02.05.24

Позволить — нельзя

Тревожная тенденция: в последнее время растёт число женщин, которые начинают употреблять наркотики после 40 лет

Эксперты федерального проекта «Трезвая Россия» в конце 2023 года обнародовали результаты своего исследования: в нашей стране почти 6 млн человек живут с наркотической зависимостью. Мужчины по-прежнему лидируют по объёму употребляемых наркотиков и алкоголя, но этот гендерный перевес стремительно сокращается: если в прошлом веке соотношение мужчин и женщин с аддикциями составляло 10:1, то сегодня уже 4:1. В нашем регионе количество зарегистрированных больных наркоманией остаётся относительно стабильным уже несколько лет и составляет примерно 4,1–4,2 тысячи человек, но мы должны понимать, что это официально зарегистрированная «верхушка айсберга». Специалисты Новосибирского областного наркодиспансера подтверждают: эти данные неточные — соотношение известных и скрытых случаев употребления наркотиков составляет 1:7.

— Тенденция такова, что меняется возрастная группа наркозависимых, — вводит в курс дела эксперт министерства здравоохранения НСО, заведующий организационно-методическим консультативным отделом областного наркологического диспансера, психиатр и нарколог Равиль Теркулов. — Сегодня это не только молодежь до 25 лет, которой, к счастью, среди потребляющих становится меньше. Появляются новые формы употребления, например, так называемая рекреационная форма — когда взрослые люди употребляют наркотическое средство или психоактивное вещество для расслабления. Если говорить в целом о когорте потребителей наркотиков, то не все из них маргиналы. Около 40 процентов оценивают себя как материально обеспеченных людей. 15 процентов считают, что могут позволить себе всё.

Специалисты областного наркодиспансера констатируют: в последнее время растёт число женщин, которые начинают употреблять наркотики после 40 лет. Женщина менее устойчива в психоэмоциональном плане, чем мужчина, да и по всем зависимостям она разгоняется со скоростью в три раза быстрее — так устроен её мозг. За четыре года мир окончательно утратил свои привычные конфигурации, общество переживает тотальные изменения, а когда к этому «коллективному неврозу» ещё прибавляются проблемы в семье и личные эмоциональные нарушения, то женщине становится совсем тяжко.

— К большому сожалению, у нас высокий показатель отравления наркотическими средствами среди людей среднего возраста, — говорит Равиль Теркулов. — К ним относятся и просто отравления, и отравления с летальным исходом. Средний возраст женщин, умерших от острого отравления, — 39 лет, мужчин — 42 года.

Мир не стоит на месте в поисках средств для создания иллюзий, которые на первых порах обещают отдых от окружающей реальности — в нарколабораториях ежегодно синтезируются примерно 30–40 новых наркотиков. Врачи не всегда могут найти в организме следы нового вещества, чтобы его идентифицировать и спрогнозировать последствия, и это замедляет процесс лечения и реабилитации. Но во всех случаях механизм формирования зависимости одинаковый: приём психоактивного вещества вызывает выплеск эндорфина — нейромедиатора, который часто называют «гормоном удовольствия». Ну а потом вырабатывается механизм зависимости, который превращает людей в наркопотребителей со всеми известными бедами и страшными последствиями.

— Ещё одна опасная тенденция, которая имеет распространение в мировом масштабе, — легализация каннабиса, — рассказывает нарколог. — Это тенденция, которая продвигается многими странами, и ей уже более 10 лет. Продвигается идея, что препараты каннабиса применяются в медицине как компонент лечения, например, тяжёлых неврологических нарушений. Но, во-первых, их эффективность ещё не доказана, а во-вторых, конопля и её препараты, как чётко и ясно написано в международной конвенции 1961 года, является наркотическим средством и запрещена к обороту. Нам следует помнить, что и наркотики, и водка обладают психоактивным действием, и употребление их имеет социальные и медицинские последствия. Употребление каннабиса мы, наркологи, называем «воротами к большой наркомании».

Равиль Теркулов, как и многие его коллеги-наркологи, считает наркозависимость тяжёлым, хроническим и прогрессирующем заболеванием, которое вылечить очень трудно. Но, по его словам, это понимают не все пациенты и даже не все медицинские работники — многие считают, что любой наркозависимый может проявить волю и бросить. Кстати, сегодня существует определённая субкультура из серии «я — гедонист», когда зависимые люди убеждают окружающих и себя, что «несколько раз в месяц — ничего страшного, а только расслабляет, можно себе позволить». Нельзя себе позволить наркотик без последствий — эта аксиома должна быть вшита в культурный код.

— Есть безвозвратные потери, — говорит врач. — Всегда нашим больным говорю: «Отрезали ногу тебе, ампутировали, нога не вырастет хоть через пять, хоть через десять лет. Согласен?». Он говорит: «Да, согласен». — «Но жить без ноги можно?» — «Можно». — «А как?». И мы начинаем думать, как адаптироваться: протез поставить, коляску купить, работу сменить и так далее. Но человек живёт. Так же и здесь: употребление алкоголя или наркотиков — это уже безвозвратные потери здоровья.

ВНИМАНИЕ
Сегодня в Новосибирске работает порядка 8–10 групп, в которые могут обратиться страдающие от наркозависимости люди по программе «12 шагов». Подробности по телефону областного наркодиспансера: 8 (383) 207-96-60.
Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Дарьи КОСТИЦЫНОЙ
back

Материалы по теме:

01.04.24 Побег от реальности

Как понять, что ребёнок употребляет психоактивные вещества и на какие тревожные сигналы надо обратить внимание родителям?

30.06.22 Дыхание смерти

Первый вдох может стать последним — почему незапрещённые психостимуляторы опасны не менее, чем наркотические вещества?

16.06.22 Лицензия на воскрешение

Почему реабилитационные центры для наркозависимых не торопятся получать лицензии на свою деятельность и продолжают работать нелегально?

09.03.22 Токсичный трафик

Почему употреблять запрещённые вещества стали внешне благополучные люди и как в пандемию изменилась наркоторговля?

28.07.21 Равные перед бедой

Почему бывшим наркозависимым так трудно оставаться «чистыми» и как государство помогает реабилитационным центрам?

02.03.21 В зоне риска

Люди каких профессий стали чаще становиться наркозависимыми?

up