «Госуслуги», противопожарная охрана, охрана лесов и животного мира. А есть поддержка рынка труда и временно безработных граждан, поддержка АПК, субъектов инновационной и инвестиционной деятельности, субъектов малого и среднего предпринимательства… Всё это финансирует бюджет, и источником денежных ресурсов являются в первую очередь налоги наших граждан и нашего бизнеса. И даже когда мы говорим о финансовой подпитке из вышестоящего бюджета — это тоже налоги, только уплаченные в федеральный бюджет, а не в региональный.
На чём акцентируется любой государственный финансовый орган при управлении бюджетом? Да на всём! Прежде всего — на оценках макроэкономической обстановки в стране и в регионе, которые дают понимание развития событий, устойчивости налоговой отдачи. Бюджет Новосибирской области на три четверти обеспечивается налогами и сборами, уплачиваемыми бизнесом и гражданами, поэтому понимание экономических процессов является крайне важным для нас. В поле зрения финансистов также всегда находятся задачи, которые ставятся на федеральном уровне. Есть важные моменты, связанные с соблюдением контрольных параметров безопасности по дефициту и государственному долгу. Немаловажными являются оценки событий наших профильных министерств и ведомств, которые отвечают за те или иные отрасли, информация от депутатов, которые работают на округах. Вот всё это множество обстоятельств формирует информационную среду, исходя из которой строится версия возможного бюджетного поведения.
— Как вы оцениваете работу с депутатским корпусом при прохождении законопроекта о бюджете через заксобрание?
— В конце октября, когда мы вносим законопроект в заксобрание, мы переходим в другую стадию его жизненного цикла — это путь через три чтения. Он должен пройти экспертизу Контрольно-счётной палаты, публичные слушания, рассмотрение профильных комитетов, три сессии. В середине декабря бюджет должен быть принят, потому что за несколько предновогодних дней финансистам необходимо успеть до конца года довести бюджетные лимиты всем нашим бюджетополучателям, чтобы они в январе без задержек могли начать работу. При обсуждении в заксобрании конструкции бюджета очень помогает то, что в течение года всегда идёт диалог. В ходе обсуждения с депутатами возможностей бюджета, его приоритетов, достигается понимание, почему всё так, а не иначе. Важные бюджетные решения принимаются при совместных обсуждениях. Очевидно, что запросов всегда больше, чем бюджетных возможностей. Поэтому наш рабочий инструмент — лист ожидания, включающий список отложенных задач, — всегда находится в поле зрения. В дополнение — программа наказов избирателей, она тоже является важным инструментом, основанным на запросах людей, с которыми депутаты встречаются на округах. И, конечно, общаясь с людьми, подчас непросто дать точную оценку финансовым, управленческим и временным затратам и усилиям, необходимым для решения волнующих их проблем. А эти проблемы вполне реальны, поэтому порой трудно сказать «нет», хочется побороться... Но, на мой взгляд, наше новосибирское сообщество, с одной стороны, очень эмоциональное, импульсивное, критически настроенное, однако с другой — мудрое и восприимчивое к честной информации, основанной на здравом смысле.
— В этом году дефицит бюджета заметно вырос и достиг 45 миллиардов рублей. На первый взгляд, цифра впечатляющая. А на самом деле?
— Самое важное в дефиците — это понимать, из каких источников он складывается. Если обобщённо, сейчас основных источников покрытия дефицита три. Первый — это остатки собственных средств, которые перешли из года предыдущего. Они формируются за счёт двух причин — это перевыполнение доходов и недоосвоение расходных лимитов. То есть это те же деньги бюджета, но оставшиеся с прошлого года и дающие возможность для дополнительных расходов в новом году. В бюджете 2023 года переходящие остатки бюджета 2022 года стали основным источником покрытия дефицита: 22,9 миллиарда из 45. Второй источник — это федеральные бюджетные кредиты, целевое финансирование под конкретные задачи с низким процентом и очень длительным сроком возврата. Для дополнительного инфраструктурного развития в 2021 году президентом страны было принято решение о переназначении ранее выданных регионам федеральных бюджетных кредитов, регионы получили возможность не возвращать ресурсы в федеральный бюджет, а вкладывать их в инфраструктурные проекты. Сроки же возврата федеральных кредитов увеличены до 2030 года, что комфортно. И третий источник — рыночные заимствования — кредиты банков и выпуск ценных бумаг. Это наиболее рисковый источник, который нужно использовать очень ответственно.
