Равные перед бедой
Почему бывшим наркозависимым так трудно оставаться «чистыми» и как государство помогает реабилитационным центрам?
Алексей Пронькин считает, что открытие в центре собственной пекарни — отличная трудотерапия.
Официальная статистика утверждает: в 2021 году в России зарегистрировано 459 000 людей, живущих с наркотической зависимостью. Но, по мнению специалистов, эти цифры всего лишь капля в море российского наркопотребления. «По факту большое количество наркозависимых просто не попадает в статистику, — говорит внештатный главный психиатр-нарколог минздрава НСО Равиль Теркулов. — В два-три раза больше человек обращаются в негосударственные реабилитационные центры, так как там можно сохранить анонимность». Понятное дело, что все не реабилитационные центры «одинаково полезны» — в сентябре прошлого года силовики накрыли в Заельцовском районе Новосибирска рехаб под названием «Национальный проект», где у людей отбирали документы и удерживали силой. Поэтому правительство НСО пытается поддерживать реабилитационные центры, работающие в поле человеческого права и гуманизма, оказывая им помощь в виде субсидий, грантов и компенсаций.
За внешними пасторалями центра скрывается спартанский образ жизни.
Десять лет назад в селе Михайловка Искитимского района был создан реабилитационный центр «Горизонт Надежды», работающий по традиционной схеме: программа «Двенадцать шагов», религия, труд, осознание. «Это, наверное, один из лучших центров, которые мне приходилось видеть на территории нашей области, — констатирует Равиль Теркулов. — Образец того, как должны содержаться больные, которые проходят этап социальной реабилитации». Центр получает за свои услуги социальную субсидию от правительства НСО и находится в реестре поставщиков социальных услуг.
— Ну а сами вы как думаете? — отвечает на вопрос журналиста «Была ли у вас наркотическая зависимость?» руководитель центра Алексей Пронькин. — Употреблял, конечно. У меня была героиновая зависимость. Помогли в подобном центре. Сейчас я в ремиссии и помогаю другим. В нашей среде это обычное явление, когда бывшие наркопотребители становятся равными консультантами и волонтёрами в подобных центрах.
График жизни в «Горизонте Надежды» максимально приближен к спартанскому — каждый час насельник что-то делает. Обливается, трудится, дежурит на кухне, проходит групповую психотерапию, молится, работает на огороде. Еда очень простая — макароны с кетчупом, пшённая каша, чай, хлеб с маслом, в пятницу сосиска, а в воскресенье плов. Ежедневная рутина одинаковых действий — как спасательный круг в водовороте постпохмельной жизни, которую трудно пережить в одиночку лёжа на кровати.
Здесь выращивают и овощи.
По словам Алексея Пронькина, за 10 лет работы трезвость здесь обрели более 700 человек, но не все, конечно, в этой трезвости остались. Люди срываются, уходят во время курса, никто их тут силком не держит: это личное дело каждого — выбирать жизнь или смерть.
— Благодаря дополнительному финансированию по итогам участия в конкурсных отборах нам удалось увеличить количество реабилитантов, расширить перечень предоставляемых услуг и обновить материально-техническую базу, — рассказывает Алексей. — В настоящее время курс проходят 70 человек.
Комната групповой психотерапии.
Психолог центра Анна Мякшева подтверждает слова Жанны и Антона: людям, поборовшим наркотическую зависимость, придётся жить с ней всю оставшуюся жизнь. И лишь поддержка «равных по беде» может удержать их на плаву и не дать сорваться.
Материалы по теме:
В Новосибирской области стало меньше алкоголиков, но больше психозов и отравлений
Тревожная тенденция: в последнее время растёт число женщин, которые начинают употреблять наркотики после 40 лет
Как понять, что ребёнок употребляет психоактивные вещества и на какие тревожные сигналы надо обратить внимание родителям?
Первый вдох может стать последним — почему незапрещённые психостимуляторы опасны не менее, чем наркотические вещества?
Почему реабилитационные центры для наркозависимых не торопятся получать лицензии на свою деятельность и продолжают работать нелегально?
Почему употреблять запрещённые вещества стали внешне благополучные люди и как в пандемию изменилась наркоторговля?