Дорогие товарищи новосибирцы!
Пожар в мечети, куклы на фронте и конь по балансу — как спасали культуру и чем впечатляли зрителей в военном Новосибирске?Культурной столицей Новосибирск стал именно в годы Великой Отечественной войны, когда в наш город были эвакуированы выдающиеся театральные и концертные коллективы, а строящийся театр оперы и балета стал гигантским хранилищем музейных ценностей. Написано об этом немало, мы же решили рассказать о некоторых малоизвестных событиях, воспоминаниях очевидцев и пожелтевших страницах архива.
12 мая 1945 года оперой «Иван Сусанин» открылся Новосибирский театр оперы и балета.
21
Фронтовую бригаду создали за годы Великой Отечественной войны работники искусства Новосибирска
> 1500
концертов дали в воинских частях и агитпунктах
15 000
концертов дали в госпиталях
5 млн
рублей передали в фонд обороны
Первые эшелоны с эвакуированными отправились в Сибирь уже в августе 1941-го. Главной концертной площадкой стал Клуб имени Сталина на проспекте Сталина, как тогда называлась улица Ленина. Здесь 4 октября 1941 года открыла свой 21-й сезон Ленинградская филармония. В эвакуацию выехал не весь коллектив: 79 музыкантов симфонического оркестра под управлением Евгения Мравинского плюс артисты концертного бюро — несколько пианистов-концертмейстеров, группа чтецов и певцов, а также квартет имени Глазунова. В Санкт-Петербургской филармонии имени Шостаковича сохранилась подшивка с программками 290 концертов, особое место занимала русская музыка — Чайковский, Глинка, Римский-Корсаков, Бородин, звучали также Бетховен, Вагнер, Лист, Брамс. Если сначала на концерты ходили в основном ленинградцы (наш город принял свыше 128 тысяч жителей Ленинграда), то в последующие месяцы всё больше новосибирцев стали интересоваться классической музыкой. Популярностью пользовались лекции Ивана Соллертинского, художественного руководителя Ленинградской филармонии.
За три года эвакуации заслуженный коллектив республики — симфонический оркестр Ленинградской филармонии дал свыше 450 концертов в Новосибирске и городах Сибири, выезжал в Ташкент и Фергану. 9 июля 1942 года в Новосибирске состоялось исполнение Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича, сам автор был в зале. А 6 февраля 1944-го года в Новосибирске произошло ещё одно грандиозное событие — премьера Восьмой симфонии Шостаковича.
Клуб Сталина, ставший на время концертным залом Ленинградской филармонии, активно принимал гастролёров. На его сцене выступали джаз-оркестр Леонида Утёсова и исполнительница цыганского романса Екатерина Юровская, Аркадий Райкин и Ленинградский театр миниатюр, свои «психологические опыты» показывал Вольф Мессинг, давал спектакли Московский театр эстрады и миниатюр.
Клуб Сталина (ДК Октябрьской революции) стал на время концертным залом эвакуированной Ленинградской филармонии.
С началом войны часть актёров призвали на фронт, в театрах сократили расходы на постановки и административно-хозяйственные нужды, автомобили изъяли на нужды фронта и обороны, в ходу был гужевой транспорт — лошади. Артисты областной драмы (ныне «Старый дом») кочевали из села в село, а зимой играли в холодных помещениях клубов. В 1944 году театр организовал фронтовую агитбригаду, о жизни в военно-полевых условиях вспоминала Лена Золотова (Антипина), ей не было и 20: «Какой-нибудь дом, весь развалившийся, или баня, иногда на улице прямо играли. Зрители на спектакль приходили прямо с боя. Им бы спать — а они приходят! И смотрят на нас, будто мы боги какие-то. А уж если смешное играем — как хохочут!.. И нам уже кажется, что вокруг тепло… Говорили нам: вы приехали — мы словно дома побывали. А уедете — мы ещё больше будем бить фашистов. Мы плакали…».
Театр «Красный факел» осенью 1941 года отправился в город Сталинск (ныне Новокузнецк), уступив свою сцену и жильё эвакуированному из блокадного Ленинграда Театру имени Пушкина (Александринский театр). На новом месте в новогоднюю ночь наступающего 1942-го новосибирцы сыграли премьеру — «Фельдмаршал Кутузов» по пьесе В. Соловьёва. Спектакль в постановке Веры Редлих так полюбился публике, что играли его и по три раза в день. А всего за полгода театр выпустил шесть премьер. В марте 1942-го театр переехал в Прокопьевск, где за год выпустил ещё пять премьер.
Репертуар театров был серьёзно пересмотрен, в Государственном архиве Новосибирской области (ГАНО) хранится толстая папка со снятыми с репертуара и запрещёнными «безыдейными» пьесами. Время требовало героических личностей и понятных сюжетов. В театрах ставили новые советские пьесы: в эвакуированном из Ленинграда «Новом ТЮЗе» шли «День живых», «Далёкий край» и «Бессмертный»; БелГОСЕТ (Белорусский государственный еврейский театр) показывал «Око за око» и «Месть»; Театр имени Пушкина — «Пётр Крымов», «Русские люди», «Фронт» и «Нашествие»; Новосибирский ТЮЗ — «Парень из нашего города», «Синий платочек»; театр «Красный факел» — «Пётр Крымов», «Русские люди» и «Фронт». Из выступления Овчинникова на совещании ведущих творческих работников 5 июня 1943 года: «Подводя итоги театрального сезона 1942–1943 годов, надо сказать, что Новосибирск не знал ещё такой интенсивной театральной жизни. Зритель охотно шёл к нам в театр, чтобы услышать яркое слово о нашей жизни, увидеть образы героев фронта и тыла и получить ответы на ряд волнующих вопросов, поставленных Отечественной войной…».
