Перешли грань
Депутаты заксобрания НСО рекомендуют правительству региона расторгнуть часть концессий по поликлиникам и школам
Вячеслав Илюхин (в центре): «И этого концессионера мы не наказываем, а только увеличиваем ему сумму — мол, ну ладно, в следующий раз сдашь».
Редкий случай, когда сразу три комитета заксобрания в течение одной недели по очереди рассматривали один и тот же вопрос, не касающийся принятия бюджета или изменений в него. В сентябре на первый план снова вышел вопрос концессий, заключённых правительством Новосибирской области, только с четвёртого моста и мусорных полигонов акцент сместился на семь поликлиник и шесть школ в областном центре. По соглашению с концессионером — группой «ВИС» — поликлиники должны были быть сданы в августе, а школы — в декабре 2022 года.
О том, как обсуждался этот вопрос в социальном комитете, «Ведомости» рассказывали в прошлом номере, а на следующий день тему концессий подняли в комитете по культуре, образованию, науке, спорту и молодёжной политике. Там держат вопрос возведения новых школ на постоянном контроле. А строительства шести школ особенно ждут в новых микрорайонах. Так, на Южно-Чемском жилмассиве в Кировском районе — самом быстрорастущем районе Новосибирска — должны были построить две школы на 1 100 мест. Два года назад здесь сдали новую школу на 1 100 мест, сегодня в этом здании, построенном по современным образовательным стандартам, обучаются более 3 150 учеников — это колоссальная тройная нагрузка. И при этом всё равно школа №217 не смогла принять всех желающих: более 400 детей вынуждены ездить в соседние школы. Микрорайоны Матрёшкин Двор и Просторный продолжают расти, сдают дом за домом, а строительство школ зависло, так и не начавшись.
— В Кировском районе и других районах Новосибирска должно было начаться строительство школ. Кое-где уже огородили территории. Мы говорим людям: «Всё, уже скоро», — и так на протяжении полутора лет. На каком этапе сейчас находится концессия и когда всё-таки дело сдвинется с мёртвой точки? — задал вопрос председатель комитета заксобрания по культуре, образованию, науке, спорту и молодёжной политике Вениамин Пак.
Министр образования Новосибирской области Сергей Федорчук подтвердил, что по концессионному соглашению на территории города Новосибирска должно быть построено шесть школ общей численностью 5 575 мест.
— Соглашения с концессионером подписаны в декабре прошлого года, мы постоянно взаимодействуем с ним в режиме рабочей группы. Заключены соглашения с подрядчиками — это обязательства концессионера. По каждому из шести объектов индивидуально разработана проектно-сметная документация — проектов повторного применения нет. Проекты зашли на региональную экспертизу. По графику, который представил концессионер, эта работа должна была завершиться в конце сентября. Однако мы понимаем, что не всё так просто с экспертизой.
Министр не был уверен в сроках завершения экспертизы, но выразил надежду, что до конца года это должно произойти, «а может быть, и раньше».
А затем — всего через час — эстафета перешла к комитету, который глубже остальных погружён в тонкости работы всех стройплощадок области. И здесь напор депутатов на представителей минстроя оказался самым жёстким. Начиная отчёт, и. о. министра строительства Алексей Колмаков сразу отметил, что куратором строительства поликлиник в рамках ГЧП является минэкономразвития (а как раз его представителей на заседании не было), минстрой же только проводил проверку строительства через госэкспертизу. По данным Алексея Колмакова, в 2022 году на все поликлиники были выданы заключения по увеличению сметной стоимости по сравнению с 2021 годом на 30% — каждая от полумиллиарда рублей и больше. Лидером по удорожанию стала поликлиника №22 на улице Виктора Уса — около 830 млн рублей. В итоге общая стоимость выросла с 14 до более чем 20 млрд рублей. Предвидя по настроению депутатов, что от неприятных вопросов будет не уйти, и. о. министра со словами «мы ни от кого ничего не скрываем» предложил провести круглый стол с приглашением всех, кто хочет что-то спросить по поводу этих строек. Однако эту идею депутаты отвергли, расценив её как попытку «замылить тему». А депутат Вячеслав Илюхин сразу перешёл в наступление, напомнив, что вообще-то начальная стоимость семи поликлиник по самому первому контракту составляла 7,5 млрд рублей, а не 14. «Поэтому называйте вещи своими именами: поликлиники подорожали не на 30 процентов, а в 2,5 раза!» — сказал Илюхин. И. о. министра в ответ только ещё раз повторил, что программой занимается министерство экономического развития. Роль минстроя сводится к рассмотрению проектно-сметной документации в рамках госэкспертизы и достоверному определению сметной стоимости.
— Вы — или другое подразделение правительства — отыграли конкурс на семь миллиардов, победитель определён именно на эту сумму и должен был уложиться в сроки реализации. Потом провели экспертизу и сказали, что стоимость проекта — 14 миллиардов. Тогда зачем провели конкурс, если не соблюдаются ни стоимость, ни сроки? И этого концессионера мы не наказываем, а только увеличиваем ему сумму — мол, ну ладно, в следующий раз сдашь. Такая схема по поликлиникам — преступная, и так оставлять её нельзя! — был категоричен Вячеслав Илюхин.
