Набор высоты
Когда мы сможем летать на отечественных самолётах и какой вклад в импортозамещение в авиастроении вносит Новосибирская область?
Вся инфраструктура по программе МС-21 сделана в «СибпроектНИИавиапроме».
Поднимаясь на борт самолёта, каждый пассажир хочет быть уверен, что он в целости и сохранности будет доставлен в пункт назначения. Сейчас, когда воздушный флот берёт курс на импортозамещение как деталей, так и самих самолётов, качество и эффективность этого процесса жизненно важны для каждого, причём в буквальном смысле — от этого зависят жизни пассажиров.
Новосибирск — один из самых известных российских центров авиационной промышленности. Новосибирский авиазавод им. Чкалова и институт «СибНИА» широко известны во всём авиационном мире и сегодня становятся одними из флагманов в отраслевом импортозамещении. В одном ряду с ними стоит и научно-исследовательский институт «СибпроектНИИавиапром», который на протяжении 70 лет занимается проектированием инфраструктуры для авиационной промышленности.
По мнению министра промышленности, торговли и развития предпринимательства области Андрея Гончарова, недавно посетившего институт, это уникальное предприятие, в активе которого множество проектов, знаковых не только на уровне страны, но и в международном масштабе — чего стоит только участие в создании комплексной площадки для орбитального корабля «Буран» на космодроме Байконур.
— Предприятие хорошо себя чувствует в этих непростых условиях, — отметил министр. — Оно на ходу, активно работает, участвует в уникальных проектах, сотрудничает буквально со всеми крупнейшими авиазаводами, сопровождает все новые проекты, которые разрабатывают наши авиационные корпорации.
По словам исполнительного директора предприятия Игоря Бочкарёва, институт активно сотрудничает с авиационными заводами в Комсомольске-на-Амуре, Иркутске, Улан-Уде и, конечно, с новосибирским заводом им. Чкалова.
— Сейчас основным нашим партнёром является Объединённая авиастроительная корпорация, — рассказал Игорь Бочкарёв. — Сегодня активно ведётся работа по проектам, направленным на реализацию производства беспилотных летательных аппаратов. Не раз сообщалось, что новосибирская авиационная площадка выбрана основным производителем тяжёлых беспилотников, и сейчас все наши проекты направлены на подготовку производства под эту тематику.
Компания принимает активное участие в создании инфраструктуры для самых известных гражданских авиационных проектов — самолётов МС-21 и Sukhoi Superjet 100.
— В Комсомольске-на-Амуре мы в своё время запроектировали корпус, который использовался под окраску самолётов, — напомнил предысторию исполнительный директор. — В 2000-е годы, когда запустилась программа «Суперджет 100», этот корпус был нами перепроектирован под окончательную сборку самолётов. Сейчас утверждена программа по развитию самолёта «Суперджет 100-нью», который будет с законцовками крыла для увеличения дальности полёта и с российскими двигателями ПД-8, производящимися в Рыбинске. И этот корпус предполагается увеличить для производства как минимум 20 машин в год. Думаю, что в ближайшее время будем делать проект по расширению производства.
АНДРЕЙ ГОНЧАРОВ, министр промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области:
— Любому предприятию в нынешних условиях нужна поддержка, и отрадно, что «СибпроектНИИавиапром» активно взаимодействует с нашим Фондом развития промышленности, в прошлом году они получили заём на цифровизацию своего оборудования, очень надеюсь, что оно будет востребовано и хорошо послужит. В нынешних условиях надо идти в ногу со временем, всё оборудование должно проходить модернизацию, соответствовать высочайшим требованиям. Надеюсь, мы это сотрудничество будем продолжать.
Что касается МС-21, то, по словам Игоря Бочкарёва, сейчас на иркутском авиазаводе, который является головным предприятием по производству этого самолёта, по проектам «СибпроектНИИавиапрома» строятся четыре объекта, в планах — как минимум ещё два, что должно позволить наладить выпуск самолётов МС-21 на уровне 75 машин в год.
