Вода — живая или мёртвая?
Миллионные штрафы или новая программа развития водно-зелёного каркаса — что поможет рекам Новосибирска стать чище и привлекательнее?
На заседании комиссии заксобрания по экологии.
Новосибирск — город, богатый на реки. Конечно, не так, как Петербург, но, кроме Оби и Ини, через город протекают ещё как минимум шесть речек: две Ельцовки и одна Нижняя Ельцовка, Каменка, Плющиха, Тула. Одни прорезают левобережье, другие текут по правому берегу, одни несут свои воды в Обь под чистым небом на всём протяжении, а жизнь других на значительных участках закрыта в подземные коллекторы — в любом случае, без всех их природа мегаполиса была бы гораздо беднее. Однако городская жизнь малых рек тяжела — по сути все они превращены в стоки самых разных отходов, а состояние их варьируется по официальной классификации от «загрязнённого» до «очень грязного». А ведь каких-то десять лет назад казалось, что реки удалось спасти: в городе провели масштабную расчистку их русел и укрепили берега. Уровень загрязнения сразу понизился. Почему же всё вернулось на круги своя?
Так выглядят берега Тулы в районе улицы Сибиряков-Гвардейцев.
Ответ на этот вопрос искала комиссия заксобрания по экологии, собравшаяся на заседание 7 октября. Впрочем, тут как раз искать особо нечего — всё перед глазами: несанкционированные свалки на берегах, хозяйственно-бытовые сбросы непосредственно в воду, дождевые стоки. Застройка городских территорий, не учитывающая водосборную площадь водоёмов, тоже не прибавляет речкам «здоровья». Председатель комитета охраны окружающей среды мэрии Новосибирска Мария Сидорова напомнила о заморах рыбы в Туле, после которых пришлось создавать рабочую группу для выявления всех бесхозных коллекторов на этой реке. Один из них, в районе «тёщиного языка», сейчас забетонирован — чтобы определить состав вещества, которое поступало оттуда в реку, пришлось обращаться к учёным Института органической химии.
Министр природных ресурсов и экологии Новосибирской области Андрей Даниленко грустно констатирует: в плане заботы о городских реках Новосибирску может дать фору даже его ближайший сосед Омск. По мнению министра, беда города в отсутствии не только очистных сооружений, но и в целом разумного градостроительного использования прибрежных участков.
— Кроме короткого участка набережной, город не повёрнут лицом к водным объектам, все они — задворки. Берега Тулы, 1-й Ельцовки после расчистки могли бы стать зоной отдыха в пределах комплексной застройки микрорайонов, но последующее строительство этого так и не учло. 1-ю Ельцовку мы расчистили до Ипподромской, а затем при строительстве на Танковой произошло сползание грунта прямо в русло реки, — отмечает Андрей Даниленко.
Занимающиеся «хозяйственной и иной деятельностью» давно не обращают внимания на подобные щиты.
Возможно, городская политика по отношению к рекам изменится: по крайней мере, 1 сентября была утверждена рабочая группа по разработке и созданию водно-зелёного каркаса Новосибирска, к которой привлекли специалистов из всех вузов и научных сообществ города, а также архитекторов. Станут ли в итоге малые реки и озёра мегаполиса, войдя в этот каркас, более защищёнными — судить пока сложно. По крайней мере, сейчас для отдельных застройщиков устроить стройплощадку в водоохранной зоне не проблема, на что обратили внимание депутаты Александр Барсуков и Сергей Конько. Ну а с коммунальными причинами загрязнений рек всё ещё тяжелее. Например, сейчас через очистные сооружения городской канализации проходит только 0,4% всех стоков — остальное полным набором таблицы Менделеева попадает в Обь, Иню и другие реки. В планах городских властей — создание восьми новых мощных очистных сооружений в разных концах города, но и они, как рассказал замдиректора МУП «Модернизация и развитие транспортной инфраструктуры» Алексей Галкин, при затратах в 6 миллиардов рублей (которых, кстати, всё равно нет), очистят только 10–12% стоков. Повезло только улицам Немировича-Данченко, Блюхера, Ватутина и проспекту Маркса — поскольку стоки с этих артерий левобережья примет комплекс очистных сооружений строящегося ЛДС, к его монтажу строители приступят через месяц.
