12.05.25

Фарфор и книги

Библиотекарь из Новосибирска Ирина ФОМИЧЁВА привлекает внимание горожан к чтению с помощью «читающих» статуэток. В её коллекции уже больше 600 экземпляров

Ирина Фомичёва уверена: книга может объединить маму и папу с детьми, бабушку и дедушку с внуками и, конечно, влюблённых.

Наверное, это счастье, когда с раннего детства ты точно знаешь, кем станешь. Ирина Фомичёва считает, что уже в шесть лет выбрала путь библиотекаря, когда пришла в поселковую библиотеку заполярного Снежногорска, что недалеко от Норильска. Она просто застыла в восхищении от уходящих в потолок стеллажей с книгами.

— Набрала целую стопку книг и потом расстроилась, когда не разрешили взять их с собой. Выдавали только пять, а мне хотелось взять домой двенадцать, — вспоминает Ирина Фомичёва. — Долго не выпускала их из рук. Хотела взять сказки Пушкина, книгу о пчёлах и стихи Барто. С тех пор стала неразлучна с библиотекой. Всегда мечтала жить и работать в окружении книг. Читать их, рассказывать о них, узнавать больше и больше. И всё сбылось! В начальной школе помогала школьному библиотекарю: записывала в формуляры взятые ребятами книги, советовала малышам прочитать какого-нибудь писателя, осторожно подклеивала странички. Физически больно смотреть на разорванный корешок или разлетевшуюся по листочкам книгу. Ведь это главное чудо, которое придумал человек. Иначе как бы мы передавали память, традиции, знания? А если есть рядом книга, то человеку не грозит одиночество — в собеседники можно взять Пушкина, Толстого, Коровина, Довлатова. Просто подержать книгу в руках — уже большое удовольствие, полистать её, начать читать с любого места и «пропасть» для всего остального мира.

СПРАВКА
За 9 лет новосибирский библиотекарь собрала на собственные средства больше 600 статуэток из фарфора, полистоуна, бронзы и янтаря, дерева, селенита, оленьего рога и других материалов. Коллекция описана в электронном каталоге, но в него занесены ещё не все фигурки, точное количество неизвестно. Ирина подсчитывает их с помощью списков, когда отдаёт статуэтки на выставки. Например, есть 43 читающих детям мам, 210 зверьков с книгами, 5 читающих пап и 15 дедушек с внуками и т. д. Дополнением коллекции являются 62 декоративные тарелки с изображением читающих детей, девушек, животных, а также вышитые Ириной бисером (25 штук) и выполненные в технике шелкографии картины и репродукции с сюжетами, связанными с чтением. Есть ещё коллекция настольных медалей, посвящённых первопечатникам и деятелям книжной отрасли.

— Ирина Борисовна, расскажите, почему вы занялись просветительской работой?

— Главными примерами для подражания для меня всегда были Третьяков, Мамонтов, Дягилев, Щукин, Тенишева и другие меценаты и благотворители. И особенно Иван Владимирович Цветаев, который создал Музей изящных искусств в Москве. Приложил все силы, энергию убеждённости, все свои искусствоведческие знания и подарил нам это чудо — ГМИИ имени А. С. Пушкина. Главное в этом мире — не власть, не деньги, не какие-то накопленные сокровища, а твои честь, достоинство и добрая память, которые ты можешь оставить. Если у меня получается радовать людей с помощью коллекции книг и статуэток, я буду стараться делать это как можно дольше и лучше.

— С чего началось ваше увлечение фарфоровыми статуэтками?

— В 2016 году увидела в книжном магазине, в отделе сувениров, статуэтку «сова на книгах». Она мне так понравилась, что попросила мужа подарить её на годовщину свадьбы. Сова вдохновила собирать фигурки людей, зверей и мифологических существ на тему чтения. Книга обязательно должна присутствовать где-то рядом — это пропуск в мою коллекцию. Исключение составляют экспонаты на тему письменности и сказок Льюиса Кэрролла про Алису. И третья категория, которая имеет шанс попасть в мою коллекцию, — художники, создающие картину у мольберта или рисующие в альбомах. Сначала приносила статуэтки в библиотеку для украшения выставок или сопровождения мероприятий, а уже в 2018 году организовала первую выставку под названием «Читают все!». Здесь были ангелы, совы, дети, девушки, бабушки с дедушками. Экспозиция привлекла внимание читателей, заинтересовала необычным сочетанием книг и статуэток.

— А где вы храните своё богатство?