— Вся инфраструктура по программе МС-21 сделана в этих стенах, — продолжает Игорь Бочкарёв. — С иркутским авиазаводом мы работаем на протяжении всей своей истории, сейчас запроектировано большое количество объектов, направленных на производство МС-21. Не раз уже показывали по телевидению, как этот самолёт выкатывают с новыми двигателями ПД-14 как раз из ангарного комплекса, который в 2017 году был запроектирован нашим предприятием и в прошлом году введён в эксплуатацию.
Игорь Бочкарёв также оценил перспективы импортозамещения в производстве МС-21. По его словам, программа перехода должна завершиться к 2025 году, после чего с самолётов Airbus и Boeing пассажиры смогут пересесть на российский лайнер.
— Посмотрим, как уж там решат ОАК и Минпромторг РФ, но понятно, что в современных условиях есть острая необходимость иметь отечественный флот, — подчеркнул Игорь Бочкарёв. — В СССР полностью летали на советских самолётах, вся компетенция и возможности производить собственный флот у России есть.
Закончено проектирование объекта для опытного производства двигателей ПД-35 на пермском предприятии Объединённой двигателестроительной корпорации.
— Это вообще уникальный двигатель, сейчас таких в России не производят, тяга до 35–40 тонн, — пояснил исполнительный директор. — Использоваться он будет для широкофюзеляжных дальнемагистральных лайнеров и в транспортной авиации. По сути, он придёт на замену двигателям, которые ранее производились на Украине.
Процесс импортозамещения на предприятии идёт уже давно — с такой необходимостью здесь столкнулись ещё в 2014 году. Как отмечает Игорь Бочкарёв, производство многих необходимых материалов широко организовано в России, с этим проблем нет. Он признаёт: есть уникальные позиции, с которыми пока сложно, но в ближайшей перспективе и они будут производиться в нашей стране, так что в будущее здесь смотрят оптимистично.
МС-21 — пассажирский самолёт для перевозки от 163 до 211 пассажиров на расстояние до 6 400 км. Начало серийного производства было запланировано на 2017 год, но его дважды переносили, а после февраля 2022 года возникла острая необходимость в импортозамещении, что ещё дальше отодвинуло перспективы серийного запуска. Премьер РФ Михаил Мишустин заявил, что импортозамещение узлов и агрегатов МС-21 должно быть завершено в течение 2-3 лет. Производство планируется наращивать постепенно — от 4 самолётов в год до 72.
Sukhoi Superjet 100 — пассажирский самолёт, предназначенный для перевозки от 87 до 108 пассажиров на дальность 3 050 или 4 600 км. Это первый пассажирский самолёт, разработанный в России после распада СССР. 17 мая 2022 года глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что импортозамещённая версия самолёта SSJ 100 может получить сертификат типа в конце 2023 года. Производство импортозамещённых Superjet 100 планируется нарастить до 40 самолётов в год.
Ту-214 — среднемагистральный пассажирский лайнер, может перевозить 210 пассажиров, практическая дальность полёта достигает 6 500 км. Производится в Казани с середины 1990-х годов. Предполагается, что самолёты Ту-214 в условиях задержки запуска в серию МС-21 пока смогут выполнять их функции. 6 апреля 2022 года стало известно о запуске производства 20 самолётов Ту-214. Позднее было заявлено что ОАК запланировала произвести 70 авиалайнеров Ту-214 до 2030 года.
Материалы по теме:
Губернатор Андрей ТРАВНИКОВ и председатель заксобрания Андрей ШИМКИВ обсудили проблемы развития птицеводства
В Новосибирской области могут обновить и унифицировать парк автомобильной техники отечественными образцами
Как новосибирские рестораны решают проблемы с поставками продукции? Чем замещают импортное сырьё? На какую помощь государства они могут рассчитывать?
Брать курс на импортонезависимость или добиваться экспортозависимости? Ответ на этот вопрос представители власти, науки и бизнеса искали на конференции в Новосибирске
Депутаты заксобрания НСО побывали в Промышленно-логистическом парке и оценили перспективы его развития в нынешней экономической ситуации