01.04.24

Побег от реальности

Как понять, что ребёнок употребляет психоактивные вещества и на какие тревожные сигналы надо обратить внимание родителям?

Важно не допустить, чтобы подросток в поиске укрытия от повседневного кошмара нашёл его в плену иллюзий и галлюцинаций. 

Не спит и смотрит

«Мой ребёнок ночью не спит. Он стоит у окна и смотрит в окно по три часа. Он перестал есть и снизил вес. Как вы считаете, возможно ли, что он употребляет наркотики?» — такой телефонный звонок поступил от взволнованного родителя главному детскому наркологу Новосибирской области Нине Кошляк. Эксперт министерства здравоохранения НСО считает показательной фразу «возможно ли…?», которая говорит об одном: родители не знают, на какие тревожные сигналы в поведении своего чада надо обращать внимание в первую очередь.

На физическом уровне тело сразу говорит об употреблении психоактивных веществ — надо только научиться считывать информацию. Если ваш подросток резко начал худеть, перестал заказывать любимый фастфуд, не спит за полночь, а утром не добудишься — начинайте бить тревогу. Эксперт советует внимательно смотреть в глаза: изменение размеров зрачков, их сужение или расширение — один из самых важных признаков, что дитё пробует что-то дурное.

— Родители начинают ребёнка водить по врачам в поисках соматических заболеваний, а ничего не выявляется, — рассказывает Нина Кошляк. — Иногда не замечают тревожных признаков. Зачастую они допоздна работают, а когда приходят домой — ребёнок уже спит. Или он ходит по дому в одежде с длинными рукавами, и родители не задаются вопросом «почему так?», не видят следов от инъекций. Поэтому я повторю: важно смотреть ребёнку в глаза, общаться с ним.

Наркотики, как известно, убивают в человеке все морально-этические принципы, высвобождая теневые качества и усиливая склонность к лживости и лицемерию, — наркозависимые охотно идут на ухищрённый обман, чтобы получить дозу. Если ребёнок начинает уходить от честных ответов и на вопрос «где был?» и сочиняет фантастические небылицы — это серьёзный повод задуматься. Нарушаются когнитивно-поведенческие нормы: снижается концентрация внимания и всех видов памяти, падает интеллектуальная продуктивность и успеваемость в школе — ребёнок может резко забросить любимый футбол, перестать сёрфить по информационным волнам или играть с товарищами в настолки. Ещё один повод бить во все колокола — изменение поведения: начал по вечерам куда-то уходить из дома, появились новые друзья из совершенно другой социальной среды, у вас пропадают деньги/карты, из школы позвонил классный руководитель и сказал, что он прогуливает занятия. Нарколог подчёркивает: все признаки взаимосвязаны и, скорее всего, будут проявляться вместе.

— Неотъемлемая часть подросткового возраста — познание себя, изменение представления о себе, о своих возможностях и роли, — говорит эксперт. — Кроме того, взросление сопровождается гормональной перестройкой, которая влияет на настроение и поведение ребёнка. Это период, в котором формируется аддиктивное, отклоняющееся поведение. Подростки, стремясь уйти от ставшей неудобной реальности, искусственным путём меняют своё психическое состояние. К аддиктивному поведению можно отнести и нарушение пищевого поведения, и химические зависимости, и компьютерную зависимость. Факторами, которые будут влиять на формирование такого поведения, могут быть дисгармоничная семья, неблагополучная ситуация в отношениях со сверстниками и нарушения в эмоциональной сфере. Хроническое соматическое заболевание тоже может стать причиной формирования зависимости.

Всё идёт из семьи

Статистка утверждает: наркотические вещества в основном принимает молодёжь, чей возраст переступил порог совершеннолетия, а вот подростки всё больше «сидят» на психоактивных веществах, которые стимулируют или угнетают центральную нервную систему. Такие «таблетки от реальности» тоже могут вызывать зависимость, но они не внесены в перечень наркотических средств. Поэтому у наркологов дилемма: врачи диагностируют у несовершеннолетних наркозависимость, но при этом вещества не попадают в запрещённый список. В него не входят газ из зажигалок, энергетические напитки, снюс, насвай, никотин и прочая гадость, которые являются широко распахнутыми дверями для будущих тяжёлых зависимостей.

— К сожалению, многие родители верят в мифы о «лёгких» и «тяжёлых» наркотиках, — продолжает Нина Кошляк. — Когда я на родительском собрании говорю с родителями о курении и наркотиках, есть родители, которые считают, что «в курении каннабиноидов ничего страшного нет», потому что это «лёгкий» наркотик. Когда у родителей такие мифы в голове, то что мы будем говорить о детях? Если родитель заметил, что ребёнок курит электронную сигарету или обычные сигареты, что у него есть пластинки снюса, что он «закидывает» насвай — всё это говорит о том, что у него уже проявляется аддиктивное поведение. И в этом случае необходимы консультация врача психиатра-нарколога и работа с медицинским психологом.

