Книги меня спасали
Труженица тыла о томской тайге, детях из блокадного Ленинграда и гитаре
Галина Васильевна Дурнева всплескивает руками, смеётся мелодично: «Ах, ну зачем про меня писать! Ну что такого в моей судьбе?» И тут же достаёт альбом, где дышат молодостью чёрно-белые фотографии: «Вот видите девушку в шляпке? Это я! В Одессе снимали».
До войны Галина жила с дедом в Новосибирске вдвоём — родители мотали свой срок «врагов народа» в лагерях ГУЛАГа. Когда война началась, деда отправили на поселение в Томскую область, где шумит вековая тайга, а на лесоповале работает ссыльный люд.
— Нас отправляли в тайгу на работы, — рассказывает Галина Васильевна. — Вот мы там сучья обдирали. Все тогда тяжело работали. Парни деревья пилят, а мы сучья обдираем. А летом мы в тайге смородину собирали.
А летом — полевые работы. Стог сена колхозники наметают, и, чтобы он стоял крепче, его примять надо. Вот Галинка вместе с девчонками-подружками и притаптывала сено. Смеётся: худющая была, веса-то чуть совсем, война, плохо ели, но старались изо всех сил!
— Дед-то мой был из продвинутых, постоянно говорил, что образование человеку нужно, — улыбается собеседница. — В нашем поселении школа была всего на четыре класса, поэтому приходилось ходить в школу в соседний посёлок: каждый день пять километров туда, пять километров обратно. Идём с девчонками, смеёмся, мальчишек дразним.
А в 1943 году дед сказал Галине: нужно дальше учиться! И Галя вместе со знакомым парнишкой прошла пешком 100 километров до посёлка Асино, чтобы в педагогическое училище поступить. Три дня шли. Дед им специально москитные сетки сшил, чтобы мошка и гнус таёжный не загрызли. Иногда в чужие дома стучались — пустите переночевать. В тех местах старообрядцы жили, они люди добрые, пускали детей поесть и отдохнуть. Дошли до Асино, поступили.
Вспоминает Галина Васильевна, как в Асино привезли детей из блокадного Ленинграда — в местный детский дом. И их, девочек-студенток, отправили ухаживать за ними — пол мыть, горшки выносить. Девчонки сибирские — сердобольные. Плакали сначала, когда детей-скелетиков в первый раз увидели. А потом подкармливать их начали — сами недоедали, а ребятишкам кусочек хлеба или сахара каждый день приносили.
— Вот так всё лето и работали у них, — вспоминает она. — А зимой они нас начали подкармливать, так и спасались друг другом.
В 1944 году поехала работать в село Ягодное учительницей — до самой Победы там работала. Смеётся: меня, городскую девочку из Новосибирска, «заставили» жить в тайге, ну да ничего, справилась. К любому делу нужно с душой относиться, тогда и радость можно найти, и людей хороших встретить.
— Книги всегда меня спасали! — восклицает Галина Васильевна. — Я читала много. А ещё любила на гитаре играть. Ох, вот так сядешь на лавочку возле дома ночью, смотришь на луну, струны перебираешь. Думаешь о чём-то очень хорошем.
Материалы по теме:
![](/uploads/cgblog/id72638/18-3-main.jpg)
Наградное удостоверение героя-лётчика, погибшего в 1943 году, вручено в Искитиме его сыну
![](/uploads/cgblog/id72637/18-2-main.jpg)
Спикер заксобрания Андрей Шимкив в канун Дня Победы встретился с ветеранами села Лебедёвка Искитимского района
![](/uploads/cgblog/id72636/18-1-main.jpg)
9 Мая по улицам Искитима пронесли уникальное знамя Победы, хранящее память обо всех жителях района, прошедших через фронты Великой Отечественной
![](/uploads/cgblog/id72544/goremikin-main.jpg)
Инженер Горемыкин вспоминает, как он встретил победный Май в бийском учебном запасном полку
![](/uploads/cgblog/id72546/koifman-main.jpg)
Режиссёр «Списка Шиндлера» снял документальный фильм о бывшем узнике гетто из Новосибирска
![](/uploads/cgblog/id72416/16-3-1-15letnie.jpg)
Сделать коллаж и нарисовать портрет: в Новосибирске стартовала акция «Юные герои Великой Победы»