Небесные всадники
Каменный тигролев, костяная птица, костюмы небесных духов: новосибирские археологи рассказали о самых интересных находках сезона.
Ведущий научный сотрудник отдела этнографии ИАЭТ СО РАН, доктор исторических наук Аркадий Бауло демонстрирует жертвенное покрывало.
Сейчас, когда в Новосибирскую область пришла зима и почти все экспедиционные отряды Института археологии и этнографии СО РАН уже вернулись из полей (а работали они на гигантских пространствах от Черногории до Кореи и от Ямала до Памира), руководство института приступило к подведению итогов очередного полевого сезона. Самыми интересными из них археологи оперативно поделились с журналистами.
Денисова пещера — уникальный памятник природы в горах Алтая во многом перевернул наши представления о древнейших предках современных людей и продолжает каждый год подбрасывать учёным всё новые и новые сюрпризы. Не стал исключением и 2019 год, когда новосибирские археологи сосредоточили внимание на южной галерее пещеры.
И в результате существенно обогатили и без того большую коллекцию древнейших орудий и украшений из кости. Фрагмент костяного шила из ребра крупного зверя, подвески из зубов сибирского козла, лисицы, лошади и даже скорлупы когда-то водившегося в Центральной Азии страуса, костяная пластина с орнаментом в виде насечек — эти и другие находки сейчас заняли достойное место в ряду остальных. Но самым любопытным артефактом оказалась фигурка из бивня мамонта, обнаруженная в 11-м слое южной галереи, который относится к начальной стадии верхнего палеолита.
Денисовский «тигролев» пролежал в пещере самое меньшее 300 веков.
— Судя по стилистике, это изображение крупной кошки — скорее всего, пещерного льва или тигрольва, — рассказывает заведующий отделом археологии каменного века, доктор исторических наук член-корреспондент РАН Михаил Шуньков. — Фигурка, голова которой не сохранилась, совсем миниатюрная: 42 миллиметра в длину, 8,5 в ширину и 11 в толщину. Точный возраст её пока не установлен, но стратиграфический контекст показывает, что фигурке от 45 до 50 тысяч лет, а если она и моложе, то в любом случае ей не меньше 30 тысяч лет. И это — самое древнее скульптурное изображение на территории всей Северной и Центральной Азии.
На бока животного нанесён орнамент в виде насечек, а сам зверь изображён или в беге, или при подготовке к прыжку — живот подтянут, конечности отодвинуты назад. На правом боку видны следы красной охры — видимо, древний художник хотел показать рану животного.
Пещерных львов во времена палеолита изображали часто — такие артефакты находили в пещерах Германии и на известной сибирской стоянке Мальта (изделиям из Мальты 21—23 тысячи лет, и до находки в Денисовой пещере они считались самыми старыми в Сибири). Этот зверь был самым крупным хищником, обитавшим на Алтае в ту эпоху, поэтому и древние люди относились к нему по-особому. Однако кто выступил «скульптором» в данном случае — денисовский человек или гомо сапиенс, который тогда уже существовал и, возможно, как-то контактировал с коренными жителями Денисовской пещеры, — пока остаётся неясным.
По сравнению с эпохой, к которой относится один из самых известных археологических памятников Новосибирской области Тартас, времена денисовцев — уже глубочайшая древность. В этом году специалисты ИАЭТ СО РАН исследовали на Тартасе погребальные комплексы раннего неолита возраста 9 тысяч лет, а также комплексы андроновской культуры, относящиеся к эпохе ранней бронзы. Здесь самой примечательной находкой стало захоронение мастеров, занимавшихся изготовлением керамики. Такие захоронения встречаются реже, чем, например, могилы литейщиков.
— Мы нашли захоронение женщины с инвентарём для нанесения орнамента на сосуды и с самой керамикой, причём один из сосудов был орнаментирован тем же самым штампом, который присутствовал в захоронении, — рассказал заведующий отделом археологии палеометалла доктор исторических наук академик РАН Вячеслав Молодин.
Костяная птица, найденная в займище Тая.
Ещё один комплекс времён раннего неолита (7-6 тысячелетия до н. э.) учёные нашли на берегу займища Тая. Среди черепков обнаружилась уникальная фигура птицы длиной 40 сантиметров, выполненная из лопатки лося или гигантского оленя. А под ней оказалась скульптура, изображающая голову лося с креплением, — видимо, она служила навершием для посоха или крепилась к лыжам или лодкам.
В этой же кучке предметов обнаружились четыре кости лебедя — остатки этих птиц тоже часто находят в святилищах, а на самом дне — набор из очень мелких косточек, похожий на ожерелье. Всё это нашли в верхней части небольшого рва, который огораживал святилище, в других местах рва оказались черепа собак, кости других животных и каменные орудия.
На Тартасе и в Денисовой пещере археологам можно спокойно работать десятилетиями. Многим археологическим памятникам «везёт» куда меньше: их надо найти и изучить самое большее за пару лет, пока их не погубила строительная техника. Отряды ИАЭТ, занимающиеся спасательной археологией, в этом году только в Хакасии обнаружили более 30 объектов археологии, которым грозит опасность уничтожения. Сейчас разрабатываются мероприятия по повышению их сохранности.
