24.04.25

Капелька Сибири

Художница Нина МУХЛЫНИНА — об ордынской росписи, золотых медалях, учениках и будущем регионального бренда

ДОСЬЕ
НИНА МУХЛЫНИНА
Родилась 24 апреля 1955 года в деревне Тёмная (ныне Красная) Трубчевского района Брянской области. После школы поступила в Абрамцевское художественно-промышленное училище (Москва). Училась также в училище при хрустальном заводе в г. Дятькове Брянской области. Её изделия участвовали в выставках и были удостоены медалей ВДНХ СССР. В Новосибирскую область семья переехала в 1996-м. Педагог дополнительного образования, награждена многими профессиональными наградами, в том числе 12 золотыми медалями региональных и международных выставок. Заслуженный работник культуры и искусства Новосибирской области, почётный житель Ордынского района, награждена двумя медалями «За заслуги перед Новосибирской областью». Занесена в «Золотую книгу Новосибирской области» в номинации «Мастер — золотые руки», а также в международные и сибирские каталоги мастеров художественных ремёсел.

Выдающийся педагог, автор ордынской росписи Нина Ивановна МУХЛЫНИНА отмечает 24 апреля 70-летний юбилей, в этот день любимого педагога будут поздравлять многочисленные ученики, учившиеся у неё в Ордынской детской школе искусств, а ещё раньше в Доме детского творчества. История создания уникальной росписи, основанной на художественном приёме в технике «капелька», начиналась с авторской программы обучения детей «Путь к мастерству», получившей Большую золотую медаль на выставке «УчСиб-2002». Два года спустя авторский педагогический проект «Сибирской стороны узоры» произвёл настоящий фурор: получил две золотые медали на конкурсе «УчСиб», а сама Нина Ивановна ездила в Москву, где в Министерстве культуры ей вручили диплом в номинации «Лучший преподаватель ДШИ в РФ». В том же 2004 году получено свидетельство об авторском праве на ордынскую роспись.

Сегодня ордынскую роспись изучают в детских садах, школах и учреждениях дополнительного образования, студенты пишут дипломные работы, а в сувенирах, разлетевшихся по всему миру, безошибочно узнают Сибирь. В костюмах по эскизам художницы ансамбль «Чалдоны» проехал по всей России, номер так и назывался — «Мухлынинский сувенир».

— Нина Ивановна, похоже, профессию вам не нужно было выбирать, она сама вас нашла?

— Мне с детства нравилось рисовать, заниматься рукоделием. После окончания восьми классов поехала в Москву, поступила в Абрамцевское художественно-промышленное училище декоративно-прикладного искусства, где и мои сёстры учились. Мы все в отца, он был от природы талантлив. Всю жизнь мечтал рисовать, но до войны выучиться на художника не было возможности, а после уже не до того было. Талант отца передался не только мне, но и моим сестрам, старшая сестра Лариса — живописец, член Союза художников России, а брат стал мастером-краснодеревщиком, как папа.

— Расскажите о своём отце. Он же фронтовиком был?

— Батька у нас геройский, мы его очень любим, хотя родителей давно нет. Мой отец, Иван Андреевич Павликов, воевал связистом, кавалер ордена Славы I степени, был награждён орденами Красной Звезды и Красного Знамени, медалью «За отвагу», имел благодарственное письмо Сталина. Был ранен под Кёнигсбергом (Калининградом)… В Брянской области, где мы жили, во время Великой Отечественной войны эти места были под оккупацией, их бомбили. Местность холмистая, так вот эти овраги папа потом засадил лесом. Целый гектар — 80 сосен, 60 берёз, кустарники, яблони. И лавочек наделал, чтобы можно было отдыхать. На 9 Мая всегда собирались в этом лесу. Яблони как раз цвели. Он увлёкся Мичуриным, на одном дереве пять сортов яблок выращивал — от белого налива до антоновки, и груши были, от самых ранних до самых поздних.

— Как вы оказались в Сибири?

— В середине 1980-х годов вышла замуж и переехала с мужем в Киргизию, он сам из Кемерова. Я там работала в художественном объединении, освоила киргизские орнаменты, расписывала керамику, обучала росписи дунганских женщин. После распада СССР нам пришлось уехать, вернулись ко мне на родину, в Трубчевский район Брянской области, но после аварии на Чернобыльской АЭС жить там оказалось непросто — здоровье стало ухудшаться. Так по совету родственников в 1996 году мы переехали в Ордынку Новосибирской области, нам здесь всё очень понравилось — и природа, и климат, и люди. Я устроилась в Ордынский дом детского творчества педагогом дополнительного образования, а с 2005 года стала преподавателем в Ордынской детской школе искусств.

Ордынская роспись покорила весь мир. Фото Марины ШАБАНОВОЙ

— Ваш голубой цвет очень выразительный. Это зимняя серия, а есть ведь и летняя — зелёная?

— Голубой цвет — это ультрамарин смешивается с белилами и получается такой сияющий цвет, который служит фоном для элементов росписи. Народ любит зиму, потому что мороз, узоры, белое кружево — Сибирь. Хотя голубой цвет есть и в летних работах. Я и осень рисовала, и весну. В сюжетах росписи использую сибирские персонажи: красавец тетерев, хозяин Караканского бора — лось, а ещё вездесущие белки и сороки, в озёрах и реках — судак и стерлядь. Из растительности — сосны, ёлки, лесные ягоды, рябина и облепиха.

Нина Мухлынина со своими учениками в Ордынской Детской школе искусств.

— Получается, местная природа и её обитатели вдохновили вас на создание уникальной росписи?