— В малогабаритной двухкомнатной квартире поставить статуэтки негде, да это и не надо, коллекция должна «работать», радовать и восхищать людей, а не пылиться на полках, в коробках. Статуэтки постоянно путешествуют в виде тематических выставок по библиотекам, колледжам, школам искусств, музеям города и области. Даже в главной научной библиотеке Алтайского края имени В. Я. Шишкова побывала моя коллекция. В прошлом году прошло больше 20 выставок, а в этом году вниманию читателей библиотек предложено семь выставок на тему семейного чтения («У книги мамин голос»), искусства народных промыслов («Книга вдохновляет мастеров»), советского фарфора («Фарфор страны Советов») и другие. Я искренне благодарна всем, кто размещает у себя выставки.

— Расскажите, как ищете статуэтки и были ли случаи, что они сами вас находили?

— Фигурки с книгами разыскиваю в интернет-магазинах. Это основной путь пополнения коллекции. По возможности посещаю городские магазины сувениров. Случаи дарения, к счастью, случаются. Совсем недавно московский продавец Денис, узнав, что я мечтаю приобрести у него статуэтку читающих детей, прислал её вместе с заказанной декоративной тарелкой. Статуэтки дарят и коллеги по работе, такая поддержка всегда радует. Есть в коллекции и редкостные экземпляры. Это испанские статуэтки фирмы «Льядро». Они издаются несколько лет, потом форма разбивается, и они больше не выпускаются. У меня есть серия фигурок аристократов на диванчике. Ограниченность тиража делает статуэтки уникальными. Но чаще всего я не покупаю оригиналы, например, изделия ЛФЗ 20-х годов, а вот поздние реплики мне почти по карману.

— Фарфор высокого качества — дорогое удовольствие. Страдает ли семейный бюджет при таких тратах? Как близкие люди относятся к такому вашему увлечению?

— Действительно, очень дорогое. И чем лучше изображено лицо модели, руки-ноги, различные детали композиции, чем она качественнее, тем дороже. Но и тем больше её воздействие на читателя, который подошёл к выставке. Безликая, рядовая, ничем не выдающаяся статуэтка никого не заинтересует. Эксклюзивных и очень дорогих экземпляров у меня не так уж и много. Обычно нет необходимой суммы для оплаты понравившейся фигурки. И если продавец согласен принять плату по частям, тогда есть шанс её приобрести. Например, фигурка «дедушка с внуком», которая помогла раскрыть тему произведений Островского, обошлась в несколько десятков тысяч рублей… Выкупала коллекцию полгода по частям.

Мои расходы расписаны на два месяца вперёд, а то и больше. Близкие относятся с пониманием. Знают, что для меня важно следовать своей идее — с помощью статуэток привлекать внимание к книге.

А по значимости самые дорогие и близкие для меня фигурки мам, читающих книги детям. Именно от мамы маленький человек слышит сначала потешки, потом сказки, а следом рассказы и повести. Когда сыновья были маленькими, каждый вечер перед сном читала книгу. Важно понимать, какое это счастье! Быстро проходит момент взросления малышей, и книги могут пройти мимо детского сознания. Призываю всех вспомнить традицию семейного чтения и привнести её в свою жизнь. Хорошие результаты не заставят себя ждать.

В нашей семье «у каждого своё солнце», как говорил Сократ, и никто не будет «гасить» его. Все относятся к увлечениям с пониманием. Когда сыновья были маленькими, в квартире было 13 аквариумов-террариумов. Только пауков-птицеедов было три экземпляра. Специально ездили за ними в Бердск к заводчикам. По ночам под кроватью шуршала сколопендра, рядом шипели мадагаскарские тараканы. А ещё были лягушки, тритоны, рыбки, улитки. Любознательность детей — это святое и всегда поддерживалась в семье наравне с чтением книг. В результате старший сын Александр стал арахнологом, кандидатом биологических наук. Объездил весь мир в поисках пауков, опубликовал около 100 статей в солидных научных журналах, открыл новые виды пауков, скорпионов и других животных. Именно книги помогли ему выбрать профессию. Младший сын увлекался книгами о самолётах, поездах, машинах. Поэтому и работает на железной дороге, и любит летать на самолётах, отслеживая все моменты взлёта-посадки. Муж — давний поклонник джаза. И в нашей библиотеке немало книг на эту тему.

КСТАТИ
- Проект «Фарфоровые истории» создан по инициативе главного библиографа Ирины Фомичёвой в новосибирской библиотеке имени Льва Толстого в 2020 году. Это видеообзоры, где соединились книга и статуэтка как воплощение литературного персонажа. Видеоролик, который можно посмотреть в соцсетях, длится в среднем 5 минут. На его подготовку уходит два-три месяца. Операторской работой и монтажом занимается сотрудник библиотеки Вадим Берендеев. - В 2008 году семейная библиотека Фомичёвых, в которой больше 4000 книг, победила во всероссийском конкурсе «Моя семейная библиотека» в номинации «В тесноте, да не в обиде».
Татьяна ГАЙДУКОВА | Фото Валерия ПАНОВА и из архива Ириной ФОМИЧЁВОЙ
back
up