Источник надежды
Это место силы и боли одновременно. «Ведомости» побывали на святом источнике в микрорайоне Ложок в Искитимском районе.
На месте микрорайона Ложок на окраине Искитима располагался один из самых жестоких лагерей в Советском Союзе — Искитимлаг. Двадцать лет назад, когда строительство храма только задумывалось, местные власти отказывались признавать, что когда-то здесь был штрафной лагерь, и многие документы ещё оставались под грифом «секретно».
К этому времени Ложок и источник в Искитимском районе уже были местом паломничества; о том, что родник целебный, люди знали ещё в 1950-х, сюда ехали со всей Сибири. Изначально у источника планировали поставить часовню, организовали сбор средств. Желающих поучаствовать в благом деле оказалось так много, что в итоге было решено возвести храм.
Архитектор Пётр Чернобровцев взял за основу древнерусский стиль, в котором выполнен Казанский собор на Красной площади в Москве. Храм в честь Новомучеников и исповедников Церкви Русской в искитимском Ложке был освящён осенью 2015 года. Построить его в чистом поле оказалось делом непростым, но разве сравнимо это с теми мучениями, которые довелось испытать лагерным заключённым.
Лагерный пункт в Искитиме открыли в 1929 году, он входил в систему ГУЛАГа и просуществовал четверть века — до 1956-го. В середине 1930-х его переименовали в Искитимский штрафной лагерь, и хотя в списке каторжных он не значился, это был один из самых строгих лагерей. В местную штрафную зону привозили неугодных, истощённых заключённых со всей страны, говорят, даже на Колыме молились, чтобы не попасть в Искитим.
Заключённые, работавшие в карьере, особенно страдали от морозов — плохо одетые, полуголодные, истощённые, униженные. Святой источник в Ложке — своего рода полюс холода Новосибирской области. В тот день, когда мы приехали сюда, в Новосибирске было минус 25, у святого источника — минус 36. И пока в низине стояла синева не охваченного солнцем утра, холод сковывал всё вокруг до звенящего шороха. И только ручей продолжал бежать по дну лога как вечный источник жизни.
Музей в храме открыли три года назад, в мае 2019 года, символично, что под него отвели всё пространство цоколя — основания здания. Ничего подобного в нашем регионе нет. В фондах музея собраны материалы о людях, пострадавших за веру в Новосибирской области, и заключённых Искитимского штрафного лагеря — более 500 имён.
Создатель музея протоиерей Игорь Затолокин собрал архивные документы и воспоминания, часть из них вошла в книгу «Из истории Искитимского “каторжного” лагеря». Его рассказ о фондах музея слушает известный документалист Борис Травкин. В феврале здесь прошли съёмки проекта «Обское кольцо. Культурные маршруты», посвящённого 85-летию Новосибирской области. Проект реализует Новосибирское библиотечное общество и НГОНБ при поддержке правительства региона и Фонда президентских грантов. Ложок стал одним из сюжетов видеопутешествия, всего их планируется 11 — по разным районам области.
Музей рассказывает о трагической судьбе священнослужителей, о гонениях и репрессиях в Новосибирской области. На территории Искитимского района проходила линия фронта Гражданской войны, священники часто оказывались заложниками при отступлении. В соседнем Доволенском районе, по воспоминаниям старожилов, ещё после Отечественной войны бабушки ходили с иконами молиться об убиенных священниках. «На указанных местах были проведены археологические раскопки и обнаружены тела зверски убитых людей: они стоят на коленях со связанными руками, черепа разбиты, у некоторых нательные кресты вожжены в лоб — значит, их раскаливали и прикладывали», — рассказывает о трагедии протоиерей Игорь Затолокин.
До революции на территории нынешней Новосибирской области насчитывалось около 400 храмов и церквей. К началу 1940-х оставался один действующий храм — Успенский в Новосибирске, где было кладбище, а сейчас парк «Берёзовая роща». Когда началась Великая Отечественная война, взаимоотношения государства и церкви изменились, было разрешено открывать храмы, монастыри и учебные заведения. И на территории нашей области было открыто 10 храмов, но в 1960-е начались новые гонения, и их осталось только три.
Полуразрушенный храм в Легостаево постройки 1804 года — первый каменный храм на территории Новосибирской области, недавно его признали памятником истории и культуры регионального значения. Дочь последнего священника Нина Яковлевна Мазаева живёт в Санкт-Петербурге, заслуженная артистка РСФСР (1979 г.). Протоиерей Игорь Затолокин бывал у неё в гостях, Нина Яковлевна передала музею иконки и вещи своего отца — Якова Семёновича Мазаева (1885–1937). По воспоминаниям дочери, отца Якова любили и уважали все прихожане. «По характеру он был мягок, но требователен. Мама была его верной помощницей — вела хозяйство, в семье было шестеро детей...» В 1929-м их раскулачили: отобрали дом и почти всё имущество — семья переехала в сторожку около церкви, а летом 1937-го священника арестовали по доносу односельчан и вскоре расстреляли.
Формирование ГУЛАГа началось и проходило в условиях форсированной индустриализации и насильственной коллективизации. Заключённые Искитимлага были частью большой «лагерной» экономической системы. ГУЛАГ владел гигантской рабсилой: по всей стране заключённые участвовали в строительстве городов и посёлков, валили лес, добывали полезные ископаемые, поднимали промышленные гиганты.