— Я выбрала эту тему, потому что в Сибири нет своей росписи. Они в основном создавались в центральной части России. Меня интересовало, чем наш край богат. Исследовала флору и фауну Караканского бора — изучала птиц, животных, растения. Ходила в наш Ордынский музей, делала наброски. Работала так почти год, и очень меня захватила эта тема. Выбрала простые элементы, которые любой ребёнок нарисует: точечки, капельки, — эту технику легко освоить и превратить в узор. За основу взяла цвета российского флага и герба Ордынского района, всего семь цветов.

— Ваш голубой цвет очень выразительный. Это зимняя серия, а есть ведь и летняя — зелёная?

— Голубой цвет — это ультрамарин смешивается с белилами и получается такой сияющий цвет, который служит фоном для элементов росписи. Народ любит зиму, потому что мороз, узоры, белое кружево — Сибирь. Хотя голубой цвет есть и в летних работах. Я и осень рисовала, и весну. В сюжетах росписи используются сибирские персонажи: красавец-тетерев, хозяин Караканского бора лось, а ещё вездесущие белки и сороки, в озёрах и реках — судак и стерлядь. Из растительности — сосны, ёлки, лесные ягоды, рябина и облепиха.

Матрёшки в ордынской росписи. Работа Нины Мухлыниной. Фото Марины ШАБАНОВОЙ

— Сельский пейзаж, бревенчатые домики — это всё вам родное?

— Мне хотелось сохранить образ традиционной сибирской деревни, где царит гармония с природой, где всё узнаваемо и близко. Хотелось, чтобы осталась в памяти деревянная Сибирь, чтобы дети видели и знали. Это ведь своего рода культурный код. Домики с крышами и палисадниками. Сейчас же используют новые материалы, обшивают сайдингом, заборы глухие делают. А раньше за штакетником был палисадник, всё прозрачно, сосед соседа видел.

— Вы в каждую свою работу столько любви вкладываете. Где источник такой энергии?

— Я очень люблю красивое, сердце заходится от красоты — картины, скульптуры, архитектурные ансамбли. Мне повезло, я занималась и продолжаю заниматься любимым делом, что приносит радость. С моими учениками мы изучали традиционные росписи России, ордынскую роспись, конечно, занимались вышивкой разных народов, ткали гобелены, расписывали батик, делали сувениры. Сейчас ученики продолжают моё дело. Мой младший сын Роман преподаёт художественную роспись в школе искусств и руководит студией «Народные промыслы» для детей и взрослых, которую я много лет вела. Внучка Анастасия — художник, занимается компьютерной графикой, она представляла ордынскую роспись на Международном форуме-выставке в Страсбурге в 2018 году, где наша роспись получила медаль.

Нина Мухлынина с Большой Золотой медалью выставки «УчСиб-2004».

— Какое будущее ордынской росписи вы бы пожелали?

— Роспись включена в туристические маршруты, и до санкций к нам приезжало много иностранных туристов, мастер-классы в нашей школе искусств посещали туристы из Франции, Германии, Италии, США. Сейчас приезжают российские туристы, школьники.

С этого учебного года я ушла на пенсию по состоянию здоровья. Появилось больше времени, хочу написать методическое пособие по технике росписи, к этому есть большой интерес сейчас. Мечтаю выпустить серию раскрасок, чтобы зажечь народным искусством как можно больше детей и взрослых.

— Что нужно, чтобы региональный бренд развивался?

— Для того чтобы наладить производство, нужны инвестиции, это не по силам районному бюджету. Материалы, краски, заготовки, которые мы заказываем, а потом расписываем, — это всё денег стоит, а ещё помещение. Может быть, найдётся бизнесмен… Только для такого дела нужны хорошие люди, ведь красоту должны нести люди с чистой душой.

БРЕНД


15 ноября 2021 года получено свидетельство об исключительном праве на географическое указание №272/1 Ордынская роспись. Так в Новосибирской области было зарегистрировано первое географическое указание как объект интеллектуальной деятельности. В 2023 году ордынская роспись стала официальным брендом региона на форуме-выставке «Россия» ВДНХ в Москве, расписанные игрушки украсили новогоднюю ёлку Новосибирской области, а мастер-класс Нины Мухлыниной вызвал большой интерес и собрал несколько десятков участников.
Марина ШАБАНОВА | Фото Валерия ПАНОВА, автора и предоставленные Ниной МУХЛЫНИНОЙ
back

Материалы по теме:

09.01.23 Кто я и откуда?

Новосибирцы всё больше интересуются историей своей семьи и места, в котором они живут, — куда обращаться и какие ресурсы использовать?

14.04.21 Что бы это значило?

Курья, Баган, Чаны, Сокур, Искитим… Краеведы из аула Нижнебаяновский Карасукского района составили словарь тюркской топонимики Новосибирской области и Алтая

15.07.20 Сибирь расписная

Жительница Ордынки создала и запатентовала новый вид росписи — о нём теперь знают не только в России

30.06.20 С чего начинается Мыс?

В селе Казачий Мыс ищут свои корни, не верят легендам и хранят кости мамонтов

21.05.20 Лёгкость перевода

В маленьком селе, основанном двести лет назад, конструируют мотоблоки и переводят старые названия для словаря тюркской топонимики

15.01.20 Удачи Неудачина

Пять лет существует в Неудачино дом-музей Абрама Яковлевича Штеффена, единственный в своём роде за Уралом

11.11.19 Басенки-куралесинки из Чирухи

В деревне Поротниково в рекруты «провожают», страшилки рассказывают и устраивают представления с погружением в быт русских старожилов Сибири

25.10.18 Пепел и пламя

Как составить свою родословную? Советы от педагога-психолога центра «Диалог» и члена Новосибирского историко-родословного общества Ирины СЫРОКВАШИНОЙ

up