Поскольку реализацию всех концессионных проектов в Новосибирской области курирует первый зампред областного правительства Владимир Знатков, депутаты решили на ближайшей сессии заслушать информацию о том, что же происходит с этими проектами, именно от него. Среди других депутатских вердиктов, собранных в итоговом решении председателем комитета Александром Терепой, — рекомендовать областному правительству отказаться от строительства четырёх из семи концессионных поликлиник, работы на которых ещё не начались, а также шести школ и поликлиники на ОбьГЭСе, чтобы при возможности построить их на деньги областного бюджета, без всяких концессионеров. На это потребуется 12 млрд рублей вместо 28, которые пришлось бы потратить как на строительство, так и на выплаты концессионеру при условии сохранения соглашения. С подачи зампреда комитета Вадима Агеенко в проекте решения предусмотрели выставление на торги земельного участка в центре Новосибирска, где стоит старая инфекционная больница, а вырученные средства предложили направить на строительство новой. И наконец, исполнительной власти рекомендовано не подписывать дополнительное соглашение с концессионером о выделении очередного гранта на строительство злосчастных поликлиник — а это ещё 1,5 млрд рублей. Продолжение следует…
Андрей ПАНФЁРОВ, первый заместитель председателя заксобрания:
— У меня ощущение, что мы сидим и думаем, будто у Новосибирской области бюджет Москвы, а уроки обсуждения проблем строительства четвёртого моста ни к чему не привели. Как мы будем обсуждать бюджет 2023 года, если даже по таким стратегическим направлениям у нас нет никакой ясности — удорожание идёт, а ни школ, ни поликлиник нет? Как этот диалог будет продолжаться? Я не вижу решения, которое устроило бы и правительство, и депутатов, и избирателей. А надо найти такое решение. Наш бюджет не безграничен.
Ирина ДИДЕНКО, заместитель председателя заксобрания по экономике:
— Мы участвовали в обсуждении концессий на площадке Агентства инвестиционного развития, говорили, что этот проект надо разбить на семь разных лотов, чтобы если даже не удалось проконтролировать одну поликлинику, построили бы другие. В прошлом году мы задавали вопросы на площадке минэкономразвития, но нам говорили: что вы волнуетесь, к началу 2023 года будут все поликлиники! А где теперь уверенность, что они будут хотя бы в 2024 году? Инвестиций нет, услуга для людей не создана. Я расцениваю это как нарушение федерального закона. Такая же ситуация по шести школам, которые должны были построить к декабрю.
Вадим АГЕЕНКО, заместитель председателя комитета заксобрания по строительству, ЖКК и тарифам:
— Создаётся впечатление, что эти концессионеры захотели проглотить все концессии, которые есть в Новосибирске, но добыть деньги в банках не могут. Удивляет, почему это не увидело само правительство. Всё, что построено, — построено на деньги, которые выделяла область, своих концессионеры не привлекли.
Дмитрий КОЗЛОВСКИЙ, депутат заксобрания:
— Я посчитал, сколько стоит квадратный метр в поликлиниках. Общая площадь всех поликлиник — 88 тысяч квадратных метров, один метр стоит 346 тысяч рублей! Элитное жильё у нас стоит 180 тысяч! А в инфекционной больнице, которую кто-то из министров назвал лучшей в России, стоимость получилась 441 тысяча рублей за квадратный метр, хотя строят её из сэндвич-панелей. В Новосибирской области нас не слышат, хотелось бы, чтобы услышали тогда наверху.
Ашот РАФАЕЛЯН, депутат заксобрания:
— Наша ошибка в том, что мы особенно не сопротивлялись тогда, когда закладывались концессионные отношения. Теперь у нас есть другие концессии — по мусору, по площадкам, и мы имеем банкрота «Экологию-Новосибирск». Что мешало решить с ними вопрос два-три года назад — не знаю, поэтому имеем то, что имеем. Политическое решение надо было принимать уже давно, а сегодня всё это уже перешло грань экономической целесообразности. Надо разобраться, как не допускать таких проблем в дальнейшем, и наша задача — настаивать на реформировании этой системы договоров ГЧП.
Материалы по теме:
На заседании комитета заксобрания по строительству предложили передать полномочия по заключению концессионных соглашений и контролю за их исполнением минстрою НСО
Затраты области на строительство поликлиник по проектам ГЧП становятся непомерно большими. Депутаты обсудили, как их снизить
Можно ли удешевить проекты ГЧП и концессий и чем грозит области срыв сроков строительства, разбирались на сессии депутаты заксобрания
Депутаты заксобрания НСО намерены на сессии 29 сентября заслушать актуальную информацию по проектам ГЧП и концессий от исполнительной власти
Депутаты заксобрания Новосибирской области проконтролировали строительство медицинских концессионных объектов