Голод, издевательства, изнурительная работа. Заключённые Искитимлага добывали камень и щебень, все работы выполнялись вручную, из инструментов — кирка и лопата. Взрывные работы в карьере производили вольнонаёмные, а до этого заключённым нужно было пробить в глыбе несколько отверстий для взрывчатки. Затем большие камни дробили при помощи кувалды и металлических клиньев, вывозили камень из забоя ручными тачками и вагонетками. Из особого камня — сланца — добывали известь в «костровых» печах. Несколько месяцев такой работы превращали людей в инвалидов, известковая пыль разъедала лёгкие.
Лагерь был поделён на несколько зон: отдельно для политических, уголовников, общая, куда попадали люди по сословному происхождению и наветам, и женская — всего около 1 000 человек. Здесь сидел писатель Юрий Магалиф, отбывали сроки жёны известных политических деятелей — жена Бухарина Анна Ларина, супруга командарма Якира Сарра Якир.
Здесь было своё стахановское движение, за ударную работу выдавались похвальные грамоты, главным был лозунг: «Ударный труд — короткая дорога домой». Для заключённых ввели «зачёты», уменьшающие срок, при этом ежедневные нормы были очень высокими, выработать которые могли только физически сильные люди. Выполнение нормы сказывалось и на пайке: сделал 50–70 процентов от нормы, столько же и получишь. Слабые, больные, истощённые люди жили на ограниченном пайке.
Среди заключённых Искитимлага был герой французского Сопротивления Пётр Иванович Занин — человек, о котором впору снимать сериал. Родился в Новосибирской области, в селе Ново-Троицкое, перед войной работал учителем, ушёл на фронт и, как многие в начале войны, попал в плен. Несколько раз бежал, в последний раз из Освенцима, попал во французское сопротивление (за что уже в мирное время был награждён), в конце войны был серьёзно ранен в ноги, союзные войска доставили его на лечение в Англию. Пётр Занин поправил здоровье и вернулся на родину, преподавал в школе. Но в 1948 году началась холодная война, и его взяли как «английского шпиона», так он оказался в Искитимлаге. Пробыл около года в штрафном отделении, где его держали в кандалах. До освобождения в 1956-м побывал ещё в нескольких лагерях. Выдержал, дожил до старости, умер в 2002 году, в Томске.
«У нас часто спрашивают, сколько людей здесь расстреляли? Задача ГУЛАГа была не в том, чтобы убивать, а в том, чтобы заключённые трудились на благо Родины. Труд этот был рабским. Из-за тяжёлой работы и ужаснейших условий в штрафном отделении смертность достигала 7–20 процентов, — говорит Игорь Затолокин. — Мы здесь чтим наших святых новомучеников, пострадавших в годы репрессий, рассказываем о трагической судьбе людей, прошедших через Искитимский штрафной лагерь. Хотим, чтобы люди знали, помнили и как-то осмыслили это, чтобы трагичная, постыдная страница нашей истории не смогла повториться».
Источник «Святой ключ» в Ложке стал визитной карточкой не только Искитима, но и Новосибирской области. Учёные томского Института курортологии и физиотерапии, установили, что вода в источнике небольшой минерализации (0, 4–0,6 г/куб. дм.) и пить её можно без ограничений. Практически полное отсутствие железа и повышенное содержание СО2 придаёт ей вкус и запах свежести. Над источником ещё в 1990-е построили водосвятную часовню. Вода бесплатная, тару можно купить в церковной лавке во имя святых Петра и Февронии, она за большим стеклянным витражом. Тут же продают книги, иконы, свечи, а ещё монастырский хлеб, пирожки и чай.
При желании можно искупаться в источнике, на территории выстроили закрытые купальни с отдельными входами для мужчин и женщин, раздевалками и удобным спуском в воду. «Люди верят, что вода из источника помогает от болезней, и действительно многие исцеляются, молятся, приезжают снова», — замечает протоиерей Игорь Затолокин.
Есть и уличная купальня, рядом с ней — раздевалки. На Крещение сюда съезжается народ. Приезжают круглый год, но с наступлением тепла начинаются настоящие паломничества, особенно много людей в церковные праздники. Вода — это жизнь, а для православных ещё и начало жизни духовной.
Существует легенда, что в районе источника расстреливали священнослужителей, а в лагерные времена сюда привозили немощных заключённых и оставляли умирать. Однако документальных подтверждений тому не найдено, как и не обнаружены останки. Но эта земля и так пропитана страданиями, кровью и потом безвинных людей.
Искитимский штрафной лагерь закрылся в середине 1950-х, и на его месте стал расти посёлок, жители которого продолжали добывать камень, но уже добровольно, за зарплату и в других условиях. А на месте бывших лагерных территорий, где когда-то был срублен сосновый бор, теперь растут берёзы. Всё вокруг зарастает берёзовым лесом.
Материалы по теме:
Продолжаем проект «Альбом судеб», где рассказываем о сибиряках, попавших под каток репрессий, и о том, почему сегодня люди так активно ищут свои корни
Как выжить с клеймом «враг народа» и как «работали» сибирские чекисты?
«Ведомости» продолжают проект, посвящённый сибирякам, попавшим под лавину сталинского террора
«Ведомости» продолжают рассказывать о сибиряках, чьи семьи пострадали от сталинского террора
«Ведомости» начинают проект, посвящённый сибирякам, попавшим под каток сталинских репрессий
В Новосибирске вспомнили жертв политических репрессий. Почему нам всем так важно не забывать о времени, когда жить было страшно?