Особенная честность
Актриса театра «Старый дом» Анастасия БЕЛИНСКАЯ — о самопознании, фотографии и проекте «Без дистанции»
АНАСТАСИЯ БЕЛИНСКАЯ
Окончила Новосибирский государственный театральный институт в 2020 году, мастерскую П. В. Южакова. С 2020 по 2022 год работала в Новосибирском академическом молодёжном театре «Глобус». С сезона 2022/23 работает в театре «Старый дом».
— Давайте для разминки я вам задам традиционный вопрос: как вы попали в профессию?
— На самом деле это очень скучная история. О карьере артистки я с детства не мечтала, никогда к этому не стремилась и жила свою подростковую жизнь как Скарлетт О’Хара — «я подумаю об этом завтра». Когда наступило «завтра», я решила вместе с подругой поступать на журфак в Томский госуниверситет, но быстро поняла, что мне только некрологи писать. В старших классах я была увлечена театром, поэтому по судьбе мне было предопределено оказаться в Новосибирском театральном институте — в мастерской Павла Валентиновича Южакова. Там в нас вложили главное — в этой жизни мы сами себя создаём через самовоспитание и постоянное самообразование. Нас никто не подпинывал, мы сами понимали, что если ты что-то делаешь, то нужно это сделать максимально хорошо — мы учились в атмосфере любви и уважения друг к другу. После окончания института Алексей Михайлович Крикливый пригласил меня в театр «Глобус», и я была очень благодарна ему за возможность сразу работать на большой сцене.
— Я помню вас в замечательной роли Анечки — в спектакле Алексея Крикливого по тексту Тимура Кибирова «Генерал и семья». И очень обрадовалась, когда узнала, что вы теперь в «Старом доме».
— «Генерал и его семья» — единственный спектакль, после которого мы все собираемся где-нибудь для тёплого общения, не можем сразу расстаться. Я до сих пор играю его раз в месяц с огромным чувством. Но театр «Старый дом» я любила ещё с института, поэтому с радостью оказалась здесь. У меня здесь всё прекрасно складывается, и я ни секунды не жалею о своём решении — меня тепло встретили, здесь работают замечательные люди. Сразу начались вводы в спектакли, но своей первой ролью я всё-таки считаю роль Юлии Филипповны в спектакле «Дачники» режиссёра Никиты Кобелева.
— На прошлой «Без дистанции» ваш пластический перформанс «24 кг», который вы создали вместе с Арсением Чудецким, получил, образно говоря, приз зрительских симпатий. Трогательная история двух жирафов покорила всех. Как родились эти прекрасные жирафы?
— Мы с Арсением долго придумывали этот мир. Иногда часами разговаривали, иногда сидели и просто молчали. А бывали дни, когда уходили из театра в полном отчаянии — потому что с нами ничего не происходило. Но случались маленькие инсайты, приходили метафоры и смыслы — и постепенно мы собирали скелетик нашего пластического перформанса. Нам было важно не уходить совсем в метафоры, чтобы всё не казалось слишком нарочитым. Было интересно наблюдать, как в процессе нашего вербального общения слова рождали новые смыслы.
— Знаем, что скоро актёрский марафон «Без дистанции» подарит зрителю ваш проект «Непросто подкаст», где вы с актрисами «Старого дома» будете на сцене исследовать судьбы известных женщин. Чем удивляет проект в процессе репетиций? Кто ваша героиня и почему?
— Наш подкаст очень интересен с психологической точки зрения. Все девочки-участницы очень разные, как и их героини, про которых они будут рассказывать. И получается, что каждая присоединяет к себе часть личности героини, будто отражаясь в ней и раскрываясь через неё. Думаю, что мы выбрали именно этих персонажей, потому что их судьба и поступки в нас находят внутренний отклик. Хочу сказать, что на репетициях мы узнаём друг о друге много нового, это очень полезный опыт. Моей героиней стала фотограф Вивиан Майер, и ней тоже есть частичка меня. Я случайно наткнулась на её кадры в интернете и поразилась: как она поймала эти сюжеты? Там столько потрясающих нюансов и деталей, которые помогают видеть мир под другим углом. У Вивиан непростая судьба, тяжёлый характер, знаменитой стала после смерти, когда случайно обнаружились тысячи её кадров. К популярности при жизни она совсем не стремилась, но была одержима фотографией. И мне это очень близко.
— Как вы думаете, а в чём сила женщины? И работает ли сегодня паттерн, что сила женщины — в её слабости?
— Я не считаю, что сила женщины в её слабости. Есть потрясающие сильные женщины — и в духовном, и в физическом плане. Мне вообще не хочется разделять людей по гендерным категориям из серии «сильный мужчина» или «слабая женщина». Просто есть человек. Слабый, сильный, хороший, разный. Но каждый пример всегда индивидуален. И мне не хочется обобщений в этом вопросе.
— У вас есть увлечение всей вашей жизни — это фотография. Где начинался ваш путь как фотографа?
