18.08.21

Закон сансары

Этот «воздушный» музей Новосибирска помогает погрузиться в прошлое не на века — на тысячелетия. Рассказываем о самых интересных экспонатах, собранных Институтом археологии и этнографии СО РАН на улице Ионосферной

Музей под открытым небом Института археологии и этнографии СО РАН — один из самых удивительных музеев Новосибирска. Кто попадёт сюда — познакомится с многотысячелетней историей сибирского искусства от «картин» художников каменного века до Зашиверской церкви, перевезённой в Новосибирск из Якутии. 15 августа, в День археолога, экскурсию по музею провёл кандидат исторических наук Александр Конопацкий. Познакомимся с музеем и мы — тем более, что в этом году для знакомства есть особый повод. 18 ноября исполнится 40 лет со дня смерти академика Алексея Окладникова — археолога с мировым именем, создавшего этот замечательный музей и даже желавшего быть похороненным на его территории.

Самый древний экспонат музея лежит недалеко от входа. Этот кусок жёлтого кварцита служил людям каменного века гигантским нуклеусом — ядрищем, от которого они откалывали заготовки для своих орудий. Следы сколов заметны на камне до сих пор. Его нашли на стоянке Улалинка, определив возраст нуклеуса в 700 тысяч лет. Академик Окладников всегда считал необходимым прислушиваться к мнению других специалистов, не полагаясь на собственную точку зрения, и поэтому показал камень академику Александру Яншину — специалисту в области геологии. Тот увидел на нуклеусе следы огня и Алексей Павлович сделал вывод, что люди разводили на камне огонь, нагревая его, чтобы проще откалывать заготовки. Однако потом появилось мнение, что прожилки, принятые за следы огня — естественного происхождения.

С глубочайшей древности люди были убеждены, что если нарисовать на камне животное, то на охоте обязательно удастся его поймать. Видимо, с этой целью мезолитические охотники 6 тысяч лет назад изобразили здесь лося. Изображение, если к нему присмотреться, получилось довольно живым — лось как будто склонился над рекой и пьёт воду. Но точки, нанесённые, скорее всего, охотничьими стрелами, сейчас заметны гораздо лучше. Видимо, древние охотники стреляли в собственный рисунок от всей души, искренне желая вернуться с охоты не с пустыми руками.

Если посмотреть на этот камень сверху, на нём можно разглядеть две маски-личины, причём татуированные. Академик Окладников предположил, что эти личины свидетельствовали о существовании в эпоху неолита (5-6 тысяч лет назад) на Нижнем Амуре тайных мужских союзов, как в современной Полинезии, которые создавались для удержания в покорности женщин. Как раз в это время, согласно исследованиям учёных, матриархат близился к своему концу и власть переходила к «сильному полу».

Так выглядело сверху захоронение, принадлежащее культуре афанасьевцев, существовавшей в раннем бронзовом веке. Эту ограду из камней перевезли из Онгудайского района Республики Алтай. Круг, как видно, не сплошной — его разрыв показывал изначально строго на восток.

Самое раннее условное изображение воина, относящееся к бронзовому веку. Лицо воина изображалось тремя косыми линиями. Можно опознать детали его боевого облачения и украшения: височные кольца, ожерелье, пояс с овальными бляшками, под поясом с одной стороны кинжал или клевец (боевой топор), с другой — лук и колчан. Известны изображения и со щитами.

Изваяний окуневской культуры эпохи бронзы до наших дней дошло очень мало. Лица на этих изваяниях изображаются с тремя глазами, на головах видны лучи в виде рогов. Иногда эти лица считают изображениями быков, баранов или медведей.

От окуневской культуры остались и могильные плиты с изображением лошадей и быков — свидетельство распространения скотоводства. Двойной круг и расходящиеся лучи внизу — символ Солнца. А с двумя кругами по бокам он складывается в ту же самую трёхглазую личину. Эта находка четырёхтысячелетней давности сделана в Хакасско-Минусинской котловине. А лучшая коллекция памятников окуневской культуры хранится в краеведческом музее Абакана.

Оленные камни получили своё название потому, что на них изображались олени. Не все дошли до наших дней в целости и сохранности. Этот памятник был воздвигнут над могилой позднескифского времени III века до н.э. Диск светится в ветвистых рогах парящего оленя — видимо, это отражение представлений древних скифов о мироздании: солнце движется по небу, находясь в рогах у бегущего оленя.

А этот экспонат — курьёзная находка, своеобразная встреча двух эпох. Над двумя его сторонами работали два разных скульптора, разделённые тысячелетиями. Косые линии, височные кольца, пояс, колчан с луком — уже знакомые нам черты искусства бронзового века. Изображению слева — 3 300 лет. А правую сторону облюбовал для поминального памятника мастер эпохи тюрков, это VI–IX века нашей эры. Об этом говорит лицо с монголоидными чертами, усы, редкая борода — именно так изображались тюрки на могильных памятниках эпохи Тюркского каганата, которые потом стали известны как «каменные бабы». Много их и в коллекции музея Института археологии и этнографии СО РАН.