О проектах ГЧП
— Исхожу из того, что 2020–2022 годы — это период существенных потрясений и в стройке, и в финансовом секторе. Потрясения в финансовом секторе всегда тормозят инвестиционную активность. В такие периоды нельзя делать резких движений. Есть финансовое обязательство бюджета — это соглашение, заключённое с частным партнёром, которое не может пересматриваться публичным партнёром в одностороннем порядке. Пока обоюдные решения стороны соглашения не приняли, бюджет должен обеспечивать выполнение этого финансового обязательства. Думаю, 2023 год внесёт необходимую ясность. Считаю, что важнее завершить объекты ГЧП, чем бросить в промежуточном состоянии. Очень сложно завести нового подрядчика на «чужой» недострой. Перед тем как принимать решение о разрушении уже действующих моделей ГЧП, необходимо оценить, сколько уйдёт на это времени, с какими последствиями, как долго придётся искать нового подрядчика… Необходимо «следить за дыханием», всё равно всё встанет на свои места.
О ближайших планах
— У нас заложен в бюджет прирост доходов 105,5 процента к прошлому году. Но по поступлениям пока мы его не видим. Отчасти это связано с введением нового механизма уплаты налогов — переводом всех налогоплательщиков на единый налоговый счёт, чья информационная система ещё дорабатывается. Федеральным законодательством установлены единые сроки для исчисления и уплаты налогов — 25-е и 28-е число соответственно. Считается, что для налогоплательщиков это удобно, но для бюджетов — пока не очень. Ждём доработку этой информационной системы, чтобы появилась возможность делать прогнозы доходов исходя из начисления налогов. Для нашего региона это очень важно — у нас три четверти бюджета обеспечивается собственными доходами. Надеюсь, что первые их корректировки будут возможны к маю-июню.
Если говорить о корректировке расходов бюджета, то нам необходимо урегулировать финансовые обязательства, перешедшие с 2022 года из-за проблем у поставщиков и подрядчиков по госзаказу. Второе: в апреле Росстатом будут опубликованы данные о средней заработной плате по региону, к которой привязана зарплата значительной части работников бюджетной сферы. Третье: определить решение о необходимости доиндексации материальных затрат и социальных выплат. Пока наши корректировки бюджета в первом полугодии будут иметь контринфляционный сценарий.
Материалы по теме:
Министр ЖКХ и энергетики Новосибирской области Денис АРХИПОВ — о том, что общего у мусоросортировочных комплексов и торговых центров, и «зелёной» энергетике
Министр транспорта и дорожного хозяйства региона Анатолий КОСТЫЛЕВСКИЙ — о новом транспорте, дорогах в сельских районах и перспективах открытия четвёртого моста в Новосибирске
Министр образования Новосибирской области Сергей ФЕДОРЧУК — о том, к чему стремится настоящий педагог, кто получит профессию без аттестата и как написать историю родного края
Министр цифрового развития и связи НСО Сергей ЦУКАРЬ — о противостоянии кибератакам, перспективах развития «Госуслуг» и пользе робота Николая
Министр строительства Новосибирской области Алексей КОЛМАКОВ — о проблемах дольщиков, кадровом вопросе и пользе государственной экспертизы
Министр экономического развития НСО Лев РЕШЕТНИКОВ — о ситуации с инвестициями, ГЧП-проектах и повышении туристической привлекательности региона
Зампред правительства — министр сельского хозяйства НСО Евгений ЛЕЩЕНКО — о том, как работает поддержка аграриев, куда уходит наше молоко и какие рекорды установлены в отрасли
Министр науки и инновационной политики Новосибирской области Вадим ВАСИЛЬЕВ — о важнейших проектах региона, необходимости связки науки и бизнеса и темах «Технопрома-2023»