Нина Кошляк уверена: отношения «родитель — ребёнок» — это краеугольный камень всех зависимостей и тяжёлых жизненных сценариев, когда дисфункциональная семья подталкивает своё чадо к поиску средств, чтобы изменить отвратительную реальность. Жёсткий контроль, удушающая гиперопека, холодные родители, частые перепады их настроения и постоянные конфликты, обесценивание и психологическое насилие — подросток ищет укрытия от повседневного кошмара и находит его в плену иллюзий и галлюцинаций. А ещё лояльное отношение родителей к «лёгким» наркотикам (даже в разговоре!) может заставить ребёнка искать родительского одобрения через свою зависимость. Пути человеческой психики неисповедимы, и триггером может стать любая случайная фраза, которая упала в моменте на нужную почву.

Один из жёстких провокаторов будущих зависимостей — буллинг. Неважно, где ребёнок подвергается насилию — в школе, в интернете, в родном дворе или в собственной семье, где старшие братья/сёстры чувствуют себя главарями прайда. Буллинг — это всегда больно, и от него хочется спрятаться. А мы уже понимаем, что все страхи — в нашей голове, которую можно «отключить». В общем, товарищи родители, в нашем регионе очень плохая статистика по зависимостям и подростковым суицидам — будьте, пожалуйста, внимательнее к своим детям. И если вы заметили признаки употребления, то не тяните — мол, само разрешится, — а сразу обращайтесь в наркологический диспансер к специалисту детско-подросткового отделения. Кстати, на первый приём родитель может прийти один.

— Не каждый родитель может сразу замотивировать ребёнка пойти к врачу, — уточняет Нина Кошляк. — Мы поработаем с родителем, чтобы он смог замотивировать ребёнка, если тот категорически отказывается лечиться. Подскажем, как составить разговор, как убедить его прийти на приём к врачу. И главное: мы не ставим ребёнка сразу на учёт. Если у него отсутствуют признаки зависимости, то мы предлагаем консультативно-лечебную помощь. С ним работают врач и медицинский психолог, при необходимости назначаются медикаментозные препараты. Но при наличии зависимости от наркотического вещества либо от алкоголя мы предлагаем диспансерное наблюдение и лечение на добровольной основе.

Медики считают, что наркомания — это хроническое заболевание, которое можно сравнить с любым соматическим. Как и у любой другой болезни, у неё есть периоды ремиссии, которая может длиться десятилетиями, и фазы обострения. Врачи-наркологи сделают всё зависящие от них, чтобы молодой человек смог вернуться в социум — стойкую ремиссию они обещают через три года диспансерного наблюдения. А вот случится срыв или нет — это зависит только от условий, в которые ребёнок вернётся после лечения. Всё-таки бытие определяет наше сознание. Берегите своих детей!

ВНИМАНИЕ
8 (383) 351-07-24 телефон регистратуры детско-подросткового отделения наркологического диспансера в Новосибирске.
На что обратить внимание?
  • неадекватное поведение
  • заторможенность, снижение концентрации
  • чрезмерная скрытность
  • появление в речи специфического сленга
  • изменение привычек или одежды
  • психоэмоциональные качели
  • трата денег неизвестно на что
  • нарушения координации
Что делать при подозрении, что ребёнок употребляет запрещённые вещества?
  • Не впадайте в панику.
  • Не начинайте беседу, когда он под воздействием веществ.
  • Не кричите, не угрожайте, не пытайтесь его запереть на ключ, не отсылайте в другой город.
  • Поговорите с ним на равных.
  • Постарайтесь понять, что не в ваших силах всё изменить в одну секунду.
  • Купите экспресс-тест в аптеке. Если согласится, то примените.
  • Сохраняйте его доверие. Предложите помощь.
  • Обратитесь к специалистам.
Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Дарьи АРТАМОНОВОЙ
back

Материалы по теме:

02.05.24 Позволить — нельзя

Тревожная тенденция: в последнее время растёт число женщин, которые начинают употреблять наркотики после 40 лет

30.06.22 Дыхание смерти

Первый вдох может стать последним — почему незапрещённые психостимуляторы опасны не менее, чем наркотические вещества?

16.06.22 Лицензия на воскрешение

Почему реабилитационные центры для наркозависимых не торопятся получать лицензии на свою деятельность и продолжают работать нелегально?

09.03.22 Токсичный трафик

Почему употреблять запрещённые вещества стали внешне благополучные люди и как в пандемию изменилась наркоторговля?

28.07.21 Равные перед бедой

Почему бывшим наркозависимым так трудно оставаться «чистыми» и как государство помогает реабилитационным центрам?

02.03.21 В зоне риска

Люди каких профессий стали чаще становиться наркозависимыми?

up