17.06.25

Ювелирная работа

Врач года-2025 травматолог-ортопед новосибирской больницы №34 Владимир БАРАНОВ — о специфике профессии, работе хирургов и мировом признании

ДОСЬЕ
ВЛАДИМИР БАРАНОВ
Врач-травматолог-ортопед, кистевой хирург в ГБУЗ НСО «Городская клиническая больница №34». Под его руководством отделение стало одним из ведущих центров хирургии в Сибирском федеральном округе. В 2024 году здесь провели 2 824 операции для жителей города, области и других регионов. В 2025 году Владимир Баранов признан лучшим врачом года в регионе 

— Владимир Валерьевич, когда вы задумались о том, что станете врачом? Или это был случайный выбор?

— Не случайный точно. С профессией определился ещё в школе. Понял, что мой путь — помогать людям. На последнем курсе медуниверситета во время практики выбрал травматологию и ортопедию. Врач Николай Николаевич Сорокин своим мастерством просто влюбил меня в кисть, за что я ему очень благодарен. Это, наверное, самая мужская профессия у врачей. Здесь нужно приложить силу — например, во время пересадки кости. Помимо этого, умело работать с долотом, молотком, пилой. Женщины среди травматологов встречаются, но мужчин больше. Опять же выносливость нужна, чтобы провести операцию в течение 6–8 часов. Травматологи обычно спортивные люди. Чтобы восстановить силы и поддерживать физическую форму, занимаюсь баскетболом, плаванием, охотой. Иначе весь поток операций, который приходится на наше отделение микрохирургии кисти, будет трудно выдержать. Оперируем не только левобережье и весь Новосибирск. К нам едут со всех регионов России. Недавно выписали пациента из Сахалина. Если надо пришить палец, кисть и спасти руку, то это к нам.

— Первая операция, наверное, запомнилась на всю жизнь?

— Это было в период учёбы в ординатуре. Первый пациент — красивая 19-летняя девушка, недавно вышедшая замуж. Решила постирать шторы, стала снимать, зацепила обручальным кольцом за крючок и полностью содрала палец под тяжестью собственного веса. Мы пришивали в несколько этапов. Но повреждение было настолько тяжёлым, что в конечном итоге пришлось ампутировать палец. Для девушки это была большая трагедия, она очень сильно переживала. В этот момент я понял, что хочу добиться такого уровня в хирургии, чтобы минимизировать ампутации, и развиваться в этом направлении. На самом деле люди очень часто повреждают кисти рук, и это не только переломы. Поступают и с полностью отрезанной, например, «болгаркой», кистью. Чаще всего это происходит по неосторожности — и не только на заводах, но и во время дачных работ. Пришить кисть — это ювелирная работа травматологов и микрохирургов. В феврале был подобный случай. Мы удачно реплантировали кисть мужчине, вернули ему руку. Тонкая работа, требующая восстановления мельчайших сосудов, нервов, сухожилий и костей. И последующий реабилитационный период очень продолжительный, занимает более полугода.

— В чём особенность вашей профессии?

— Для врачей экстренной службы важно уметь быстро, порой за секунду, принимать решения, от которых зависит жизнь человека. Несчастья с людьми происходят в любое время суток, и я должен быть готов ко всему. Наше отделение каждый день проводит до 15 операций, лично участвую в 6-7 из них. В нашей команде семь человек, у каждого свои функции, но все обладают навыками микрохирургии. В прошлом году провели почти 3 тысячи операций. Все сложные и неординарные. Вот пока вы меня ждали, я оперировал бойца СВО. После ранения, которое он получил во время атаки дронов, у парня появились дикие боли в руке. Мы нашли нерв, мешавший ему жить, и отсекли его, избавив тем самым от боли. У нас есть всё самое современное оборудование для работы в области сосудистой хирургии. Пластические операции тоже выполняем, чтобы устранить дефекты на коже. Опухоли доброкачественные на руках удаляем. Психологами тоже приходится работать, потому что травма нарушает все планы в жизни и случается внезапно порой у абсолютно здорового человека. Это не только болевой шок, но и психологическая драма. Приходится говорить с пациентами, всё объяснять, чтобы успокоить. Несмотря на огромный поток поступающих к нам в отделение людей, каждому уделяем время и даём необходимую психологическую поддержку.

— Приходилось ли вам оперировать в больницах других городов?

— Я прошёл абсолютно все возможные курсы по микрохирургии кисти, которые проходили в России. Оперировал в Санкт-Петербурге, Москве. Мне важно знать и видеть, как работают другие врачи. Дружу и общаюсь со всеми заведующими отделениями микрохирургии кисти нашей страны. Непрерывно обмениваемся опытом, знаниями. В 2023 году в Новосибирске провели конгресс по хирургии кисти федерального масштаба. В нём участвовали 300 человек. А на следующий год на базе больницы №34 организовали международную междисциплинарную конференцию на тему «Туннельные нейропатии верхних конечностей». Недавно выступал на профильной конференции в Брюсселе и скажу, что наш практический опыт высоко оценили на мировом уровне. В работе симпозиума приняли участие ведущие хирурги кисти, исследователи и эксперты в области реконструктивной хирургии верхней конечности из Европы, США, Канады. Это было крупнейшее международное научное событие, посвящённое проблемам диагностики и лечения болезни Дюпюитрена. Поделился результатами многолетней работы отделения нашей больницы по лечению этого заболевания. Участники симпозиума интересовались нашими методами пластики и реабилитации, направленные на восстановление функции кисти и снижение риска рецидивов. Оборудование, технологии, которыми мы владеем в Новосибирске, не уступают зарубежным. Благодаря нашему руководству во главе с Ярославом Александровичем Фроловым в больнице сейчас есть всё — от пластин, микровинтов до различных эндопротезов и микроскопов.

— Владимир Валерьевич, расскажите о своих студентах.

— С 2023 года занимаюсь преподаванием. После большого практического опыта в профессии понял, что хочу делиться знаниями. И порой удаётся зажечь студентов. Если встречаются среди них талантливые, приглашаю ассистировать. В этом году к нам в больницу попросились на работу уже два молодых доктора из моих бывших студентов. Влюбились в профессию на пятом курсе, ходили к нам, дежурили.

— В вашем кабинете большая коллекция всевозможных сувениров кистей рук, как она появилась?

— Это всё от моих благодарных пациентов. Кисти из пластика, керамики, есть ещё панно на стене, часы. Одна девушка мне подарила картину с изображением кисти руки. Мы ей палец пришили, который она тоже повредила кольцом. Всё удачно прошло, прижилось. И она этой рукой нарисовала.

СПРАВКА

Операции продолжаются много часов и требуют ювелирной точности.
Владимир Баранов освоил и внедрил ряд передовых методик оперативного лечения травм и заболеваний кисти. В его отделении успешно выполняются такие операции, как реплантация пальцев и кисти, пластика дефектов мягких тканей кисти, остеосинтез костей кисти и запястья с применением биодеградируемых имплантов, накостных пластин, канюлированных винтов, а также различные методы лечения контрактуры Дюпюитрена, синдрома карпального канала, стенозирующего лигаментита.
Татьяна ГАЙДУКОВА | Фото Валерия ПАНОВА
back
up