КРСТ, которое мы теряем?
Депутаты заксобрания НСО обсудили итоги и рассмотрели перспективы реализации в регионе программы комплексного развития сельских территорий
Депутаты аграрного комитета обеспокоены уровнем реализации в регионе программы КРСТ.
Утверждённая в мае 2019 года государственная программа РФ «Комплексное развитие сельских территорий» казалась очень перспективной темой, способной принципиально изменить и улучшить качество жизни на селе. Комплекс мероприятий, финансируемый из федерального и региональных бюджетов, а также за счёт вклада муниципальных образований, местных жителей и привлечения внебюджетных средств, предполагал строительство жилья, развитие инженерной инфраструктуры, а также возведение крупных социальных объектов (школ, детсадов, спорткомплексов и т. п.). Нужны были лишь качественные проработанные проекты и подтверждение софинансирования со стороны региона.
Первые три года наш регион входил в топ-10, а порой и в топ-5 регионов России по объёму привлечения федерального финансирования. Но шли годы, и ситуация постепенно ухудшалась, в основном из-за долгостроев. Самый яркий пример — бассейн в Багане: в прошлом году его наконец-то достроили и открыли, но временные параметры участия в программе были нарушены. Дошло до того, что в нынешнем году регион практически не был допущен к числу участников программы, точнее, допущен, но с огромными ограничениями.
Это неприятно, но уже не так значимо, потому что с 2026 года программа КРСТ будет кардинально переформатирована. Акцент сделают на опорные населённые пункты — в нашем случае это 25 центров сельских районов и муниципальных округов, кроме тех, что входят в Новосибирскую агломерацию. Год назад на заседании комитета заксобрания по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям министр сельского хозяйства Андрей Шинделов (КРСТ на федеральном и региональном уровнях курирует Минсельхоз) докладывал, что в нашем регионе пилотными опорными пунктами, разработавшими и утвердившими долгосрочные планы развития (ДПР) на 6 лет, стали Маслянино и Тогучин — районы, которые и раньше довольно активно участвовали в программе. И именно тогда, в мае 2024 года, было сказано, что «паспорта и планы долгосрочного развития разрабатываются сейчас во всех районах области, высокая степень готовности у паспортов Болотнинского, Доволенского и Куйбышевского районов». Увы, но до сих пор паспорта ДПР есть только у двух районов. Это вызвало закономерные вопросы у депутатов: если обновлённая КРСТ стартует через полгода с небольшим, то не получится ли, что подавляющее большинство районов и муниципальных округов пропускают как минимум 2026 год.
Председатель аграрного комитета Денис Субботин напомнил, что депутаты несколько лет подряд обращали внимание правительства области на снижение количества утверждаемых заявок от региона, в основном из-за отсутствия во многих районах специалистов, способных их качественно подготовить. По мнению членов комитета, история может повториться вновь.
— И правительство, и заксобрание — областные органы власти, и мы по-прежнему убеждены, что муниципалитетам нужно помогать готовить заявки, паспорта и, как следствие, привлекать в районы федеральные средства на развитие территорий. Если мы и сейчас оставим их без поддержки, то можем из бывших лидеров превратиться в регион, который практически не участвует в программе, — подчеркнул ДенисСубботин.
Материалы по теме:
-min.jpg)
Почему программа комплексного развития сельских территорий так и не заработала в Новосибирской области, обсудили депутаты аграрного комитета заксобрания

Что помогает и что мешает успешно развиваться сельским территориям, обсудили в Законодательном собрании

Почему госпрограмма, призванная улучшить жизнь села, мало привлекает самих сельчан, разбирались депутаты заксобрания НСО

На программу «Комплексное развитие сельских территорий» в 2023 году планируют направить около двух миллиардов рублей. Что мешает её успешному выполнению на местах?

В 2023 году Новосибирская область получит в два раза больше федеральных средств на современный облик сёл

Как в регионе идёт реализация программы комплексного развития сельских территорий, выяснит специальная комиссия