«Таблетка для похудения»
«Похудеть к лету»: почему люди бесконтрольно принимают оземпик и в чём его опасность?

В прошлом году в России в три раза выросли продажи российского аналога препарата «Оземпик»: если в 2024 году в аптеках было куплено 1,7 млн упаковок, то в 2025-м уже 6,5 млн. По мнению медиков, ажиотаж связан не с ростом количества людей, страдающих от диабета второго типа, а с модой на «уколы для похудения». К экстремальным методам похудения россияне прибегали и раньше: «худеющие к лету» добровольно заражали себя гельминтами, пили слабительный чай или «рукотворно» освобождали желудок после каждого приёма пищи. Как считают психологи и диетологи, в основе всех рискованных способов лежит желание получить быстрый результат при минимуме затраченных усилий — ту самую «волшебную таблетку». И это желание, к сожалению, сильнее здравого смысла.
— Препараты для снижения веса — это не волшебная таблетка, не волшебный укол, — заостряет проблему эксперт министерства здравоохранения Новосибирской области, эндокринолог городской клинической поликлиники №16 Валерия Квасова. — Они работают, только если мы действительно соблюдаем диету и занимаемся физической активностью. Препарат помогает перестроить свою жизнь, но не заменяет ЗОЖ, диету, упражнения. Он помогает снизить аппетит, лучше его контролировать, но за время приёма мы должны перестроить свои привычки. Часто бывает, что при отмене препарата человек возвращается к прежнему образу жизни и снова видит большую цифру на весах. Есть много нюансов, которые нужно учитывать при использовании таких препаратов, а это невозможно сделать без наблюдения врача.
Психолог-диетолог Марина Небольсина, занимающаяся корректировкой пищевого поведения, уверена: людьми, решившими похудеть к лету, движет эффект немедленного вознаграждения, когда удовольствие от стремительного сброса веса ощущается здесь и сейчас, а негативные последствия скрываются за горизонтом. Мы в большинстве своём не хотим менять образ жизни и признавать свои слабости, потому что инфантильно верим в «волшебника в голубом вертолёте», который сделает «вжууух» и решит все наши проблемы. А ещё в обществе сильна стигматизация лишнего веса, которая заставляет людей искать любые способы избавления от него, — даже ценой собственного здоровья. Что касается проблемы его набора, то, выносим за скобки медицинские причины и выделяем основные психологические позиции: мы заедем стресс, заглушаем «печеньками» одиночество и скуку или соблюдаем ритуалы-установки, внедрённые в нас с детства. Самый типичный пример — то самое «общество чистых тарелок», когда «пока не доешь — из-за стола не выйдешь». Кстати, у эмоционального переедания есть маркеры, которые сразу подскажут, что ваш голод — это реакция на эмоции. Если вы постоянно что-то жуёте в фоновом режиме, не замечая количества съеденного, а после приёма пищи вас догоняет чувство вины, то, скорее всего, у вас эмоциональное переедание.
— Идея быстрой коррекции тела давно стала частью культуры, очень показателен в этом плане фильм «Субстанция», — продолжает Марина Небольсина. — К тому же, в мире, где фильтры превращают реальность в идеал, культ стройного тела диктует свои правила — зайдите на страничку любого популярного блогера, и вам всё станет ясно. В соцсетях стройность приравнивается к благополучию, а тело — к пропуску в «нормальную жизнь». Под этим давлением желание похудеть перестаёт быть заботой о здоровье и превращается в инструмент самоутверждения.
По мнению эксперта, оземпик и другие подобные препараты — не просто лекарство. В контексте массового использования для похудения они превращаются в психологический костыль, когда человек вводит себе препарат не по медицинским показаниям, а ради стандартов, которые ему навязали. Фактически человек колет не своё тело, а собственные чувства — стыд за свою «инаковость», тревогу и страх быть непринятым. Такой феномен психологи называют «медикализацией внешности»: мы пытаемся с помощью лекарства подогнать себя под социально одобряемые стандарты. И здесь опасность таится не только в побочках, но и в зависимости от результата: сначала укол приносит облегчение (ура, заработало!), а потом страх (а вдруг перестанет работать!). Постепенно начинает формироваться опасный замкнутый круг, где человек уже не может остановиться, потому что тело становится для него полем боя.

