21.05.24

Дом, где дарят крылья

Юбилей театра «Старый дом»: документальный спектакль, выставка в фойе и вагон в метро

Артистка Лариса Чернобаева рассказывает о том, как не побоялась поступать в театральный институт.

90 лет назад родился маленький, но гордый Новосибирский передвижной колхозно-совхозный театр, который, пройдя дорогами выживания, войны и напряжённого творческого поиска, трансформировался в одну из самых притягательных точек на современной театральной карте России — в театр «Старый дом».Его большая история складывается из многообразия маленьких историй людей, кто отдал своё сердце театру и беззаветнослужит искусству, потому что по-другому не может. Режиссёр Анна Зиновьева, драматург Элина Петрова и художник Ксения Бодрова решили рассказать метаисторию о театре «Старый дом» спектаклем «Девятью десять», вплетая в неё документальные истории артистов, чтобы дать зрителю возможность заглянуть за «иррациональные кулисы», где живёт дух сцены и творческой энергии Гениус, сопровождающий каждого человека с рождения. Помню, что в моём театральном отрочестве духа сцены ласково называли Кулиска, но с итальянским философом Джорджо Агамбеном, написавшим эссе «Genius», спорить не будем, тем более что и Гениус — звучит тождественно случаю.

— Мне кажется, что вся работа в театре — это в некотором роде встреча с Гениусом, — считает режиссёр Анна Зиновьева. — Есть ощущение, что артисты и зрители всегда ждут встречи с тем, что больше их. И мы начали исследовать это пространство, задавая артистам вопросы: как вы встретились с Гениусом в первый раз? Поглощает ли вас эта сила? Как с ним живут, как расстаются? Так и родилась эта юбилейная история — как встреча с Генисусом театра. Мы придумали, что все вместе играем в эту игру, изучая феномен театра через документальные истории артистов, — 28 микроэтюдов.

Анастасия Белинская уверена, что творчество может вылечить раненое сердце.

В своих док-этюдах артисты искали Гениуса через свои воспоминания и ощущения: как происходит с ним встреча? когда стало понятно, что театр подключает к особым состояниям творческого духа, усиливая Гениуса многократно? чем «питается» Гениус и спит ли он вообще? Ольга Кандазис в 10 лет сбежала из дома в драмкружок, а Арсений Чудецкий, понимая в семь лет, что «шоу должно продолжаться», засовывает свой палец в блендер на дне рождения деда. Евгению Вараве театр помог поменять траекторию жизни и покинуть ментальность криминального района, потому что, как ни крути, но бытие определяет наше сознание. А заслуженная артистка РФ Вера Сергеева до сих ищет ответ на свой вопрос: где я, а где мои роли? Софья Васильева приучила своего Гениуса являться с условным третьим звонком, а Вадим Тихоненко каждый вечер дописывает рисунок своей роли, сидя ночью на кухне. Анастасии Белинской Гениус помог пережить предательство близкого человека, вдохнув в неё желание переписать свой жизненный сценарий, а Анатолий Григорьев в детстве вышел победителем из родственного баттла «Толик — тётя Оля», повторив шпагат Ван Дама. Да, разошлись по шву штаны и порвались связки, но сколько счастья, когда тебя чмокает в макушку Гениус.

Каждая история — это обнажение сокровенного.

Спектакль идёт в формате репетиции, но, собственно, и жизнь мы иногда проживаем, как генеральный прогон, забывая, что момент «здесь и сейчас» больше не повторится. Но у театра есть уникальное свойство — он умеет фиксировать нас в настоящем, вынося за скобки будничную мишуру, когда душа получает в дар от Гениуса крылья. Да, когда волшебство заканчивается, крылья превращаются в картон, но в театре высокое всегда соседствует с прозой жизни, хотя бутафоры «Старого дома», создавшие весь реквизит для «Девятью десять», с этим бы поспорили. Ибо и картонные крылья — абсолютное творчество. Кстати, сегодня в театральном пространстве вновь стало полноводным «локальное течение», когда режиссёры, отрицая жреческую сакральность театра, обнажают перед зрителем внутренние технологии, разыгрывая «театр в театре». В «Старом доме» только в этом сезоне вышло три постановки, которые соприкасаются с этой темой: спектакль Никиты Кобелева «Дачники», спектакль Юрия Квятковского «Парадокс об актёре и жестокости» и «Девятью десять» Анны Зиновьевой.

Апогеем встречи с Гениусом стало метафизическое танго Анастасии Белинской и Анатолия Григорьева, когда «скрещенье ног, скрещенье рук, судьбы скрещенье» — сильно, пронзительно, завораживающе. Собственно, как и сам Театр.

— Когда я приехала в театр «Старый дом», начала разговаривать с артистами, меня восхитило и очень обрадовало то, какой театр живой, ищущий, требовательный к себе, — говорит драматург Элина Петрова. — Вместе с режиссером Анной Зиновьевой мы решили, что этот спектакль должен быть о природе творчества, о внутренних творческих процессах, которые всегда остаются за сценой. И спектакль «Девятью десять» для меня в первую очередь — это спектакль о творчестве как о непосредственном касании жизни, способности воздействовать на эту жизнь.