Найденный близ Хабаровска на реке Тунгуске — притоке Амура — камень в X–XII веках служил народу чжурчжэней дверным шарниром. Такие камни вкапывали в землю и вставляли в них деревянные столбы, к которым крепили створки ворот храмов или других строений.

В 1973 году Алексей Окладников увидел этот камень на одном из забайкальских перевалов во время возвращения из Монголии. Если бы камень не оказался в музее, его ждала бы печальная судьба превратиться в стройматериал. Надпись на старомонгольском и тибетском языках прочитали сотрудники музея: «На благо всех живущих на земле поставили Иши и Аюши». Так два буддиста XVI-XVII веков вписали себя в историю.

Этот экспонат в коллекции музея — один из самых «молодых»: ему не более 300 лет. В Новосибирск изваяние попало из Читинской области, а датируют его XVIII-XIX веками. В позе лотоса восседает Лубан Жалбо Бурхан — буддистское божество воды, к нему обращена молитва на тибетском языке, выбитая внизу. Раньше изваяние стояло вертикально, как и положено, но пока оно пребывает в лежащем положении и от людских глаз скрыто колесо учения Будды и две коленопреклонённые лани, которые внимают этому учению. Именно такой рисунок высечен на обороте портрета Лубана Жалбо Бурхана. Но может быть, этот экспонат и приведут вскоре в более подобающее положение. Как тут не вспомнить — «нас просто меняют местами, таков закон сансары»…

Спасская церковь была построена в городе Зашиверске в 1700 году. До нас дошло имя её зодчего — Андрей Хабаров. Церкви было суждено пережить город, в котором она стояла. Основанный на Индигирке казаками Ивана Реброва в 1639 году (шиверами сибиряки называли пороги на реке), город быстро стал важным торговым центром, одно время даже имел уездный статус, но после двух эпидемий чёрной оспы около 1820 года оказался заброшен.

Когда в середине ХХ века стало известно, что в покинутом городе за Полярным кругом сохранилась деревянная церковь, Алексей Окладников предпринял туда экспедицию и вначале вывез колокольню. А через несколько лет была организована ещё одна экспедиция под руководством заведующего отделением, ныне академика Анатолия Деревянко, в ходе которой была разобрана и вывезена в Новосибирск сама церковь.

«В своё время я тайком от Окладникова коллекционировал значки. Был у меня и значок с гербом Зашиверска: в верхней части зверь бабр, несущий соболя (герб Иркутска, поскольку Зашиверск относился к Иркутской губернии), в нижней — лисица, бегущая по полю. Когда Алексей Павлович стал работать над книгой о Зашиверске, я вспомнил про этот значок и показал его Окладникову. Тот попросил художника увеличить этот герб и с его рисунком мы поехали в Москву в издательство. Там работал классный редактор, который по гербовнику XVIII века уточнил герб и выяснил, что в значке была ошибка — город там был назван Зашиверовск. В итоге герб поместили на обложку книги, а Алексей Павлович со всех посетителей стал брать «дань» значками», — вспоминает Александр Конопацкий.

Виталий СОЛОВОВ | Фото Александра ГРИБАКИНА
back

Материалы по теме:

17.06.24 Кто он — денисовец?

Академик Анатолий ДЕРЕВЯНКО — о том, как денисовский человек заселял Сибирь, почему древние люди начали себя украшать и чем грозит увлечение гаджетами

04.01.23 С кем дружил денисовец?

Учёные продолжают разгадывать загадки Денисовой пещеры и исследовать курганы в районах Новосибирской области

15.08.22 В поисках золота скифов

Новосибирские археологи продолжают открывать тайны Барабинской степи

03.11.21 Тайна лосиной головы

Бронзовое зеркало андроновцев, мраморная бижутерия денисовцев и «усатый» курган: новосибирские учёные поделились главными новостями полевого сезона

19.08.21 Чей Колумб открыл Японию?

Новосибирский археолог Андрей ТАБАРЕВ — о том, общались ли древние японцы с эквадорцами и что можно увидеть на Бали кроме пляжей и статуй Будды

02.10.20 Лицо из бронзового века

Зубы денисовского человека, святилище каменного века и таинственный человечек-пенал. Новосибирские археологи подводят итоги сезона

05.06.20 Предвкушая открытия

Археологи всё-таки выйдут в поля — но отряды сократят, в Азию отправятся осенью — а Черногорию отложат на год

28.11.19 Небесные всадники

Каменный тигролев, костяная птица, костюмы небесных духов: новосибирские археологи рассказали о самых интересных находках сезона

11.07.19 Страж подземного мира

Самый известный археолог Новосибирского краеведческого музея Сергей Росляков о редком кладе со святилища угров, бренде области, туристических тропах и царских курганах

12.04.17 Загадка древней погремушки

Лауреат Демидовской премии 2016 года академик РАН, профессор, доктор исторических наук, заместитель директора Института археологии и этнографии СО РАН Вячеслав МОЛОДИН о том, какие тайны хранит древняя история Новосибирской области, как в их раскрытии могут помочь археологам физики-ядерщики и как рассказать школьникам об истории современной.

up