Постановка Веры Редлих «Фельдмаршал Кутузов» пользовалась большой популярностью у зрителей.
Белорусский государственный ордена Трудового Красного Знамени драматический театр за достигнутые успехи в деле культурного обслуживания трудящихся Сибири в дни Великой Отечественной войны был удостоен Красного знамени — постановление об этом Областной Совет депутатов трудящихся издал 8 сентября 1944 года.
Новосибирские учреждения культуры получили мощный урок столичного образца, однако с отъезжавшими на родину театрами они порой теряли свои лучшие кадры, впрочем, были и те, кто оставался, пускал корни на сибирской земле. Театр имени Пушкина 4 июля 1944 года дал в Новосибирске свой последний спектакль — «Отелло» Шекспира. Если в сентябре 1941 года из Ленинграда в Новосибирск приехало 152 работника театра, среди них 56 актёров, то обратно возвращались уже 340 работников, из них 91 актёр.
Вернувшийся с Кузбасса «Красный факел» полгода жил на левом берегу, в Кировском районе, а на родную сцену переехал только в июле, но работать не мог, — зданию требовался капитальный ремонт. Вынужденный простой на 4, 5 месяца сказался на выполнении плана, не сразу, но всё-таки нашли деньги на ремонт, а в октябре решением исполкома грамоты «за образцовое выполнение ремонта здания театра» получили больше десяти сотрудников — от директора до маляров и электрика.
Новосибирский ТЮЗ, нынешний «Глобус», полтора года работал в Анжеро-Судженске. Судя по документам, Ленинградскому театру «Новый ТЮЗ» было предложено передать (вернуть) здание дома Ленина Новосибирскому ТЮЗу к 5 июля 1944 года. Из распоряжения: всё оборудование оставить в здании театра, весь обслуживающий персонал театра (29 человек) передать в распоряжении дирекции, а также передать лошадь с упряжкой по балансовой стоимости, «как ранее принадлежавшую Новосибирскому ТЮЗу».
Несмотря на тяжёлое время, культурные запросы сибиряков росли, и это не могли не понимать в руководстве области. В проекте по улучшению деятельности учреждений искусств в ноябре 1944-го за подписью тов. Толстого, заведующего областным отделом по делам искусств, среди прочих предложений читаем: организовать концертное эстрадное бюро (учреждение будет создано в 1946 году), восстановить работу бывшего областного театрального училища (его откроют только в 1960-м), организовать в городах и райцентрах области детские музыкальные школы (многие из них откроются в послевоенные годы).
Здание «Красного факела» в годы войны.
Эвакуированный из Москвы Театр кукол Сергея Образцова в холодном январе 1942 года радовал новосибирских детей спектаклями «Кот в сапогах», «По щучьему велению» и «Волшебная калоша», а взрослым показывал свой новый спектакль «Волшебная лампа Аладдина» с диковинными тростевыми куклами. Помещение для работы московским кукольникам выделили в здании старой мечети на улице Фрунзе. Здесь они возобновили работу над спектаклем «Король-олень» по романтической сказке Гоцци. «Мы сделали его как бы единым дыханием, отогреваясь в жестокие сибирские морозы теплом театральных софитов и воображаемым солнцем сказочного острова Серендиппа… Однажды ночью прибежала в гостиницу рабочая сцены Вера Карнаухова: “Вставайте, мечеть горит!”. Мы бежали ночью по безлюдному городу, издалека увидев зарево. Несколько пожарных машин уже стояли возле здания. А затем, по колено в воде, спасали… свои творческие замыслы, надежды, а может, и будущее театра», — вспоминал актёр и драматург Евгений Сперанский.
В Новосибирском областном театре кукол повторили исторический кадр 1942 года, где военных учат изготавливать кукол для фронтовых агитбригад.
Новосибирский театр кукол, существовавший уже восемь лет, с приездом Государственного центрального театра кукол влился в его состав, а осенью 1942 года был создан Новосибирский филиал ГЦТК, который действовал и после отъезда образцовцев до самого окончания войны. Здесь, в Новосибирске, Сергей Образцов создал уже третью фронтовую бригаду из артистов театра кукол. Она дала более 100 представлений на разных участках Западного фронта.
Встреча с театром кукол круто изменила судьбу как минимум двух человек — Игоря Дивова и Зиновия Гердта, оба находились на излечении в госпиталях Новосибирска и, несмотря на серьёзные ранения, смогли стать известными артистами. А сам Сергей Владимирович Образцов в 1985 году ко Дню Победы написал письмо благодарности новосибирцам, приютившим театр в годы войны: «Дорогие товарищи новосибирцы! В мае вся страна будет праздновать День Победы над фашистской Германией. И я хочу, чтобы вы знали, что в этот день, вспоминая страшные годы войны, мы будем думать о Новосибирске, который приютил наш театр, не дал ему умереть… Спасибо вам большое!».
Материалы по теме:
Более 1 500 патриотических акций различного формата пройдёт в Новосибирской области в преддверии и во время празднования Дня Победы
Как эвакуированные в годы Великой Отечественной войны предприятия помогли Новосибирску стать промышленным центром Сибири?
Как Новосибирск встречал 9 мая 1945 года — в архивных документах и воспоминаниях очевидцев
22 июня 1941 года Маргарита Белова помнит до мельчайших подробностей: через два дня тринадцатилетняя школьница уже работала
Война застала пятнадцатилетнюю Настю Коровкину в детском доме города Пушкина
Пропавшего без вести почти 80 лет назад лейтенанта из Ордынского района нашли в Ленинградской области
Как вдова Героя Советского Союза Екатерина БАКУРОВА увековечивает память о своём муже