Каждый зритель может подключиться к истории театра через QR-код.

Спектакль «Девятью десять» органично дополняет выставка в театральном фойе «Гениус места», где художник Ксения Бодрова и бутафорский цех «Старого дома» зашифровали историю театра в виде артефактов-загадок и любопытных арт-объектов. Путешествие во времени разворачивает перед зрителем динамичное полотно, где великие люди строили театр, искали для него дом и утверждали своё новое слово в театральном искусстве. Сразу предупреждаем: для большего погружения рекомендуем взять с собой наушники! Возле каждого экспоната размещён QR-код — его нужно отсканировать, чтобы перейти на сайт выставки, где можно послушать историю театра голосами артистов. Выставка будет работать до конца июня, поэтому ещё есть время погрузиться в историю.

Арт-объекты — удивительны, собственно, как и история «Старого дома». Вот, к примеру объект «Верблюд» — это вообще к чему? Но подключаемся к QR-коду и узнаём, что во время войны в театре «сокращают» в пользу городских хозяйственных нужд гастрольную машину, а директор театра товарищ Толстой пишет в своей записке, что артисты ходят от деревни до деревни пешком, а зимой играют в холодных помещениях. А ещё сохранились документальные свидетельства артистов театра, где они рассказывают, что передвигались на лошадях, а однажды даже на двугорбом верблюде! А у инсталляции «Нос» — своя трагическая история. В марте 1943 года артисты ехали на телеге, которую тянули ослы. Подтаяло, снег обвалился, и телега перевернулась. Актриса ударилась о железный конус — носом. Правая ноздря отвалилась, и она несла её в руках. Пришли в какую-то больничку маленькую, затолкали её нос в ледник. На следующий день приехал молодой хирург. Актриса под наркозом его упрашивала сделать операцию получше — я ведь актриса, героинь играю!После операции нос вытянулся до губы, несчастная повеситься хотела, за ней буквально по пятам ходили — следили, чтобы руки на себя не наложила. Но всё обошлось. Пришитая ноздря прижилась — только шрам на память остался и горбинка.

Артисты «Старого дома» устроили в метрополитене пефроманс.

А на днях театр запустил ещё один арт-объект — брендированный вагон в новосибирском метрополитене. В отличие от «Гениуса места», где ключевые этапы развития театра, начиная с 1933 года, зашифрованы в арт-объектах, для брендирования вагона метро были разработаны более 50 макетов, отражающих современный период развития «Старого дома».Конечно, истории театра и истории самого здания, построенного по проекту известного архитектора Андрея Крючкова, здесь тоже нашлось место: две локации вагона посвящены именно этим «сюжетам». Концепцию вагона разработала креативная группа отдела развития театра, визуальный образ воплотил в реальность дизайнер Степан Разоренов, а в фотографических инсталляциях использованы работы фотохудожника Виктора Дмитриева.

Главный режиссёр театра «Старый дом» Антон Фёдоров на презентации вагона.

— Театр — это коллективное творчество, где артисты, режиссёры и художники создают спектакли, — сказал на презентации вагона главный режиссёр театра Антон Фёдоров. — Но то, что мы сейчас видим за нашей спиной, — это настоящее творческое открытие нашегоотдела развития, который всегда работает в тени. По-моему, здорово сделано. Плюс, что важно лично для меня, музыка — это очень важный аспект восприятия искусства. В этом вагоне есть очень крутая штука, QR-код, с его помощью вы можете послушать музыку из спектаклей.

Кстати, с помощью QR-кода можно не только плейлисты из культовых спектаклей послушать, но и более подробно ознакомиться практически с каждым смысловым элементом экспозиции — все ключевые позиции современного театрального процесса, который сегодня происходит в театре «Старый дом», представлены в оригинальных локациях. Поездка в вагоне «Старого дома» заряжена на успех, стопроцентно.

Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Виктора ДМИТРИЕВА
back

Материалы по теме:

05.06.24 Тайная комната

В театре «Старый дом» готовятся к премьере по культовому тексту Дэниэла Киза «Цветы для Элджернона»

24.05.24 Мир Чудецкого

Артист театра «Старый дом» Арсений ЧУДЕЦКИЙ — о внутренних страхах, танцах и дистанции между режиссёром и актёром

02.04.24 Особенная честность

Актриса театра «Старый дом» Анастасия БЕЛИНСКАЯ — о самопознании, фотографии и проекте «Без дистанции»

14.03.24 Театральный экватор

В театре «Старый дом» рассказали о премьерах и событиях продолжающегося юбилейного сезона

02.06.23 Здесь и сейчас

Главный режиссёр «Старого дома» Антон ФЁДОРОВ — о премьерном спектакле «Котлован», мультфильмах и сценической метафизике

01.03.23 Люблю и принимаю

Новый директор театра «Старый дом» Татьяна ИЛЬИНА — о поддержке родных людей, прогулках пешком и «мягкой» силе

up