В 2019 году, по словам члена-корреспондента РАН (с ноября 2019 года), директора Института археологии и этнографии СО РАН доктора исторических наук Андрея Кривошапкина, в полях работали 50 экспедиционных отрядов института, из которых 20 — в рамках госзадания или научных проектов, 14 занимались спасением археологического культурного наследия, а 16 вели этнографические исследования. Численность отрядов — от 3–5 до 70–90 человек.
А в центре внимания отдела спасательных археологических работ был Спасский собор в Куйбышеве. Точнее, то, что от него осталось, поскольку в 1930-х годах собор был снесён до фундамента. К 300-летнему юбилею Куйбышева — бывшего Каинска, которое будет отмечаться в 2022 году, — решено восстановить собор, поэтому археологи и занялись изучением остатков старого собора. В ходе работ было найдено больше 230 погребений: собор строился на месте деревянной церкви, которую в свою очередь возводили рядом с кладбищем. После изучения обнаруженных человеческих останков их планируется поместить в специально построенную скрипту, которая, по словам заведующего отделом спасательных археологических работ Константина Павленка, станет и религиозным сооружением, и символом благодарности основателям города от нынешних куйбышевцев.
В этом году пополнились не только археологические коллекции института — этнографы тоже возвращаются из поездок не с пустыми руками. Ведущий научный сотрудник отдела этнографии, доктор исторических наук Аркадий Бауло каждый год выезжает на север Западной Сибири для изучения религиозных обрядов хантов и манси, посещая разные святилища — как действующие, так и давно заброшенные.
— Ханты и манси почитают множество богов, которым поклоняются, чтобы в охоте, рыбалке и других делах им сопутствовала удача, — рассказывает учёный. — Святилища они располагают далеко от своих жилищ. Всё, что осталось в заброшенных святилищах и домах, — наше. По традиции, если в доме умирают все жившие в нём люди и святилище остаётся ничьим, вещи оттуда свозятся в лес на чистое место лесным духам, но теперь их, как правило, отдают нам — это следствие нашей 30-летней дружбы с коренными народами Приобья.
Среди новинок этнографической коллекции 2019 года — халат, сшитый в середине XIX века специально для духа-покровителя. Для духов же в карманы таких халатов клали деньги — монеты или купюры, так что попутно в ИАЭТ собирается коллекция чуть ли не всей русской нумизматики начиная от Петра I. А теперь в карманах жертвенных халатов можно встретить и доллары.
Игрушечная лошадка русских стала для хантов магическим предметом.
Ряд находок имеет отношение к культу Небесного всадника, главного духа-покровителя хантов и манси, которые, кстати, никогда сами верхом не ездили. Среди таких находок — жертвенные покрывала, которые накидывали на спину коня, приносимого в жертву: считалось, что они станут седлом для Небесного всадника. Покрывало украшено изображениями этого духа, но посторонние не должны были их видеть, поэтому с лицевой стороны эти изображения зашивались.
Ещё одна интересная находка — игрушечная лошадка из папье-маше конца XIX века. Она тоже играла важную роль в обрядах. Когда человек заболевал настолько, что не мог встать с кровати, шаман часто говорил, что спасёт его только принесение в жертву лошади. Но больной человек не может сам произвести этот обряд и должен оставить богам залог. Для залога и брались такие игрушки, которые от имени больного укладывались в священный сундук, а если человек выздоравливал, то тогда уже приносил настоящую жертву.
Виталий СОЛОВОВ | Фото Валерия ПАНОВА
Материалы по теме:
Академик Анатолий ДЕРЕВЯНКО — о том, как денисовский человек заселял Сибирь, почему древние люди начали себя украшать и чем грозит увлечение гаджетами
Учёные продолжают разгадывать загадки Денисовой пещеры и исследовать курганы в районах Новосибирской области
Новосибирские археологи продолжают открывать тайны Барабинской степи
Бронзовое зеркало андроновцев, мраморная бижутерия денисовцев и «усатый» курган: новосибирские учёные поделились главными новостями полевого сезона
Новосибирский археолог Андрей ТАБАРЕВ — о том, общались ли древние японцы с эквадорцами и что можно увидеть на Бали кроме пляжей и статуй Будды
Этот «воздушный» музей Новосибирска помогает погрузиться в прошлое не на века — на тысячелетия. Рассказываем о самых интересных экспонатах, собранных Институтом археологии и этнографии СО РАН на улице Ионосферной
Зубы денисовского человека, святилище каменного века и таинственный человечек-пенал. Новосибирские археологи подводят итоги сезона
Археологи всё-таки выйдут в поля — но отряды сократят, в Азию отправятся осенью — а Черногорию отложат на год
Самый известный археолог Новосибирского краеведческого музея Сергей Росляков о редком кладе со святилища угров, бренде области, туристических тропах и царских курганах
Лауреат Демидовской премии 2016 года академик РАН, профессор, доктор исторических наук, заместитель директора Института археологии и этнографии СО РАН Вячеслав МОЛОДИН о том, какие тайны хранит древняя история Новосибирской области, как в их раскрытии могут помочь археологам физики-ядерщики и как рассказать школьникам об истории современной.