Красивые осенние фото на таком берегу явно не получатся.
А разбирать эти авгиевы конюшни потом приходится волонтёрам на субботниках. Представители администраций Ленинского и Кировского районов в один голос говорят: да, проблемы с отвалами есть, работа по установлению источников загрязнения ведётся… «Можем мы как-то сделать, чтобы люди выкидывали отходы не в реку, а куда следует? Например, ограничить доступ в те места, где обычно вываливают мусор, установить там веб-камеры?» — прямо спросил депутат Денис Субботин. Представители городских властей признаются: всё так и делается, нарушители обычно известны, с них берут штрафы, но от дальнейших нарушений это никого не останавливает.
Депутат Александр Барсуков порекомендовал составить реестр всех источников загрязнения малых рек Новосибирской области — ведь в районах водоёмы испытывают все те же «прелести жизни», что и в мегаполисе. Создавать системы водоотведения депутат советует на налоговые поступления в бюджет. А председатель комиссии Владимир Лаптев предложил подготовить обращение к министру экологии РФ по поводу несанкционированных сбросов отходов в водные объекты и рассмотреть его на ближайшей сессии.
— На региональном уровне надо ужесточать законодательную базу, поднимать планку ответственности за административные правонарушения в сфере экологии, а в первую очередь — повышать штрафные санкции. Только страх заставит людей перестать сливать в реки отходы и устраивать мусорные отвалы там, где нельзя. Штраф реально поднять и до миллиона рублей, чтобы люди знали, что наказание будет серьёзным, — заключил Владимир Лаптев.
Материалы по теме:
До конца 2024 года Новосибирская область лишится двух крупных свалок: что сделано за год до наступления часа икс?
В правительстве области учли замечания депутатов заксобрания при подготовке концессионных соглашений на строительство мусорных полигонов
Депутаты согласились: «мусорным» концессиям быть, и призвали новосибирский бизнес смелее «взяться за хорошее дело»
Кто теперь будет строить полигоны для коммунальных отходов и не повлечёт ли расторжение «мусорной» концессии неприятные для региона последствия?
Правительство региона объявит шесть конкурсов на строительство новых мусоросортировочных комплексов на левом и правом берегу Оби
Региональный оператор по вывозу ТКО в Новосибирской области недоплатил перевозчику за его работу более миллиарда рублей за прошлый год
Нелегальные свалки — беда многих сельских районов Новосибирской области. Кто и как должен с ними бороться?
Почему от регоператора ушли главные перевозчики мусора и куда пойдёт дальше мусорная реформа?
Перестанут ли выбрасывать на свалки просроченную еду и во сколько обойдётся мусорная реформа в Новосибирской области?
Депутат Вадим АГЕЕНКО о том, чем грозят Новосибирску нынешние условия «мусорной» концессии и чем выгодны государственно-частные партнёрства
Более 300 тысяч жителей Новосибирской области имеют право на компенсацию оплаты за вывоз мусора
Обсуждение перечня объектов для заключения концессионных соглашений вылилось в бурную дискуссию по наболевшей у многих депутатов «мусорной» теме
Будут ли жители частного сектора платить за вывоз мусора больше, чем жители многоэтажек, и кто в регионе займётся утилизацией батареек?
Зачем нужны отдельные контейнеры для ламп и кто обязан наводить чистоту на контейнерных площадках? Разъясняет депутат заксобрания Вадим АГЕЕНКО
Почти месяц мусор в Новосибирской области вывозят по-новому: какие проблемы выявились за это время?