Эксперт минздрава НСО Валерия Квасова настаивает: нельзя самостоятельно покупать и колоть препараты от диабета ради похудения — эти средства на основе семаглутида влияют на уровень сахара в крови. При минимальной дозе инъекции не приведут к гипогликемии, когда резкое падение глюкозы в крови может привести к коме, а вот бесконтрольный приём препарата — открытые двери в реанимацию. К тому же, подобные препараты блокируют чувство голода: человек может сутки ничего не есть и не ощущать потребности что-то в себя «закинуть». Но поскольку центр голода в мозге находится рядом с центром жажды, то аналоги оземпика воздействуют не только на аппетит, но и приводят к обезвоживанию и его негативным последствиям — вплоть до образования камней в почках и желчном пузыре.
— Довольно частая ситуация, когда на фоне снижения веса, особенно при помощи препаратов, появляются камни в желчном пузыре, — рассказывает эндокринолог. — На фоне обезвоживания у пациента повышается уровень мочевой кислоты, и может случиться подагра, то есть начинаются проблемы с суставами. Это может быть необратимо. А ещё препараты от диабета второго типа негативно влияют на работу кишечника. Перистальтика замедляется, что вызывает такие побочные эффекты как запоры и вздутие живота, может быть тошнота и даже рвота.
Медик подчеркивает: снижается усвояемость пищи, калорий, микро- и макроэлементов, полезных белков и жиров, что может привести к развитию или прогрессированию анемии, железодефицитных состояний, дефицита витаминов. Когда человеку не хватает белка, то помимо разрушения жировой ткани будут атрофироваться и мышцы, а если человек слабеет, то он будет ещё меньше двигаться. Поэтому пациентам рекомендовано в дополнение к препарату корректировать диету и режим физической активности, а в случае необходимости — возмещать дефициты витаминов.
— Семаглутид может мешать нормальному усвоению противозачаточных таблеток, — объясняет Валерия Квасова. — Из-за этого их защита может снижаться, и возникает риск незапланированной беременности. Кроме того, препараты для снижения веса нельзя принимать ни при планировании беременности, ни после её наступления, поскольку их влияние на будущего ребёнка до конца не изучено.
Запомните: оземпик и его аналоги — это серьёзные лекарственные средства, влияющие на весь организм, которые нельзя назначать самому себе только потому, что вам лень ходить в спортзал и выдерживать диету.
Другое дело — медицинские показания, но и в этом случае добро пожаловать на приём к врачу, где вы пройдёте необходимые обследования, чтобы вам подобрали индивидуальную дозировку. Как у любых препаратов, у семаглутида есть противопоказания, чаще всего связанные с нарушениями работы желудочно-кишечного тракта. Например, если у пациента был панкреатит или застой в желчном пузыре, то препараты для снижения веса могут привести к обострению заболевания.
— Отменять препарат тоже нужно под контролем врача, — добавляет врач-эндокринолог. — Надо прекращать приём за несколько месяцев до плановых операций, при подготовке к эндоскопическим исследованиям, ФГДС или колоноскопии.
Врач, в отличие от пациента, может оценить совместимость лекарства с другими препаратами. Есть целый список лекарств, которые нельзя совмещать с препаратами от диабета. Они ухудшают всасывание и питательных веществ, и лекарственных препаратов, например, антикоагулянтов или гормонов щитовидной железы, если человек принимает гормонозаместительную терапию. Врач должен оценивать, как совмещаются препараты, сохраняется ли их эффективность.
В стремлении к стройному телу нет ничего противоестественного — в нашей лимбической системе зашито знание о том, что с лишним весом тяжелее выжить в окружающем мире. Но психологи и диетологи советуют начинать снижение веса не с жёстких диет, а с пересмотра образа жизни и изменения привычного мышления. Не нужно сразу закрывать рот на замок — сначала формулируем цель: а зачем мне стройное тело? Хорошо, если мы поставим себе задачу не влезть в прошлогодние джинсы, а стать более здоровыми и активными. Потому что все наши проблемы в голове начинаются тогда, когда стройность становится эквивалентом собственной ценности. Но это уже совсем другой разговор…
- навязчивые мысли о еде и весе
- деление продуктов на «хорошие» и «плохие»
- строгие ритуалы — подсчёт калорий, взвешивание, «компенсирующие» тренировки
- потеря контроля, когда вы едите не потому что голодны, а просто так
- продолжаете колоть препарат, несмотря на тяжёлую побочку — потому что боитесь вернуться к прежнему весу
- после еды появляются вина и стыд
- избегаете социальных встреч, где может быть еда.
Материалы по теме:

Как доставка готовой еды на дом меняет жизнь человека и его пищевые привычки? Разбираемся с экспертами

Почему с каждым годом становится больше детей с лишним весом и как сформировать правильное пищевое поведение?

Почему советская производственная гимнастика держала «национальный вес» и что нужно есть, чтобы похудеть? Рассказывает эндокринолог Галия САБАЕВА

Какие опасности таят в себе продукты питания и почему завтра мы будем есть насекомых?

Почему обмен веществ различен у жителей разных территорий, что должны есть сибиряки и нужна ли детям диета?

Почему мы толстеем, как перестать заедать свой стресс и при чём тут финская тарелка?

