Тропинки всегда приводят
Театр «Старый дом» готовится показать спектакль по мотивам мультфильма «Бременские музыканты»
«Ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету!» — восклицала весёлая компания, путешествующая в старенькой повозке. Но мы считаем, что лучше встретиться с друзьями в театре «Старый дом», где 18, 19 и 20 октября пройдут премьерные показы спектакля «Е-ЕЕ-ЕЕ!» по мотивам культового мультфильма «Бременские музыканты». Над спектаклем работает известный российский режиссёр Антон Фёдоров (он же главреж театра), который, по мнению театральных критиков, является одним из самых ярких творцов современности. Постановка осуществляется при поддержке министерства культуры Новосибирской области. В основу спектакля лёг мульт-хит Василия Ливанова, Юрия Энтина и Григория Гладкова, который стал первым детским мультиком, соединившим в огромную фанатскую базу многие поколения взрослых людей, ибо разорвал все шаблоны советской анимации.
Однажды молодые и никому не известные композитор Геннадий Гладков, поэт Юрий Энтин и режиссёр Инесса Ковалевская решили сделать мультипликационный мюзикл для детей. Как вспоминает Юрий Энтин, написавший стихи ко всем песням в «Бременских музыкантах», идея создать «мульт-мюзикл» пришла создателям внезапно: «На дворе стояли 1960-е, у нас витал какой-то нереальный запах свободы. А ещё мы были очень молоды, и нам отчаянно хотелось сделать что-нибудь разэдакое». Ирина Ковалевская в своих воспоминаниях пишет, что пришла в ужас, когда прочла сказку братьев Гримм «Бременские музыканты» — унылую притчу о том, что бывает с пенсионерами, когда они становятся не нужны обществу. Но за сценарий взялся Василий Ливанов (да-да, тот самый Шерлок Холмс!) и быстро «облагородил» сюжет любовной линией Трубадура и Принцессы и воспитательными эскападами глупого Короля. Хотя, если разобраться, то Король вёл себя как нормальный отец, которому совершенно не улыбалось отдать своё единственное дитя сомнительному типу, путешествующему с антропоморфными животными.
Изначально Трубадур и Принцесса были похожи на стандартных детских мульт-героев, пока Инесса Ковалевская не подсмотрела в каком-то заграничном глянце ультракороткое красное платье в стиле Твигги и модный образ Трубадура, отсылающий к культовым западным рок-группам. Вот так в 1969 году история о бродячих музыкантах неожиданно обрела новый звонкий голос, ворвавшись на экраны свежим ветром свободы, романтики и любви. Когда мультфильм прорвался сквозь все чиновничьи препоны, то сразу завоевал большую зрительскую любовь, став безграничной вселенной для взрослых и детей, где миром правит любовь, а между строк витает свободный ветер путешествий и открытий. Это было мощным прорывом для своего времени, и если разобраться, то темы в мульт-мюзикле поднимаются отнюдь не детские. Поэтому не удивительно, что за этот материал взялся Антон Фёдоров, умеющий открывать двери в иные реальности, где привычные нам истории обретают совершенно другие голоса.
В его многомерном сценическом мире «бременские музыканты» — это люди, сбежавшие от условностей социума и живущие коммуной в окружении сосен-великанов. Они считают себя свободными людьми, музицируют и живут по принципу «наш ковёр — цветочная поляна». Но наш мир существует по единым для всех сценариям, и «Бременские музыканты» не исключение: дочка Короля опять влюбляется в Трубадура, а отец вновь запрещает ей встречаться с тем, кто спит в спальнике, пялится на звёзды и не имеет конкретного жизненного плана. «Куда ты, тропинка, меня привела?» — задаётся сакраментальным вопросом Трубадур, но для творца очевидно, что любые тропинки всегда приводят в пространство новых вопросов. Похоже, что история о приключениях бременских музыкантов превратилась в коллективный миф о свободолюбии, где всегда звучат весёлые песни и светит солнце. Но что скрывается за его «фасадом»?
— Я не отделяю персонажей «Бременских музыкантов» от нас сегодня, — говорит Антон Фёдоров. — По сути, мы все заложники — куда бы мы ни ткнулись, мы упираемся в ту или иную форму, которая, как надоевшая игрушка, нас рано или поздно перестаёт радовать. Казалось бы, ты хочешь найти свободу в творчестве, но любой смысл и движение мысли уже запечатаны и законсервированы в истории — ты всегда оказываешься в тупике этого мира.
Кстати, мир «Е-ЕЕ-ЕЕ!» режиссёр вновь сдаёт под «сценический ключ», являясь одновременно и художником-постановщиком, и автором инсценировки. В спектакле будут звучать все вневременные хиты Геннадия Гладкова и Юрия Энтина — над их оригинальными аранжировками работали известные российские актёры и музыканты Григорий Калинин и Сергей Шайдаков.
— Всё моё детство было завязано на «Бременских музыкантах», — делится Сергей Шайдаков. — У меня была не пластинка, а аудиокассета, и когда я учился играть на гитаре, то снимал аккорды и записывал в тетрадочку. Поэтому для нас было важным не соревноваться с Геннадием Гладковым. У него такие прекрасные аранжировки, что ты сразу понимаешь, что одинаково хорошо, как у него с Юрием Энтиным, не получится, а делать плохо не хочется — мы делаем что-то своё.
Материалы по теме:
«Старый дом» поделился планами на новый творческий сезон. Какие премьеры ждём?
В театре «Старый дом» готовятся к премьере по культовому тексту Дэниэла Киза «Цветы для Элджернона»
Артист театра «Старый дом» Арсений ЧУДЕЦКИЙ — о внутренних страхах, танцах и дистанции между режиссёром и актёром
Юбилей театра «Старый дом»: документальный спектакль, выставка в фойе и вагон в метро
Актриса театра «Старый дом» Анастасия БЕЛИНСКАЯ — о самопознании, фотографии и проекте «Без дистанции»
В театре «Старый дом» рассказали о премьерах и событиях продолжающегося юбилейного сезона
Главный режиссёр «Старого дома» Антон ФЁДОРОВ — о премьерном спектакле «Котлован», мультфильмах и сценической метафизике
Новый директор театра «Старый дом» Татьяна ИЛЬИНА — о поддержке родных людей, прогулках пешком и «мягкой» силе