— В институте я снимала всегда и везде: даже когда у меня не было айфона и фотоаппарата, снимала на планшет. И мои однокурсники мне трубили: «Настя — классно, бери за это деньги!». Я начала покупать специальные фотографические курсы, чтобы синдром самозванца неожиданно не включился, и первыми моими моделями стали друзья и однокурсники. В «Старом доме» фотографирует Тимофей Мамлин, он тот человек, с кем я могу обсудить фотографию: смотри, какой объектив купила, а ты свой где купил? Тимофею интересна репортажная съёмка, а мне интересен человек — особенно, когда он один. Человек в моменте, когда он настоящий. Часто у меня берут актёрское портфолио студенты. И я вижу, какая с ними происходит трансформация во время съёмки, когда люди раскрепощаются, а их глаза становятся спокойными. В человеке нет ни слёз, ни смеха, ни эмоций — он красив сам по себе. И мне важно показать людям, что они красивые. Одно время была идея фикс — фотографировать только парней, потому что в основном у них ужасные фотки и в соцсетях, и в актёрских портфолио. Я бы с удовольствием стала мужским фотографом, чтобы показать ребятам, насколько они все красивы. Когда работала со своими однокурсниками, то буквально любовалась ими — какие они красивые парни.
— Что любите смотреть или читать?
— Есть выражение guilty pleasure, когда человек скрывает некие вещи, приносящие ему наслаждение. У меня это детективные программы и подкасты, основанные на реальных событиях. Взять, к примеру, цикл телевизионных передач «Криминальная Россия» — просмотрен весь с ощущением ужаса, как это вообще могли выпускать. Или «Дневники Лоры Палны» — лучший тру-крайм подкаст на русском языке с журналистами Машей Погребняк и Митей Лебедевым. Ещё люблю интервью, где показывают механизм раскрытия преступлений. Возможно, это какая-то профессиональная штука, когда ты пытаешься понять, что движет человеком. Ты смотришь и думаешь: ага, всё идёт из детства, вот здесь это событие на него повлияло, а тут уже явно болезнь проявилась, а там сработал определённый психотип. Мне интересны все эти вещи. Недавно мне подарили книгу «Герои на приёме у психотерапевта», где разбираются психотипы Гамлета, Ромео и Джульетты и многих других с точки зрения психотерапии. Очень интересно.
— Сегодня психология стала частью нашей жизни, мы даже профессиональные термины оттуда в своей бытовой речи используем — паттерны, гештальты, триггеры. Как вы думаете, почему это происходит?
— Надеюсь, что мы все развиваемся и планета не стоит на месте в плане духовного развития. А людям в первую очередь интересно знакомиться с самим собой, потому что можно дожить до 40 лет и так и не узнать себя — что ты любишь и хочешь по-настоящему. И каждое следующее поколение продвигается по этой линии познания себя дальше, чем предыдущее. Будто каждое поколение пытается больше себя узнать. Ты начинаешь понимать, с чем никогда не будешь мириться. И когда узнаёшь себя, то и других людей начинаешь лучше понимать — родителей, друзей, коллег. Что ими движет, почему они поступают именно так? Ты понимаешь и принимаешь свои слабые стороны, а значит, становишься более эмпатичным. Ты больше не можешь подходить ко всем с одинаковой меркой — ты вот такой, а человек должен быть такой. Ну да, мы все разные. И вот сейчас, мне кажется, как раз то время, когда эта разность стала нормой.
— Почему-то мне хочется вас спросить: каким было ваше детство?
— Разное на самом деле было детство. Из-за этого я и стала очень эмпатичным человеком. Потому что ещё в детстве понимала, что человек чувствует. По взгляду и интонации голоса я считывала — в каком человек настроении. В детстве были такие предлагаемые обстоятельства, когда ты должен был контролировать погоду в доме.
— Анастасия, вы очень красивый человек. Вам часто об этом говорят?
— Бывает. Это приятно, но понимаю, что я для этого ничего не сделала. Разве что помыла голову, может быть. Мне больше импонирует, когда оценивают мою сделанную работу. И если я точно знаю, сколько в неё вложено сил и души, то комплекс самозванца я не испытываю.
Материалы по теме:
Театр «Старый дом» готовится показать спектакль по мотивам мультфильма «Бременские музыканты»
«Старый дом» поделился планами на новый творческий сезон. Какие премьеры ждём?
В театре «Старый дом» готовятся к премьере по культовому тексту Дэниэла Киза «Цветы для Элджернона»
Артист театра «Старый дом» Арсений ЧУДЕЦКИЙ — о внутренних страхах, танцах и дистанции между режиссёром и актёром
Юбилей театра «Старый дом»: документальный спектакль, выставка в фойе и вагон в метро
В театре «Старый дом» рассказали о премьерах и событиях продолжающегося юбилейного сезона
Главный режиссёр «Старого дома» Антон ФЁДОРОВ — о премьерном спектакле «Котлован», мультфильмах и сценической метафизике
Новый директор театра «Старый дом» Татьяна ИЛЬИНА — о поддержке родных людей, прогулках пешком и «мягкой» силе