Игры роботов
В новосибирском «Кванториуме» состоялся первый региональный чемпионат по робототехнике среди школьников.
Направление детской робототехники в Новосибирске имеет давние традиции — достаточно вспомнить Детский технопарк в Академгородке. Однако «Промробофест» для нашего города — мероприятие новое, на прошлой неделе оно состоялось впервые, при поддержке правительства НСО. И в технопарке «Кванториум», который стал местом его проведения, надеются, что этот чемпионат станет ежегодным.
— Цель чемпионата — вовлечение детей в промышленную робототехнику, которое начинается маленькими шагами, через LEGO, и постепенно приближается к реальным задачам нашего мира, — говорит организатор чемпионата, педагог-наставник Дарья Попова.
Чемпионат в «Кванториуме», созданном по нацпроекту «Образование», длился почти целую неделю, причём основное время было отдано подготовке к региональному этапу конкурса EUROBOT. Победители этого конкурса, состоявшегося 26 марта, получили право отстаивать честь Новосибирской области на общероссийском этапе EUROBOT в Москве. А главным олимпиадным днём «местного значения» на «Промробофесте» стало 25 марта: около 50 участников из Новосибирска и Бердска приехали на соревнования по конструированию и программированию роботов. На церемонии открытия все смогли пообщаться и сфотографироваться с «настоящим» роботом.
Перед началом олимпиады по программированию робота-манипулятора педагог Андрей Раков проводит инструктаж, объясняя задание, порядок его выполнения и, конечно же, технику безопасности.
На соревнованиях роботов-манипуляторов конструировать ничего не нужно: ребята приносят заранее построенных ими одинаковых роботов. Задача участников, объединённых в команды по два человека, — задать своему роботу программу по перемещению объекта с одного места на другое и показать, как их машина ориентируется в пространстве, используя определённые датчики. Взять груз и переложить его на другое место, поменять грузы местами, написать программу для управления манипулятором — всё это ребята должны сделать за ограниченный промежуток времени, проявив творческий подход и смекалку.
Другое задание для ребят помладше, кому ещё не исполнилось 10 лет, — конструирование и программирование LEGO WeDo 2.0. Собранного робота предлагается запрограммировать на открытие и закрытие захвата, написать программу для управления манипулятором по датчику наклона и разработать систему защиты манипулятора от взлома.
В России сейчас открыто 135 детских технопарков «Кванториум», где могут заниматься до 600 тысяч детей. В «Кванториумах» действуют три уровня обучения — стартовый, базовый и углублённый. Те, кто работает на углублённом, знакомятся уже с настоящими, задействованными на производстве, роботами-манипуляторами.
Судьи оценивают не только то, как ребята умеют конструировать и программировать сложную технику, но и их навыки работы в команде.
Кроме этих двух олимпиад, на «Промробофесте» прошли соревнования по программированию роботов на базе программного обеспечения TRIK Studio. Это задача для самых старших участников чемпионата — от 12 до 17 лет, а роботы здесь уже не обычные, а виртуальные. От юных робототехников требуется настроить такого виртуального робота в интерактивном режиме для решения поставленной задачи, запрограммировать его на визуальном или текстовом языке и выполнить задание на виртуальном соревновательном поле.
Результаты обеих олимпиад стали известны в тот же день. В программировании робота-манипулятора сильнее и быстрее всех оказалась команда Mischa (Михаил Огурцов, Центр детского творчества Советского района). А по части конструирования и программирования LEGO WeDo 2.0 всех опередила команда «АНИМОКСЫ» (Артемий Дорогань, Арсений Дорогань, Дом детского творчества «Центральный»).
Материалы по теме:
Обучая детей программированию, педагоги учатся одновременно с ними: необычный проект стартовал в Новосибирской области
В Новосибирской области создано 105 центров дополнительного образования «Точка роста» и 2 «IT-куба»
Как в Новосибирской области выстраивают систему всестороннего развития детей
Мастерские в колледжах, техническое творчество в «Кванториуме» и скоростной интернет в сёла — первые итоги реализации нацпроекта «Образование» в Новосибирской области